Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Как Римская империя стала терять свою силу

Новичок, начни здесь!

Отрывок из книги «От рассвета до заката»:

Брак без мужней власти (sine manu) становился общеупотребительным. Супруги по новым законам были равноправными субъектами. Старые традиции отходят в прошлое. Напомню, что раньше невеста не сама переступала порог дома мужа, а ее переносил муж. «Видимо, это отголосок древнего похищения сабинянок: ведь первые жены римлян были похищены и не сами вошли в дом, так и покинуть его могут, только если их к этому вынудят. Так и у нас в Беотии, сжигают перед дверьми ось повозки, показывая этим, что невеста должна остаться в доме, так как ей не на чем ехать назад». (Плутарх «Римские вопросы»).

При совершении брачного обряда невеста говорила: «Где ты - мой Гай, там и я - твоя Гая!» Смысл этих слов был: «Где ты - хозяин, там и я - хозяйка!» Имена Гай и Гая использовались как самые ходовые. В русском варианте это бы звучало, наверное, так: «Где ты - мой Иван, там и я - твоя Марья!»

В соответствии с новыми законами, женщина становилась независимой, т.е. эмансипировалась от мужа. По древним римским законам муж, заставший свою жену с любовником, был обязан убить и ее, и любовника. В противном случае, он сам осуждался за сводничество (lenocinium). В позднее время нравы значительно смягчились. По закону Августа от 18 года н.э. «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) муж обязан был донести об измене в магистрат и развестись с женой. Любовникам устанавливалось наказание в виде ссылки на острова (relegatio in insulam). Чтобы обойти закон, почтенные римские матроны стали регистрироваться проститутками, получая, таким образом, разрешение на легальный разврат (licentia sturpi). Об этом, наряду с Тацитом, говорит Светоний: «Были бесстыжие женщины, которые отрекались от прав и достоинств матроны, сами объявляли себя проститутками, чтобы уйти от кары закона». Такова была эволюция стыдливой и полной достоинства римской матроны! Таково было воздействие легальной проституции на римскую семью!

Теперь перед римской женщиной встал непростой вопрос о том, как избежать нежелательных последствий своего блуда. Римлянки знали о существовании «залетных дней», применяли они и прерванное половое сношение. У врача Сорана можно прочитать о вагинальных тампонах, пропитанных неким клейким веществом, замедляющим скорость сперматозоидов и стягивающим шейку матки. Другие, рекомендуемые римскими эскулапами меры, были явно неэффективны. Так некий Аэтиос из Амиды советует: «Носи с собой кусок утробы львицы в шкатулке из слоновой кости - это очень помогает». По рецепту Плиния, помогает «мышиный помет, применяемый в виде жидкой мази». В другом месте Плиний рекомендует смазывать бедра женщины «кровью, взятой из клещей на коже дикого черного быка». Сначала, однако, надо было поймать быка :)))

Больший эффект давали альтернативные формы сексуальной близости, широко практикуемые в Риме. Об этом можно прочитать в «Послании к римлянам» апостола Павла (1:26-27): «Бог отдал их в жертву позорным страстям потому, что женщины изменили природный способ сношения с мужчиной другим, который противен природе. Равным образом и мужчины отказались от естественного способа сношения с женщиной и воспылали порочной страстью друг к другу».

Широко применялись и аборты. Обычно изгнание плода осуществлялось путем применения плодогонных средств. Если эти средства оказывались неэффективными, приходилось прокалывать плод смертоносным железным стержнем.

В отличие от современного матриархата, где детоубийство приравнивается к неприятной медицинской процедуре, в Риме аборт официально считался уголовным преступлением. По римским законам, идущим еще от «Законов XII таблиц», еще не родившийся, но зачатый ребенок признавался субъектом права. Например, в случае смерти отца, при разделе имущества, народившийся ребенок также являлся законным наследником. Текст закона гласил: «Кто примет плодогонное средство, даже без преступного намерения, ссылается на рудники, если она бедна. Богатые ссылаются на остров и часть их имущества конфискуется. Если результатом выпитого лекарства явится смерть матери и ребенка, то виновный наказывается смертью».

Овидий пишет: «Женщины, зачем вводить в свое чрево смертоносное орудие, зачем давать яд ребенку, который еще не жил?» Говоря о первой женщине, которая сделала аборт, Овидий восклицает: «За эту борьбу против природы, она заслуживает смерти: ей хотелось избежать появления нескольких складок на животе!»

Тем не менее, вытравливание плода стало обычным делом для римских нравов и проводилось почти открыто.

Чтобы избавиться от новорожденного, женщины относили их на берег Велабра, к Авентинскому холму. К этому же месту приходили другие, которым дети, обреченные на гибель, были нужны для своих целей. Ювенал пишет: «Я говорю об убийствах детей и о коварстве тех женщин, которые, насмехаясь над обетами и радостью своих мужей, приносят им с берегов гнусного Велабра наследников, отцами которых те себя почитают».

Следствием сексуальной дерегуляции стало широкое распространение в Риме как бесплодия, так и болезней имени богини любви Венеры. В своих трудах римский врач Гален подробно описывает гонорею, название которой произошло от слов gone - сперма и reein - течь. Описывает он и язвы на половых органах, гортани и анусе, похожие на сифилитические. Гиппократ описывает язву, называемую им clarus, напоминающую мягкий шанкр. Под наименованием phugetlon Гален описывает воспаление лимфатических узлов при венерической болезни. Им же зафиксированы клинические проявления герпетической сыпи (herpes). Кандиломы описываются у Галена под названием phicus.

Теперь депопуляция стала постоянным и определяющим фактором жизни Вечного города. Рей Тэннэхилл пишет: «Нигде ситуация не была настолько фатальной и настолько устойчивой, как в Древнем Риме».

Эту главу я закончу словами Тита Ливия: «Мне бы хотелось, чтобы читатель задумался над тем, какова была жизнь, каковы нравы, каким людям и какому образу действий держава обязана своим зарождением и ростом. Пусть далее он последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали неудержимо падать. Как дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарств от них переносить не в силах».

Условия получения книги тут: http://masculist.ru/blogs/leo/-ot-rassveta-do-zakata.html



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к статье Список без дерева

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты