МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Я призналась мужу в измене": личный опыт

Нужно ли рассказывать о своих похождениях

«Пока за хрен не поймали — не сознавайся!» — эта грубоватая мужская присказка насчет супружеских измен, по мнению психологов, таит в себе львиную долю истины. Специалисты убеждены, что изменщик любого пола должен, как партизан на допросе, молчать до последнего, даже если уже решил уйти к другому партнеру. Неверность в любви — тот самый случай, когда «чистосердечное» только усугубляет участь.

Почему в «леваке» нельзя признаваться ни при каких обстоятельствах, «МК» разбирался с помощью психологов.

Припадок правды-матки

— Дело в том, что для нашей с вами психики просто расстаться — это одно, а когда тебя на кого-то променяли — совсем другое, — говорит психолог-практик Елена Пиховкина. — Добивать откровениями того, от кого уходите, — все равно что бить лежачего. А рассчитывать при помощи признания очистить совесть и начать все сначала (взбодрить, проучить, отомстить) — верх наивности!

Истории из ее практики подтверждают сказанное (все имена изменены. — Авт.).

28-летняя Алена до сих пор переживает крушение своей красивой лав-стори:

— У нас с Вадимом с первого дня совместной жизни все пошло гладко, никаких притирок, бытовых неурядиц. Я смотрела на него и сама себе завидовала — как мне повезло! Я была в эйфории…

Эта эйфория длилась больше года. Катастрофа разразилась в тот самый вечер, когда Вадим пришел с кольцом и сделал Алене предложение.

— Конечно, я согласилась! Потом мы сидели за бутылочкой вина и вспоминали нашу первую встречу. Вадим говорил, что влюбился с первого взгляда... И тут меня черт дернул! До сих пор не очень понимаю, как это вышло! Я хотела донести до Вадима, что во мне любовь к нему вспыхнула хотя и не сразу, зато всерьез и надолго.

На такой серьезный этап отношений, как законный брак, Алене хотелось вступить с чистой совестью, начать все с чистого листа:

— Я взяла и призналась Вадиму, что первые три месяца наших встреч у меня был «параллельный» кавалер. И что я решительно его бросила, как только поняла, что мои чувства к Вадиму серьезны. Помню, как Вадим изменился в лице…

Никаких «киношных» сцен, по словам Алены, не последовало:

— Вадим почему-то все пытался уточнить прямо по дням, когда именно я рассталась с «параллельным», — делится Алена. — Я еще честно пыталась припомнить даты, а про себя думала, какое это имеет значение, если было полгода назад, а теперь мы вместе и счастливы?!

В тот вечер они допили вино, пообещали впредь хранить друг другу верность. Но именно тогда что-то сломалось.

— Между нами начались мелкие ссоры по пустякам, взаимное недовольство. Мое признание породило в нем раздражение, с которым он пытался справиться, но так и не смог. Это теперь я понимаю, после года работы с психологом, а тогда заявление Вадима было как снег на голову.

Где-то через месяц после роковой откровенности Алены Вадим предложил ей расстаться:

— Он смягчил это как мог, — признает Алена. — Сказал, что его отправляют в срочную командировку на неопределенный срок. А для нас это, мол, случай пожить отдельно и еще раз проверить свои чувства… Я, конечно, собрала вещи и ушла, а Вадим обещал позвонить, как только прояснится с командировкой.

Через неделю он позвонил со словами, что «думал, что сможет с этим жить, но ничего не выходит, и им с Аленой следует расстаться».

— Мол, ему больно представлять, что в те самые дни и ночи, когда он только обо мне и думал, я спала с другим мужиком, — пересказывает слова несостоявшегося жениха Алена. — «Лучше бы ты мне этого не рассказывала!» — так и сказал...

