Фиктивные разводы помогают чиновникам обходить антикоррупционные законы

На модерации Отложенный

Российская политика несовместима с семейной жизнью. Во всяком случае, так может показаться при первом взгляде на статистику разводов чиновников за последние несколько лет. Так, например, если в предыдущем – пятом − созыве Госдумы разошлись со своими супругами лишь семь депутатов, то в нынешнем ее составе развелись уже 102 пары.

Правда, все это началось в 2013 году, когда в России был принят новый антикоррупционный закон, обязывающий госслужащих и парламентариев декларировать сведения о доходах и имуществе − собственных, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Перевод не совместимого с государственной службой бизнеса и недвижимости сомнительного происхождения на вторую половинку и оформление фиктивного развода, похоже, стали для многих чиновников спасением. Об этом, в частности, заявил депутат от КПРФ Вадим Соловьев, который внес в июне в Госдуму законопроект, обязывающий чиновников декларировать доходы бывших супругов.

 − Мы вносим законопроект по поводу запрета депутатам и чиновникам разводиться. Так его условно назвали. На самом деле, им вносится поправка в закон о борьбе с коррупцией. Согласно этой поправке, супругом является тот, кто находится в официальном браке, а также расторгнувший брак, но продолжающий совместное проживание и ведение хозяйства, то есть в гражданском браке, – заявил Соловьев, предложив сделать обязательным декларирование сведений об экс-супругах еще в течение пяти лет после развода.

Фиктивное же расторжение брака, по мнению коммуниста, должно наказываться отставкой и штрафом не менее 1 млн рублей. Кто из чиновников под подозрением?

Владимир Жириновский

Владимир Жириновский

Депутат Государственной Думы от «ЛДПР»

В апреле 2013 года вокруг семейной жизни Жириновского разгорелся скандал. Член «Справедливой России» Илья Пономарев обвинил Жириновского в фиктивном разводе с Галиной Лебедевой и обратился в комиссию Госдумы по доходам с требованием проверить, не пытается ли таким образом депутат скрыть свои реальные доходы. Действительно, тот исправно подавал декларации о доходах супруги вплоть до 2012 года, когда стало активно обсуждаться новое антикоррупционное законодательство. Согласно последним сведениям за 2011 год, у Галины был доход в 71 млн рублей, 16 земельных участков, 7 нежилых зданий, три квартиры, два дома и два автомобиля иностранного производства. Состояние же Жириновского год спустя выглядит гораздо скромнее без жены − 2,5 млн рублей, лишь восемь участков и отечественная «Волга». Исчезла же супруга из декларации, по словам депутата, за ненадобностью: требуемая сегодняшним антикоррупционным законом бумажка о юридическом разводе датируется аж 1978 годом, а почти 40 лет дальнейшего «церковного брака» и совместно нажитое за эти годы миллионное имущество − не в счет. Правда, зачем тогда было указывать сведения о доходах супруги в предыдущий период, так и осталось загадкой. Как бы то ни было, суд данное мнение разделил, а Пономарева обязал выплатить Жириновскому 50 тыс. рублей за моральный ущерб.

Сергей Собянин

Сергей Собянин

мэр Москвы

Со своей супругой Ириной мэр Москвы развелся в 2014 году, уже после принятия антикоррупционного закона. Хотя, по словам Собянина, его жена работала воспитателем в детском саду, именно с ее именем в 2011 году СМИ связали нашумевшую замену 4 млн кв. м асфальта на плитку в столице. Мэру принадлежала инициатива такого облагораживания Москвы, а Ирине, по некоторой информации, − фирма «Аэродромдорстрой», поставлявшая тротуарную плитку и бордюры еще в Тюмени, откуда переехала пара. Правда, заявлять о конфликте интересов Собянин так и не стал. Да и в декларации о доходах тогда еще жены указывал совсем небольшую цифру − 42 тыс. рублей за 2012 год, при его собственных 5,3 млн рублей. Возникавшие в дальнейшем вопросы в отношении других его родственников мэр также оставлял без внимания. Так, в 2013 году Фонд борьбы с коррупцией требовал объяснить происхождение квартиры площадью 308,1 кв. м, принадлежащей на праве собственности его дочери Ольге (1997 г.р.) с 2010 года. По расчету Алексея Навального, стоимость квартиры − около 173 млн рублей, что в шесть раз больше, чем доход чиновника за предыдущие десять лет. Также оппозиционер обращался в прокуратуру и Следственный комитет с требованием провести проверку в отношении старшей дочери Собянина Анны (1986 г.р.). Та оказалась счастливой обладательницей квартиры в 205 кв. м в центре Санкт-Петербурга за 116,6 млн рублей и соучредителем компании «Форус-Групп», которая занималась ремонтом и поставкой мебели для зала переговоров президента России, дома приемов Министерства обороны и нескольких административных зданий в Ханты-Мансийске.

