Влияние волнения, влияние течения на
управляемость судна
Влияние волнения
Волнение затрудняет плавание, вызывает качку, сильная волна осложняет
работу гребного винта, который вместе с кормой может периодически
оголяться. Это понижает упор винта, уменьшает скорость движения судна,
снижает действие винта на перо руля. В момент оголения носа и особенно
винта судно сразу же становится сильно подверженным действию ветра,
сбивается с курса; для судов с подвесными моторами это имеет место даже
при небольшом волнении. Сильные удары волн могут повредить корпус,
механизмы, смыть людей за борт и причинить другие неприятности. Выход
винта из воды вредно отражается на двигателе, а также на корпусе судна.
Удары волн мешают своевременно и быстро перекладывать руль. На волне
труднее выбрать и удержать заданный курс.
При встречных волнах, если они не останавливают судно, управлять им
несколько легче, чем при попутных и бортовых. При встречных волнах судно
лучше держится на курсе.
На мелководье волнение не только мешает управлять судном, ио может
вызвать повреждение днища корпуса от удара о дно или поломку руля и
винта.
Влияние течения
Течение оказывает большое влияние па управление и маневренные элементы
судна относительно грунта (берегов).
При ходе против течения судно хорошо слушается руля, уменьшается инерция
судна и его легче остановить. Сложнее управлять рулем па поворотах судна
при попутном течении, при котором судно хуже слушается руля.
Следовательно, при движении вниз по течению труднее выполнять различные
маневры. С увеличением скорости течения увеличивается расстояние,
необходимое для поворота судна, идущего вниз, так как удлиняется и
искажается кривая циркуляции, если ее рисовать относительно берега.
Лучшие условия управления судном и, в частности, его остановкой при
движении против течения используются судоводителями при подходе к
причалу и швартовке, т. е. судно, идущее по течению, подходит к причалу
или берегу после разворота ниже причала на обратный курс.
Особенно неприятны свальные течения, проходящие под углом к основному
потоку, так как они вызывают резкое смещение судна с избранного курса
(снос с курса). Подобно свальному течению действует поток (течение) в
относительно спокойной реке, водохранилище, озере, в море, например в
местах впадения притоков, речек, при сгонно-нагонных явлениях.
Наибольший снос испытывает судно при следовании бортом к течению.
Направление и скорость течения могут непрерывно меняться от действия
приливов, отливов, ветра, особенно в устьях и на берегах рек, а также за
различными мысами и островами.
Чтобы предупредить снос судна течением с курса, можно переложить руль и
уклониться по направлению па это течение. Тогда судно пойдет по
направлению равнодействующей скорости течения и своего хода. Угол
поправки на течение определяют глазомерно по наблюдению за береговыми и
плавучими знаками.