Древнейшая и вечная? Работает ли "шведская модель"

  • Яна Литвинова
  • Русская служба Би-би-си, Лондон

Автор фото, istock

Подпись к фото, Может ли "Шведская модель" быть успешной в других странах

Французский парламент принял закон, который делает незаконной плату за сексуальные услуги. Человеку, уличенному в незаконной сделке, грозит штраф до 3750 евро (более 4200 долларов США).

Кроме того, нарушителям придется в обязательном порядке посещать специальные семинары, на которых им будут рассказывать о нелегких условиях, в которых трудятся эти женщины.

"Шведская модель"

В 1999 году Швеция перевернула представления о проституции с ног на голову: она приняла законодательство, согласно которому платить за сексуальные услуги стало незаконным, тогда как продавать их никто не запрещал.

К сожалению, мы не можем показать вам эту часть истории из-за малого объема мобильной страницы.
Откройте полную версию страницы, чтобы увидеть весь контент.

В первые годы после принятия закона правительство Швеции утверждало, что число представительниц древнейшей профессии на улицах стало значительно меньше, так же как и женщин, привозимых в страну нелегально и продаваемых в сексуальное рабство.

  • topcat2

Главное, что отличает Швецию – это то, что законы против проституции тесно связаны с другими социальными программами. По большому счету, шведскую модель нельзя перенести в иную страну, если предварительно не подогнать ее стандарты под уникальный для Швеции "социалистический капитализм".

"Это – уникальная модель. Она включает в себя сильное социальное государство, уже существующие институты, помогающие женщинам, если они этого захотят, сменить профессию, полная переквалификация полицейских, которые теперь считают женщин не преступницами, а жертвами, и образовательные программы по изменению менталитета общества", - написала американская журналистка и защитница прав женщин Мегэнн Мерфи.

Шведское правительство считало свое решение одной из древнейших проблем человеческого общества настолько удачным, что активно пропагандировало его и за границей. В результате "шведскую модель" приняли Норвегия, Исландия, и вот теперь Франция.

"Какой смысл печь хлеб, если его никто не покупает?"

В Европе, когда речь заходит о том, как бороться с проституцией, как правило, разговор идет по одному из двух направлений.

По поводу того, какое из этих направлений является главным, ломали копья политики, активистки феминистского движения и даже сами работницы "горячего цеха".

  • Направление первое: Полная легализация

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото, В Нидерландах проституция полностью легализована

Первыми по этому тернистому пути прошли Нидерланды, чьему примеру в 2002 году последовала и Германия.

Результат? Не то чтобы очень хороший: нелегальная проституция выросла, организованная преступность стала еще более организованной и влиятельной, а условия для работающих в секс-индустрии женщин особо не улучшились.

Как заявила член Европейского парламента от Британии Мери Ханибол: "Очень хотелось бы, чтобы женщины работали в безопасных условиях, с этим никто не спорит. Но очень часто мы не вглядываемся в то, что происходит на заднем плане, а происходит там торговля женщинами и другая преступная деятельность".

  • Направление второе: "Шведская модель" не работает? А если не работает, то почему?

Автор фото, AFP

Подпись к фото, В октябре 1999 года платить за секс в Стокгольме было еще можно...

Во-первых, потому что в результате общественное мнение еще больше ополчается против женщин, а во-вторых, потому что в результате их бизнес уходит в подполье.

Надя ван дер Линде, координатор базирующейся в Амстердаме группы "Фонд красного зонтика", которая дает гранты на программы по борьбе за права работников сексуального сектора, описала ситуацию следующим образом: "У секс-работников не будет работы, если у них не будет клиентов. В результате все эти женщины, мужчины и трансгендеры оказываются в более опасном положении, поскольку они не могут работать открыто".

Как сказала в интервью одному шведскому журналу работница секс-индустрии по имени Анна: "Какой смысл в том, что я по-прежнему могу печь хлеб, если клиент боится его купить?".

Если "Шведская модель" не работает, почему ее перенимают в других странах?

Ну, тут уж мы углубляемся в область психологии. Самый простой ответ – потому что легализация требует гигантского прыжка в общественном сознании, которое достигается годами, если не десятилетиями.

К тому же искоренение проституции, или борьба с ней, являются беспроигрышными темами в предвыборных кампаниях любой демократической партии, хоть правого, хоть левого толка.

Автор фото, eunews

Подпись к фото, Резолюция Европейского парламента призывает наказывать клиентов, а не проституток

В результате активного лоббирования многочисленных правозащитных групп, Европейский парламент в феврале 2014 года принял не обязательную к исполнению резолюцию, в которой говорилось следующее: "Страны ЕС должны уменьшить спрос на проституцию, наказывая клиентов, а не самих проституток. Проституция – это надругательство над человеческим достоинством, вне зависимости от того, является ли она добровольной или вынужденной. Государства-члены ЕС должны найти альтернативные источники дохода для женщин, которые хотят оставить проституцию".

Факты – вещь упрямая

Около 560 НКО и правозащитных организаций, вместе с 85 учеными-социологами и исследователями призывали Европейский парламент не принимать эту резолюцию. Их аргументацию можно уместить в одном предложении: "Шведская модель" не работает.