Максим Ликсутов

Максим Ликсутов

Вице-мэр Москвы, главы столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры

Антикоррупционный закон, похоже, стал роковым и для пары Максима и Татьяны Ликсутовых. При переходе на госслужбу совладелец «Аэроэкспресса» (12,5%), «Трансмашхолдинга» (8%) и «ТрансГрупп» (25%) обещал отказаться от участия в бизнесе в пользу других акционеров. Часть активов выкупили его деловые партнеры − Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Однако в октябре 2013 года стало известно, что Ликсутов передал основные свои доли именно супруге − гражданке Эстонии, с которой развелся еще за несколько месяцев до этого. Таким образом, исчезал вопрос о конфликте интересов, неизбежно возникающем, когда жена главы транспортного департамента Москвы владеет транспортными компаниями, действующими в столице РФ. Кроме того, развод помог Ликсутову обойти и закон, запрещающий чиновникам и их супругам иметь иностранные активы. На Татьяну были переведены акции офшоров − багамского Venlaw Consultants Co. Inc. и кипрского Cantazaro Limited (последний с 2008 по 2013 год принадлежал другому офшору − TG Rail − филиалу эстонского Transgroup Invest AS, в котором Ликсутов владел 50% акций), информация о которых фигурирует в нашумевшем «панамском досье». В результате, в октябре 2013 года эстонская газета Aripaev назвала экс-супругу московского вице-мэра богатейшей женщиной Эстонии с состоянием в €103,6 млн. До развода в 2012 году Максим Ликсутов был богатейшим столичным чиновником с доходом в почти 270 млн рублей. В 2013 году журнал Forbes оценил его состояние в $650 млн.

Денис Вороненков

Денис Вороненков

Депутат Государственной Думы от КПРФ

В отношении члена Комитета по безопасности и противодействию коррупции в Госдуме выдвинуто сразу несколько обвинений. Так, в 2014 году Московское управление Следственного комитета РФ направило в Госдуму запрос на лишение Вороненкова депутатской неприкосновенности в связи с уголовным делом по организации рейдерского захвата здания в центре Москвы. Его обвиняют в плагиате при написании докторской диссертации, которую депутат защитил в 2009 году в Российской правовой академии Минюста. Наконец, его имя связано с двумя офшорами из скандальной базы Mossack Fonseca. На тезку депутата зарегистрированы компания Tarrington Real Estates S.A., а также действовавшая ранее с 2007 по 2012 год Kaul Engineering Ltd на Британских Виргинских островах. Адрес тезки в документах на офшоры совпадает с адресом квартиры, владельцами которой ранее значились депутат и его бывшая жена Юлия. С ней он развелся в 2015 году — два года спустя после принятия антикоррупционного закона, а потому вполне может быть привлечен к ответу за наличие несовместимых с депутатским мандатом иностранных активов. Правда, пока политик вполне активно участвует в предвыборной гонке перед сентябрьскими парламентскими выборами, на которых баллотируется по Нижегородскому одномандатному избирательному округу.

Андрей Исаев

Андрей Исаев

Депутат Государственной Думы от «Единой России»

В 2012 году у депутата и его супруги Алины Дальской блогеры обнаружили незадекларированный отель на собственном участке в 2,6 тыс. кв. м в Германии. Речь шла о паломническом центре Русской православной церкви. Эсеры Илья Пономарев и Дмитрий Гудков заподозрили депутата в управлении гостиницей, тогда как закон к тому времени уже запрещал ведение бизнеса чиновниками. Исаев пообещал исправиться и продать свою долю злополучного отеля, который и дохода-то, по его словам, не приносил. Депутат также заявил, что они с супругой готовы и вовсе от него избавиться, если будет принят закон, запрещающий супругам чиновников иметь иностранные активы. Закон в итоге был принят, но вопрос к тому времени уже был решен по-другому − супружеская пара разошлась. На момент расставания доход Дальской составлял 19 млн рублей, самого Исаева − 3,7 млн рублей.

Владислав Резник

Владислав Резник

Депутат Государственной Думы от «Единой России»

Первый зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку, объявленный Испанией в международный розыск по делу об отмывании денег, не указал в 2015 году в своей декларации жены − банкира и председателя эндаумент-фонда Еврейского музея в Москве Дианы Гиндин, также заинтересовавшей Интерпол. Вместе с ней исчезла квартира в 224 кв. м в США, а также доход супруги в 75 млн рублей. В то же время, сам холостой депутат заработал в прошлом году в 5 раз меньше, чем в последний «семейный» 2014 год (72,9 млн рублей к 375, 2 млн рублей).

Николай Борцов

Николай Борцов

Депутат Государственной Думы от «Единой России»

Депутатское кресло стоило супруги и одному из богатейших чиновников России Николаю Борцову. Бывший владелец ОАО «Лебедянский» развелся с супругой, имевшей 187 млн рублей годового дохода, в 2013 году. Правда, его собственный доход, судя по последним данным за 2015 год, немного от этого расставания потерял: 799 млн рублей. Интересно, что в интервью 2014 года изданию «Абирег» Борцов продолжал говорить о жене в настоящем времени: «У нас вместе с супругой там (в ОАО «Прогресс» − подразделении по производству детского питания («Фрутоняня») и питьевой воды («Липецкий бювет») − прим. «Преступная Россия») 25% акций. Мы даже не входим в совет директоров. Жена отказалась, а мне как депутату Госдумы нельзя». Чиновник − счастливый обладатель ВАЗ-213100 LADA, двух автомобилей марки Mercedes-Benz S-класса, УАЗ Patriot, а также трактора БЕЛАРУС-82.1.

Ирина Яровая

Ирина Яровая

Депутат Государственной Думы от «Единой России»

Глава комитета по противодействию коррупции оказалась последней, кто пережил развод в нынешнем созыве Госдумы. В последней декларации, где фигурирует ее экс-супруг, за 2014 год Яровая указала весьма скромный семейный доход (5 млн рублей собственного к 7 млн рублей мужа-бизнесмена). В то же время в 2013 году ее заподозрили в нарушении антикоррупционого законодательства: журнал The New Times отыскал у депутата незадекларированную квартиру в элитном доме «Тверская плаза» стоимостью $2,89 млн на имя дочери Екатерины, которой на момент покупки в 2006 году было 17 лет. Издание указывало, что Яровая забыла упомянуть о квартире как минимум в четырех декларациях о своих доходах и имуществе. От нападок депутат отбилась, заявив, что дочь ее стала совершеннолетней до того, как в 2008 году чиновников обязали заявлять об имуществе несовершеннолетних детей, хотя сама так и не объяснила, на какие средства была совершена покупка. Ее однопартийцы тогда «скинули вину» на первого из экс-супругов Яровой, якобы подарившему элитное жилье дочке. А значит, по закону, с депутата спроса быть не может.

Андрей Макаров

Андрей Макаров

Депутат Государственной Думы от «Единой России»

Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам расстался со своей женой Юлией в 2014 году. Судя по последней совместной декларации за 2013 год, супруга зарабатывала в десять раз больше Макарова − 99 млн рублей против 9,5 млн рублей. После развода именно ей достался домик в Испании, а еще пять земельных участков, жилой дом в России площадью 746 кв. , квартира в 190,7 кв. м и автомобиль Lexus. Самому обедневшему чиновнику пришлось довольствоваться вторым автомобилем Lexus, квартирой в 53 кв. м, домом и участком − все в одном экземпляре.

Зарубежная недвижимость к 2015 году исчезла также у депутата от «Единой России» Александра Ремезкова, который после развода потерял земельный участок площадью 1211 кв. м и квартиру площадью 76 кв. м в Австрии, и у его соратника по партии депутата Белана Хамчиева, чьей бывшей жене досталась квартира площадью 174 кв. м в ОАЭ.

Вообще же, судя по декларациям, все чаще именно в руках жены чиновников оказываются основные семейные богатства. Так, например, доход супруги депутата Госдумы от «Справедливой России» Валерия Гартунга, заработавшего в прошлом году 18,3 млн рублей, составил 244,1 млн рублей. Помимо общей недвижимости в 11,1 тыс. кв. м, у нее в собственности квартира в Швейцарии в 190 кв. м. А в то время, как депутат от «КПРФ» Александр Некрасов смог принести в семью лишь 5 млн рублей, его жена Елена оказалась «добытчицей» 206,5 млн рублей. В собственности последней − шесть квартир и 11 нежилых помещений. Вообще же «золотыми» супругами могут похвастаться не только думовцы. Так, супруга секретаря Совбеза Николая Патрушева заработала в прошлом году 284,2 млн рублей. Супруги вице-премьеров Аркадия Дворковича и Сергея Приходька также задекларировали неплохой доход − 141,1 и 132,6 млн рублей соответственно.

Правда, для некоторых чиновников самый легкий способ обойти требуемое законом декларирование доходов и недвижимости супругов − просто не заявлять о существовании такового. Так, по данным «Преступной России», депутат Михаил Слипенчук «не задекларировал» свою жену Анну, с которой, похоже, вместе отдыхает, ходит на семейные торжества, имеет общих детей и, в конце концов, фамилию.

Конечно, российским чиновникам ничто человеческое не чуждо. Не каждый развод фиктивный и служит ширмой для сокрытия реальных доходов и имущества. Так, из декларации расставшегося со своей женой Ириной в 2013 году эсера Сергея Миронова графа о доходах супруги не пустовала ни разу − ведь в том же году он уже узаконил отношения с журналисткой Ольгой Радиевской. Разошедшийся же с женой Екатериной пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков уже в 2015 году зарегистрировал брак с бывшей фигуристкой Татьяной Навкой, которая заработала в прошлом году 89 млн рублей, а в собственности имеет 2 земельных участка, дом и четыре квартиры, одна из которых − в США. 

Владимир Путин

Но, конечно, самый знаменитый развод антикоррупционного времени коснулся президентской четы: в мае 2013 года госслужащим запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, а уже в июне после просмотра балета «Эсмеральда» в Государственном Кремлевском дворце заявили, что давно не живут вместе Владимир и Людмила Путины.