Судовая практика-собрание практических советов по управлению судном в
различных условиях и использованию для этих целей судового оборудования.
К управлению судном относятся самые разнообразные маневры, такие, как
швартовка, постановка на якорь и снятие с якоря, плавание в сложных
гидрометеорологических условиях, шлюзование и т. п.
Судовая практика тесно связана с судовождением, так как именно
практические приемы управления судном обеспечивают движение судна по
безопасному и наикратчайшему пути, выбранному с помощью лоции и
навигации. На базе обобщения судовой практики выработан ряд положений,
регулирующих безопасность во время движения и стоянки судов, их
взаимного расхождения при встрече, обгоне и в других случаях. Эти
правила, совершенно обязательные для судоводителей, известны под
названиями: "Правила для предупреждения столкновения судов в море (ППСС)",
"Правила плавания по внутренним судоходным путям".
Судовая практика рассматривает теорию и конструкцию судов, их мореходные
качества, маневренные элементы и факторы, влияющие на управление судном,
а также эксплуатацию судовых устройств и оборудования, используемых для
управления судном, и в первую очередь рулевого, якорного, швартового.
Управление судном на море и реке неодинаково. На море, озерах,
водохранилищах одним из основных факторов, затрудняющих плавание,
являются волны, а в условиях речного плавания волны не имеют особого
значения, так как они обычно малы. На реке препятствием для плавания
служит ограниченность фарватера по глубине и ширине, течение, резкое и
частое изменение глубины. Судну, плавающему в естественных речных
условиях, приходится все время маневрировать. Поэтому судовая практика
очень тесно соприкасается с лоцией и навигацией положениями,
регламентирующими безопасность плавания, гидрометеорологией, районом
плавания, теорией и конструкцией судов и их оборудованием,
навигационными (мореходными) качествами и маневренными элементами судов,
эксплуатацией различных типов судов, судовых устройств и систем и т. д.
Судовая практика обобщает опыт управления судами различных типов.
Управление маломерными моторными судами имеет свои особенности.
Маломерное судно для обеспечения достаточной пассажировместимости и
безопасности плавания должно обладать навигационными качествами -
плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью и
управляемостью. Ходкость, управляемость и инерция - это маневренные
элементы судна.
Условия плавания маломерного судна с механическим двигателем, особенно в
дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в
открытом море, озере, водохранилище вне видимости берегов и в прибрежных
районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми
глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра сменяется широким
водохранилищем с тяжелыми ветровым и волновым режимами, шлюзованным
каналом с оживленным движением судов.
Даже и в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В
зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания
часто и значительно изменяется. Например, плавание в шторм на открытых
водных пространствах отличается от плавания в штиль, плавание на реке в
межень отличается от плавания в половодье. Плавание также может быть
различным для одного и того же района, до и после попусков воды через
плотины.
Изменение условий плавания обычно связано с изменением района движения
судна, гидрометеорологических и других условий, что может потребовать
изменения методов эксплуатации судна, его навигационных и маневренных
элементов для обеспечения следования безопасным курсом по планируемому
маршруту. Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить
динамические или статические навигационные (мореходные) качества не
приспособленного к плаванию на волнении судна и повлечь за собой
нежелательные последствия. Поэтому органами технического надзора все
суда в соответствии с условиями плавания в различных районах разделяются
на классы. Судоводитель маломерного судна должен уметь изменять
навигационные качества и маневренные элементы своего судна в зависимости
от условий плавания, улучшая его эксплуатацию. Изменение их нужно
производить осторожно, так как улучшение одних элементов ведет за собой
ухудшение других.