Автор фото, istock

Подпись к фото, Трудно сказать, какие действия против проституции эффективны, а какие - нет...
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Энн Джордан - автор доклада "Шведский закон по криминализации клиентов: провалившийся социальный эксперимент" - написала, что за более чем полтора десятка лет после принятия закона правительство Швеции так и не сумело убедительно доказать, что в результате число людей, продающих или покупающих сексуальные услуги, уменьшилось, а продажа женщин в сексуальное рабство прекратилась.

В докладе специальной программы ООН по борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа UNAIDS говорится, что "нет почти никаких доказательств того, что какой бы то ни было закон об ограничении проституции уменьшает спрос на сексуальные услуги или число работников сексуальной сферы. Скорее, все они создают атмосферу страха, и сексуальным работникам приходится трудиться в отдаленных или небезопасных местах, чтобы избежать ареста их самих или их клиентов".

Более того, сама шведская полиция признает, что не может убедительно доказать, что в результате этого закона уменьшилось число людей, продаваемых в сексуальное рабство.

В отчете полицейского управления Швеции говорится: "Число выявленных жертв зависит от ресурсов и профессионализма полицейских, занимающихся этими преступлениями. Число расследований варьируется между разными полицейскими управлениями и год от года".

Работа как работа

Автор фото, istock

Подпись к фото, Вопрос вопросов: считать ли проституцию такой же работой, как и все остальные?

Рано или поздно любой разговор о проституции и о том, как с ней бороться, упирается в один и тот же вопрос: доживем ли мы до тех времен, когда проституция будет восприниматься просто как работа, такая же, как и все остальные?

В Швеции, например, существует определенной общественный консенсус, что нет, ни при каких обстоятельствах.

Общее мнение прекрасно выразила Джоанна Дахлин, секретарь группы, объединяющей все женские организации страны. "На одной чаше весов находятся женщины, которые свободно и охотно продают сексуальные услуги. На другой – подавляющее большинство женщин, которых продают в рабство или заставляют заниматься проституцией. И баланс – не в пользу первых".

Шведам удалось создать общество с практически полным гендерным равноправием, что, однако, означает, что индивидуальные желания отдельных женщин, не возражающих против такого способа зарабатывать деньги, услышаны не будут.

"Мы не хотим жить в обществе, где узаконено право одного человека покупать другого", - сказала другая активистка женского движения Стефани Тогерсен в интервью газете Washington Post.

Так что же, сидеть, сложа руки?

К сожалению, мы не можем показать вам эту часть истории из-за малого объема мобильной страницы.
Откройте полную версию страницы, чтобы увидеть весь контент.

Конечно, нет, но слепо переносить шведский опыт на почву других европейских стран не стоит. Во всяком случае, ни к чему хорошему это пока что не привело.

Ни одна европейская страна, перенявшая опыт Швеции, пока что не сумела ни вывести проституцию из тени, ни улучшить жизнь тех, кто ею занимается.

Легализация проституции (как в Нидерландах и Германии) – тоже не самое лучшее решение. Как выяснилось, легализация сексуальных услуг увеличивает спрос на них, что, в свою очередь, расширяет торговлю живым товаром.

В докладе, опубликованном в журнале World Development в 2014 году, говорится, что "в странах с легализованной проституцией значительно вырастает число преступлений, связанных с торговлей людьми".

После полной легализации проституции в Нидерландах стоимость сексуальных услуг существенно упала, а цены на жилье в амстердамском квартале Красных фонарей – не менее существенно выросли. Представительницы древнейшей профессии стали еще больше страдать от нервных расстройств, и в их среде выросло потребление седативных препаратов. Об этом сообщило Министерство юстиции страны.

В Швеции действительно число людей, занимающихся проституцией (по большому счету речь идет и о женщинах, и о мужчинах, и о трансгендерах), существенно меньше, чем в соседних странах, а стоимость сексуальных услуг – самая высокая в Европе и более чем в три раза выше, чем, например, в Амстердаме.

При этом число представителей древнейшей профессии, ставших жертвами убийств, практически сошло на нет. Придется, однако, признать, что убийств в Швеции и до этого закона было не слишком много.

Автор фото, istock

Подпись к фото, Проституция недаром считается древнейшей профессией, и ни одной стране мира пока что не удалось ее искоренить

При этом достоверной статистики по поводу числа сексуальных работников в Швеции нет, потому что после принятия знаменитого закона многие из них "ушли в интернет" или ищут клиентов в барах и ресторанах.

Часто они просто отказываются заявлять в полицию о преступлениях и насилии, потому что боятся, что в этом случае у них могут, например, отобрать детей (такие случаи действительно были).

Поэтому другим странам, которые подумывают перенять шведский опыт, рекомендуется все-таки, во-первых, хорошо подумать, а во-вторых, одновременно заняться разработкой социальных программ помощи тем, кто хочет эту индустрию покинуть.

Древнейшая профессия не случайно является древнейшей. Похоже, что для того, чтобы ее искоренить, придется полностью поменять менталитет homo sapience. Пока что это еще никому не удалось.

___________________________________________________________

Когда проституция была легальной