— Если измена случайная, то, по большому счету, в ней нет ничего страшного, — считает психолог-практик Елена Пиховкина. — Но торжественно сообщить о ней — значит придать ей статус значимого события и поставить своего партнера перед выбором — простить и остаться или проявить гордость и расстаться. Любовь — чувство собственническое. И хотя многие пары декларируют, что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», на деле мало кто к этой правде действительно готов. Простить или не простить измену — это о степени, но не любви, а самолюбия. Можно очень любить и именно поэтому быть не в состоянии простить неверность. А можно любить не очень, и именно поэтому суметь закрыть глаза на поступок партнера. Чаще всего именно любящая порядочная женщина больше всего мучается после случайной измены. Ее так и тянет очистить совесть и «вернуть честность в отношения», признавшись во всем мужчине, «чтобы между нами не было тайн». Она надеется, что ей станет легче, но она не думает, а станет ли легче мужчине? При этом женщины, живущие в браках по расчету, рассуждают хотя и циничнее, зато щадят самолюбие своих мужей. Если планируете с мужчиной совместное будущее, найдите в себе силы промолчать о своих прегрешениях. Если покаяться не терпится, расскажите кому-нибудь, кому доверяете, но только не партнеру, которому изменили. Пожалейте и себя, и партнера: жить в роли «простившего», зная правду, очень непросто, и не исключено, что, простив на словах, рано или поздно он все равно не выдержит. Откровенничать можно только касательно того времени, когда вы еще не были парой. Да и то с большой осторожностью: мужчинам неприятно делить свою женщину с другим даже в ее воспоминаниях.

У большинства мужчин аксиома «не признаваться ни за что» сидит так глубоко, что их не разговорить даже под пытками или гипнозом. Однако, как выясняется, «правда-матка приступообразного характера» знакома и им.

— Я был женат на Насте четыре года, когда встретил Юлю, — рассказывает 36-летний Николай. — Настю я очень любил, но от Юльки будто крышу снесло! Сначала думал — вот пересплю с ней и успокоюсь. Но потом только еще больше стало к ней тянуть. Месяца три бегал к ней при любом случае. Потом решил, что, раз такое дело, надо от Насти уходить. Но на откровенный разговор с женой все не решался, жалко было и ее, и дочку 3-летнюю.

Николай все еще не поговорил с женой, когда, явившись без звонка, застал свою Юлю с другим.

— Меня так накрыло, что я примчался к Насте, признался ей в любви, а заодно и в том, что совершил ужасную ошибку. Это было искренне. Я хотел сказать, что эта ошибка только доказала, как я люблю свою семью, что впредь я никогда даже не посмотрю в сторону других женщин… Настя сначала только хлопала глазами, потом расплакалась. Сказала, что догадывалась, что у меня кто-то есть, но не хотела верить этому. Потом стала выпытывать подробности. Но тут уж меня отпустило, и хватило ума обойтись без деталей.

Николай рассказывает, что Настя его вроде бы простила, семья сохранилась… но жить в ней невозможно!

— С тех пор не было и дня, чтобы я не проклинал себя за этот порыв! Жена без конца припоминает мне неверность, даже когда это совсем не к месту. На работе задержали — что, шлялся опять? Маму собираюсь навестить — уж не «налево» ли намылился? И теперь я не могу жене даже слова сказать, даже когда она откровенно не права, у нее всегда одна отмазка — та моя история. Недавно, например, в субботу вечером уехала встречаться с подружками, вернулась за полночь, пьяненькая… Сделал ей замечание, спокойно причем, а она мне: «Кто бы говорил, я хоть с подружками, а не с мужиками!» Очень гадко, когда тебя без конца пилят за то, что было, да сплыло!

— Мужской вариант «очистки совести», — оценивает порыв Николая психолог. — Женщины чаще прощают измену, но это вовсе не значит, что им легче жить с этим знанием. Единожды обманутых жен постоянно терзают сомнения из серии: он знает, что я знаю и простила, значит, может сделать это еще раз… Именно поэтому простившие жены не могут справиться с собой и постоянно напоминают мужу о содеянном: они надеются, что таким образом предостерегут его от новой ошибки. А жить с этими бесконечными напоминаниями тяжело обеим сторонам.

Фото: Геннадий Черкасов

Взбодрила тем, что было

По словам 29-летней Надежды, ее супруг Игорь, теперь уже бывший, — человек сдержанный, молчаливый, скупой на эмоции.

— Он старше меня всего на три года, но такое ощущение, что на все 33! — делится Надя. — Вместе мы были два года с хвостиком. Сначала все было неплохо. Конечно, и тогда Игорь не был эмоциональным болтуном, но все же я чувствовала себя рядом с ним женщиной. В начале семейной жизни у нас тоже было много интима, задушевных разговоров… Говорила в основном я, но Игорь внимательно слушал, давал обратную связь. Но постепенно это все сошло на нет. Супружеский долг превратился именно в долг, муж исполнял его строго по субботам. Никакой страсти я не чувствовала, иногда мне казалось, что я живу с вежливым роботом. Мне катастрофически не хватало эмоций! Рассказываю ему, какой у нас на работе скандал, а он мне: «Это да!» — и все! Я хотела, чтобы между нами было доверие, откровенность. Ну и интим, конечно, страсть. Но муж как устрица, которую ничем не выманить из раковины.

Этим Надежда объясняет то, что, отправившись на выездной корпоративный тренинг, ответила на ухаживания женатого коллеги и переспала с ним.

— Понятно, что серьезных намерений не было ни с чьей стороны, — признает неверная жена. — Просто выпили, потанцевали, захотелось взбодриться, почувствовать себя женщиной. Наутро было немного неловко, конечно, работать же еще с этим человеком. Я вдруг подумала, что никогда бы так не поступила, если бы Игорь не вел себя как отмороженный! И решила, что он должен разделить со мной ответственность. Мне пришло в голову взбодрить и его.

Вернувшись домой, Надя дождалась удобного момента и покаялась в том, что «коллеге удалось ее соблазнить».

— У Игоря заходили желваки, сжались кулаки, но буквально через минуту он взял себя в руки и заявил: «Раз ты рассказываешь об этом, значит, для тебя это в прошлом. Я рад. Давай закроем эту тему навсегда». И все!

Надя признается, что лучше бы муж накричал на нее или даже поднял руку:

— Здоровый мужик не может сохранять такое равнодушие, когда ему изменила жена! А этот уже через минуту меня простил! Психолог говорит, что у него просто такое самообладание, на самом деле ему было тяжело. Но откуда мне знать, почему именно ему тяжело? Не потому ли, что собственного жилья в столице у него нет, а со мной ему удобнее?!

Как бы то ни было, но после рокового признания жены совместная жизнь оказалась недолгой — не прошло и месяца, как Надя выгнала Игоря.

— Со стороны глупость какая-то: сама изменила со случайным человеком и сама же выставила за дверь мужа, который не пил, не гулял, — горько усмехается Надя. — Но с того разговора как посмотрю на мужа, так вспоминаю его реакцию на мое признание! Мне было тяжело жить с холодным человеком, но с мужиком, которого не трогает даже измена, жить, оказывается, вообще невозможно!

— Недостаток внимания — хрестоматийная причина женских измен, — резюмирует психолог. — В силу особенностей женской физиологии мало кому из дам, в отличие от мужчин, хочется просто интима с новым партнером. Если женщина влюблена всерьез, она сделает все возможное, чтобы построить с возлюбленным прочные отношения. Если же серьезных планов нет, но женщина продолжает «ходить налево», значит, таким образом она либо проверяет свою привлекательность (повышает самооценку), либо пытается привлечь внимание своего основного партнера (мужа), либо ему мстит.

Придумай же что-нибудь!

Зато неверные партнеры, которые «придумали что-нибудь», ни разу об этом не пожалели.

— Лет пять назад у меня был бурный роман на стороне, — вспоминает Татьяна, сейчас ей 41. — Я всерьез собиралась уходить к возлюбленному. Мы все решили, оставалось только поговорить ему с женой, мне с мужем. Я была настолько увлечена, что о муже думала меньше всего, уже даже особо не пряталась, приходила поздно, иногда не появлялась даже на ночь. Но решающий разговор все же откладывала, хотела получше к нему подготовиться, взвесить каждое слово. Все-таки мы душа в душу прожили 13 лет, у нас общая дочь, и совсем уж портить отношения мне не хотелось. Все размышляла, как бы поаккуратнее поставить его перед фактом, что я ухожу.

Пока Татьяна собиралась с мыслями, муж вдруг сам вызвал ее на откровенность. Заявил, что не слепой и прекрасно видит, что происходит с его женой:

— Предложил поговорить начистоту и попробовать начать все с чистого листа. Мол, он признается в прегрешениях мне, я — ему.

В доказательство честности своих намерений муж поведал жене о паре-тройке кратких адюльтеров, случившихся с ним во время командировок. И стал ждать ответной откровенности.

— Мне вдруг так гадко стало! — до сих пор удивляется своей реакции Таня. — Такого я от него вообще не ожидала! Да как он смел мне изменять?! Мне казалось, что мужа я давно разлюбила, а тут вдруг такой гнев во мне поднялся! И я вдруг взяла и назло ему заявила: «Да? А я вот никогда тебе не изменяла, была верна все эти 13 лет!» Тут настала его очередь выпасть в осадок! Конечно, он что-то подозревал, замечал… И вдруг перед ним верная жена!

Таня вспоминает, что после того разговора ее муж заметно повеселел:

— Он не хотел со мной расставаться и очень боялся моего признания, потому что после такого уже не отмолчишься, приходится что-то решать. И, видимо, судьба была на его стороне! Вскоре у нас с любовником все пошло наперекосяк…

Танин возлюбленный так и не смог уйти из семьи, предложил ей и дальше встречаться тайно. Татьяну это не устроило, они расстались.

— Я осталась с мужем, — резюмирует Татьяна. — Хотя меня еще долго коробили его вскрывшиеся измены. Думаю, что смогла их простить только потому, что сама на тот момент была влюблена в другого. И все равно втихаря тешила себя надеждой, что муж все это придумал, чтобы, расставаясь, мы были квиты. Сейчас у нас все прекрасно, словно ренессанс былой любви. И я точно знаю одно: если бы о неверности мужа я узнала не при таких обстоятельствах, это был бы страшнейший удар!

— В старину абреки (горные разбойники) придерживались негласного правила: доложить старейшине — значит вынудить его к действиям, — проводит аналогию психолог. — Например, главарь абреков мог сам догадываться, что кое-кто из его окружения с ним нечестен, но по разным причинам воздерживаться от кары. Но если об этом ему докладывал кто-то из нижестоящих, старейшина обязан был реагировать, чтобы не потерять авторитет среди своих подданных. Этот «закон гор» в полной мере относится и к измене в любви. Иногда «главарь» сам не хочет неприятных известий, толкающих его на кару виновного. Ведь догадываться — это одно, а знать наверняка — совсем другое.

59-летний Алексей гордится, что прожил с женой почти 40 лет, хотя дважды уходил от нее к другим женщинам. Залогом своего семейного счастья Алексей считает молчание. А «покаяние», по его мнению, только с виду честный поступок, а на деле — крайняя жестокость. И ничего, кроме дополнительных мук, обманутой стороне оно не принесет:

— В деле измены простота хуже воровства! Есть такое понятие — ложь во спасение. А в случае супружеской неверности спасение в молчании. Я два раза уходил, но не сложилось, возвращался в семью. И оба раза супруга меня приняла назад. А знаете, почему? Потому что я никогда не сознавался, что ухожу к другой! Говорил что угодно, только не это. Мне нужно подумать, побыть одному. Давай поживем некоторое время отдельно. У меня проблемы на работе. Пошаливает мужское здоровье — годится все, кроме признания, что ты предпочел ей другую! Женщина так устроена: даже если на словах простит, в душе не забудет ни за что. А дальше уж от характера зависит. Стерва запилит, станет при любом случае припоминать. А неуверенная в себе будет молча страдать и, чуть что, подозревать, что ты снова уйдешь.

Что ж, у каждого из нас есть право на личное пространство и на тайны, которые любимой половине знать не только не обязательно, но даже вредно. Но еще лучше и себя любимого «страшными тайнами» не отравлять, живя по принципу: я не изменяю, потому что уважаю свой выбор, а следовательно, и себя.

Читайте также: Целительница объяснила слабое здоровье молодежи: «Гниют с головы»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах