Как истребитель-перехватчик МиГ-25 бомбил Израиль

На модерации Отложенный  


Истребитель-перехватчик МиГ-25 За гранью возможного

 

 

Истребитель-перехватчик МиГ-25   За гранью возможного

1 мая 1960 года опрокинуло все тактические самолётостроительные концепции. Сбитый на 23км высоте американский разведчик прозвучал тревожным звонком для авиастроителей всего мира. Во-первых – малоскоростные бомбардировщики могут летать на недоступных для истребителей высотах. Во-вторых в СССР появились, значит, скоро появятся и в США ЗРК, способные уничтожать сверхвысотные цели. Нужен был самолёт абсолютно новой идеологии, аналога которому в мире ещё не было. И уже через 5 лет такой самолёт появился в СССР. Созданный в обстановке строгой секретности, ровесник американского “Фантома” был и вправду уникальным самолётом. С минимальной боевой нагрузкой в две ракеты Р-40 он достигал скорости в М3 на высоте в 28 000метров. На таких высотах угол атаки лопаток обнулялся, изменялся контур воздухозаборника, и двигатель становился прямоточным. В середине 60ых годов никто не верил, что можно создать двухрежимный двигатель, считая, что при переходе с турбореактивного режима на прямоточный самолет, почти наверняка, потерпит аварию. Но, несмотря на всё, секретным этот самолёт оставался всего 8 лет. Во Вьетнаме “Фантомы” и МиГ-21 сходились в смертельной карусели, а на Ближнем Востоке разгорался пожар новой войны. И, если американцы уже поняли, что поражение во Вьетнаме неизбежно, то чаша весов конфликта 1973года всё время колебалась то в пользу арабов, то в пользу евреев. Наконец, египетские войска отвоевали оккупированный Израилем в 1956году Синайский полуостров.МиГ-21 получил новые “аэродромы подскока” – израильские “Миражи” и “Фантомы” несли большие потери – теперь бомбы сыпались и на израильские города. С другой стороны, Сирия – из-за отвесных скал звенья МиГов обрушивались на противника, Израиль не мог эффективно прикрыть с воздуха свои танки на сирийском направлении. Египет, в отмщение за вероломную “Шестидневную войну” разместил на Синае уже к 1973 году устаревшие, но тем не менее – смертоносные ракеты Р-17 – “СКАД”. Попадание одной боеголовки сметало квартал Тель-Авива, а охота “Фантомов” за СКАДами слишком дорого обходилась израильской авиации. И тогда, израильская военщина, не умеющая достойно проигрывать, решила применить “Ultima argumentum” - ударить по Каиру и Дамаску ракетами “Иерихон” с 30Кт ядерной боевой частью. Даже бессменный союзник и поставщик оружия Израилю – США не смогли отговорить израильское руководство от этого безумия. На Ближнем Востоке назревала ядерная катастрофа. Нужно было запугать израильское руководство неотвратимостью полномасштабного возмездия – но как? Брежнев не решился продемонстрировать Израилю русский ядерный кулак  аналитики убедили генсека в том, что планируемый ядерный удар по Израилю 1Мт Р-16 может привести к “ограниченному обмену”, а то и к глобальной ядерной войне между СССР и США. Ситуацию спас МиГ-25 “Русский сюрприз”.

 

“Самаил” против ядерной угрозы.

…Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25 разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т. Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разряжённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться. Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку.

В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”.

Истребитель-перехватчик МиГ-25   За гранью возможного

В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменшивший мидель МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте. В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою миссию до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500литровые объемно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города.

МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы) Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30км высоты, она не могла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30° .

А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” радиотени “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме. Правда, набрав М3,2 на форсаже пилот “безнадёжно сжёг собственные двигатели, после чего, перехватчик был направлен морем в СССР на ремонт”. Израильские генералы были в смятении – потеряв три истребителя (один от собственной ЗУР), атаковав одиночную цель пятью звеньями истребителей, которые произвели пуск 16 ракет средней дальности, атаковав цель 9ю самыми считавшимися в НАТО мощными зенитными ракетами, ни ПВО ни ВВС Израиля не смогли защитить центр своей столицы (фугасная волна ОДАБ как метлой смела пять 16-ти этажных зданий, погибло около 300 человек) от ВСЕГО ОДНОГО самолета.

Истребитель-перехватчик МиГ-25   За гранью возможного

Его не доставали ни по высоте, ни по скорости зенитные ракеты, его практический потолок был на такой высоте, где аэродинамические рули РВВ и ЗУР теряют свою эффективность. А на следующий день над Тель-Авивом появились ещё четыре МиГ-25 - каждый - с двумя ОДАБ-500 и двумя РВВ. Истребители летели на высоте 28км и скорости М2,8 – то есть, они заранее были недоступны ЗРК и истребителям. Израильтяне, всё равно подняли на перехват два звена “Фантомов” и четыре звена “Миражей”, которые “только палили ракетами в небо, да жгли керосин”. Ещё 8 бомб упали в центре Тель-Авива. В это же время, через американских дипломатов (СССР не поддерживал дипломатических отношений с Израилем) Тель-Авив получил ультиматум Москвы – в случае применения Израилем ядерного оружия новые МиГ-25 с территории Египта и Сирии сровняют с землёй все крупные израильские города, что обернётся стотысячными жертвами, и поставит под вопрос существование государства Израиль. Даже самые агрессивные израильские военные понимали – это не блеф – МиГ-25, прозванный Самаилом – Ангелом Смерти, Израилю просто нечем перехватить. Ядерная война была предотвращена.

 

“За ЦСКА”

Когда об уникальной машине уже хорошо знали на Западе, рассекреченный перехватчик стал рекордсменом. В 70ых годах на нём было установлено 25 мировых рекорда. Три из них не побиты до сих пор!

Заочная битва

В ходе ближневосточного конфликта 1978г. даже "бомбардировочные" Миг-25РБ, всё вооружение РВВ которых было ограничено четырьмя Р-60М, сумели сбить 12 израильских перехватчиков(в основном - “Фантом” и “Мираж”), сбросив, в порядке "Операции "Возмездие" (в ответ на обстрел дальнобойной артиллерией Израиля с Голанских высот центра Дамаска) 24 ОДАБ-500, общим тротиловым боекомплектом в 56тонн. Во время Ирано-иракской войны МиГ-25 с новой РЛС “Сапфир-М” одержал немало побед над истребителями “Кфир”, “Мираж”, “Фантом”, F-15, даже над иранскими перехватчиками F-14, “Томкет”, созданных в Америке, отчасти, специально для противодействия МиГ-25, причём, почти без потерь. “Чёрным днём” МиГ-25 был Сирийско-израильский конфликт 1982года, когда в ходе боёв в долине Бекаа самолётами F-15 “Игл” были сбиты два МиГ-25, которые, в свою очередь, не записали на свой счёт ни одной победы. Пожалуй, израильский генерал ВВС откровенно лукавил, говоря, что “Не знает, в чём МиГ-25 превосходит F-15 “Игл”. На самом деле, МиГ-25 имел значительное преимущество в высотности и скорости, только вот между отвесных скал долины Бекаа, за которыми скрывались самолёты противника, ему трудно было воевать. МиГ-25 – высотный перехватчик, не созданный для высокоманевренных боёв на дозвуке, тактически в боях над долиной Бекаа МиГу-25 не было места. Зато Израиль познакомился там с ещё одним “русским сюрпризом” – истребителем с изменяемой геометрией крыла МиГ-23, эффективно сбивавшим не только старые “Фантомы”, но и “динамически неустойчивые” F-15, и новейшие F-16, хотя – это уже другая история. Да и победы над двумя МиГ-25 израильтяне совершили “из-за угла”. По наводке с американского “АВАКС” (у сирийцев не было не воздушных, ни, даже, наземных радаров дальнего оповещения) F-15 выходили скрытно, без включения радиолокатора (выдай себя радаром израильский истребитель – и его судьба решена) на патрулирующие на М1,7 на 20км высоте МиГ-25 и пускали “Сперроу” новейшей модификации, которая, опять же, находила цель по отражённому от радара “АВАКС” сигналу.

Во время “Бури в пустыне” МиГ-25 не уступали по количеству побед и малым потерям МиГ-29, сбивая даже новейшие F-18(самой слабой стороной МиГ-25 было отсутствие пушки – самолёт создавался под влиянием “ракетных тенденций” Хрущева). Точку в споре между МиГ-25 и F-15 поставил в декабре 2002 года сирийский лётчик, перехвативший ракетой Р-40ТД американский F-15, направлявшийся с турецкой военной базы на патрулирование северной территории Ирака.

Но самая значительная победа МиГ-25 произошла без единого пуска ракет. С появлением МиГ-25 и уточнением по косвенным или разведывательным данным его характеристик, а вовсе не из-за катастрофы в результате столкновения с истребителем сопровождения, была свёрнута программа выпуска серии “трёхмахового” стратегического бомбардировщика В-70 “Валькирия”. Когда выяснилось, что В-70 серьёзно уступает МиГ-25 в высотности, к тому же, может значительно меньшее время выводить двигатели на форсаж, с серьёзным ущербом для дальности полёта, а крейсерская сверхзвуковая скорость В-70 равняется М1,2 против М1,6 у МиГ-25, Пентагон принял окончательное решение свернуть программу В-70.

 

Foxbat против “Чёрной Птицы”.

С появлением своего “младшего брата” МиГ-31, МиГ-25, прозванный в НАТО Foxbat – (летучая лисица) стал отходить на второй план, в 1985году выпуск МиГ-25 был прекращён. Однако, МиГ-25 красиво завершил свою карьеру – в 1986году новой ракетой Р-33 МиГ-25 сбил американский малозаметный разведчик SR-71 Black Bird (“Чёрная Птица”), нарушивший воздушную границу полярных владений СССР. Надо сказать, что SR-71 – неординарный самолёт. Первая американская “невидимка”, сверхвысотная, с двумя мощнейшими прямоточными двигателями развивала скорость до М3,7; и всё же… От прямого попадания ракеты корпус разрушился полностью, обломки упали на лёд, и, уже спустя десять часов, вертолёты Ми-26 везли нашим авиаконструкторам ценнейший материал – прямоточные двигатели и фрагменты специальной обшивки “невидимого” самолёта.

Cтратоплан SR-71 развивает скорость около М4

Но на этом история не кончается – МиГ-31, практически – глубокая модификация МиГ-25 на сегодняшний день – лучший истребитель в мире.

Теперь многие электронные системы, включая РЛС “Заслон” с МиГ-31 применяют для модернизации МиГ-25, естественно – и новое вооружение МиГ-31 – ракеты Р-33, Р-37, Р-77 применяются на модифицированных “Двадцать пятых”. Причём, модернизация направлена не только на усовершенствование машин, рание экспортированных в другие страны – “помолодевшие” МиГ-25, благодаря своим уникальным высотным характеристикам, призваны в составе звена МиГ-31 прикрывать “верхний эшелон”. А это значит – МиГ-25 ещё долго будет защищать небо нашей Родины.

http://skyfireavia.narod.ru/planes/mig25/mig25.htm

 
 
<form class="simple" action="http://lawyer-russia.mirtesen.ru/objects/43487183652" method="post" target="_blank"></form>
 
 
 
 
 
 
 
 

 
<form id="facebook-login" action="http://lawyer-russia.mirtesen.ru/registration/" method="post"></form>
<form id="add_comment_form" action="http://lawyer-russia.mirtesen.ru/blog/43487183652/Istrebitel-perehvatchik-MiG-25---Za-​granyu-vozmozhnogo" method="post" enctype="multipart/form-data">
 
 
</form>
Василий ЛуневВасилий Лунев 8461Рассказывает генерал-майор в отставке Георгий Баевский:

- Буквально на второй день после нашего прилета в Египет каирская газета «Аль-Ахрам» вышла с сенсационным сообщением на английском языке: «На авиабазе Каир-Вест появились новые самолеты!» Правда, вездесущие репортеры назвали их Х-500 или «Foxbat», однако помещенная тут же фотография МиГа в воздухе не оставляла сомнений, о чем идет речь. Египетские журналисты приписали ему и скорость М=3,2, хотя фактически предельная скорость на МиГ-25 в то время соответствовала М=2,83. Пришлось мне отвечать Главному штабу ВВС в Москве на вопрос, кто дал «добро» на полеты и как оказался снимок, якобы нашего самолета в местной газете. Мой ответ был краток: «Мы еще не летали, снимок сделан, очевидно, во время демонстрационного показа авиатехники на аэродроме Домодедово 9 июля 1967 года».
Этот демонстрационный показ был устроен в Домодедово в честь 50-летия Октябрьской революции. Вместе с двумя самолетами с изменяемой геометрией крыла, самолетом вертикального взлета и посадки и многими другими над головами огромного количества зрителей пролетела и четверка новых Е-155Р-3. Пилотировали их Г. Вахмистров, И. Лесников, В. Петров и Г. Горовой. Комментатор тогда объявил, что этот истребитель-перехватчик способен действовать в любых метеоусловиях и летает со скоростью в 3 раза превышающей звуковую. Несомненно, это была правда, хотя продемонстрированный самолет представлял собой разведчик. Поначалу пресса приписала новый самолет А.С. Яковлеву, но через несколько месяцев он был «переименован» в МиГ. И опять неудачно: еще пару лет он проходил в газетах и журналах мира как МиГ-23.
Первый же полет на опытной машине Е-155Р-1 был выполнен 6 марта 1964 г. шеф-пилотом ОКБ А.И. Микояна Александром Федотовым. В 1967 и в 1973 годах на ее дальнейшей модификации Е-266 была установлена целая серия мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности (всего 25, в том числе - 3 абсолютных - А.П.). В доводку машины внес достойный вклад и мой давний товарищ Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук генерал-майор авиации в отставке Александр Щербаков.
С первых дней нашего пребывания на египетской земле стало ясно, что за нами внимательно и постоянно наблюдают (и не кто-то один!). С каждым днем, особенно с началом полетов, это все более подтверждалось. Вполне вероятно, что израильтяне знали, что самолет МиГ-25, кроме разведки, в варианте разведчика-бомбардировщика, мог выполнять и другие задачи, и поэтому проявляли такой большой интерес к нашему отряду. Бдительность пришлось усилить.
Рассказывает полковник в отставке Николай Борщев:
- Вспоминаю случай, когда сделал свой первый вылет наш командир Александр Бежевец. Сидим вечером с ребятами, отмечаем боевой вылет, работает радио-«брехунец», так его мы между собой называли. И вдруг на чистом русском языке израильтяне передают: «Сегодня два советских самолета типа «МиГ-23» (почему-то?!) с египетскими опознавательными знаками нарушили воздушное пространство Израиля. В следующий раз они будут сбиты». Видимо, агентура им сообщила кое-какие данные о наших истребителях. Решили запугивать нас. Потом «кнут» кончался и начинался «пряник»: «Тот, кто перегонит русский самолет в Израиль получит виллу на побережье Средиземного моря и миллион долларов на личный счет». Ох, и посмеялись мы, что так дешево ценят они нас. Ведь, когда в 1969 году мы были на переучивании на Горьковском заводе, то инженер нам говорил, что только один фонарь на МиГ-25 30 «Волг» стоит (по тем временам машина стоила 9,5 тыс. рублей). Делался-то он из стратегического сырья, которое отдельными компонентами закупалось за рубежом. Когда самолет разгонялся до трех скоростей звука, остекление фонаря разогревалось до 300 градусов и при прикосновении к нему можно было получить ожог. Вся же машина, выполненная на 80 процентов из стали, на 8 процентов из титана и на 11 процентов из алюминиевых сплавов, стоила громадных денег. Дешево ценил нас противник...
 
<form class="simple" action="http://lawyer-russia.mirtesen.ru/objects/42956296273" method="post" target="_blank"></form>
Василий ЛуневВасилий Лунев 8461... Рассказывает генерал-майор в отставке Александр Бежевец:

- Еще в укрытиях мы запускали двигатели наших МиГов, затем выруливали метров 80-120 на ВПП и почти сразу же уходили на взлет.
В шифровке из Москвы нам было дано указание взлетать парой самолетов с минутным интервалом между ними. Я сказал тогда Семену Ильичу Харламову, что это время большое, так как в этом случае фактическое расстояние между машинами в воздухе достигало бы огромных размеров - 40 км. Если израильтяне «раскусят», то смогут сбивать нас поодиночке. Но нарушить директиву Генштаба не осмелился даже главный военный советник В. Окунев. И тогда я всю ответственность взял на себя, заявив С. Харламову, что, мол, он, якобы, «ничего не знает», а мы будем летать с интервалом 25-30 секунд.
Когда взлетала наша пара разведчиков, тактический фон в воздухе над аэродромом Каир-Вест создавала вся наша авиация: Ан-12, Ту-16, Су-7, МиГ-21. При этом истребители выполняли задачу прикрытия. Мы делали разворот и с резким набором высоты буквально «прошивали» воздушное пространство и уходили на маршрут над территорией противника.
Указание министра обороны на счет Тель-Авива мы старались выполнять. Но однажды, когда я уже летел над Средиземным морем, у меня накопилась в автоматической бортовой аппаратуре ошибка в пеленге. На правом развороте смотрю - меня тянет к Израилю. Высота большая - 24 километра. Вот уже Тель-Авив, до него всего 29 километров. Я перевел самолет в горизонтальный полет и посмотрел вниз. Под крылом как на ладони лежала «земля обетованная». Пришлось сделать еще один доворот, изменить ложную траекторию полета.
Когда мы представили нашему командованию и египетскому руководству первые аэрофотоснимки, то все они удивились блестящему их качеству, а также широте открывшейся большой панорамы. На снимках, помимо Египта, были запечатлены весь Израиль и даже Иордания. Четко просматривались на Синайском полуострове опорные пункты, доты, вкопанные в землю танки, сеть коммуникаций, отдельные автомашины и т.д. Аппаратура радиотехнической разведки помогала вскрыть РЛС ПВО, зенитные позиции, аэродромы и другие объекты на территории Синая, а затем и Израиля.
Как мы и ожидали, все попытки израильских перехватчиков «Фантом» и «Мираж», которые не могли достичь необходимую высоту и занять надежную позицию для атаки, а также ЗРК «Хок» (с максимальными высотами поражения целей в пределах 13,7 - 17,7 км) оказать противодействие нашим МиГ-25 были тщетными. Разведчики шли намного выше зон досягаемости истребителей и зенитно-ракетных комплексов противника. Единственное, чего мы опасались, так это наличия у Израиля американских ЗРК «Найк-Геркулес» с большой высотой поражения целей (до 30 км). Особенно эти опасения усилились после того, как на своем втором заседании по проблеме советских МиГов израильский кнессет в очередной раз принял резолюцию о том, что «Израиль, дескать, не позволит русским безнаказанно летать над их территорией». В сочетании со сведениями генерала В. Окунева о двух батальонах «коммандос» противника, готовящихся серьезно действовать против нашего отряда, эти заявления вызывали тревогу за безопасность авиационной техники и личного состава. К счастью, слухи о появлении новых ЗРК у израильтян не подтвердились.
Тем не менее мы строго придерживались соблюдения режима строжайшей секретности в деятельности отряда...
 
<form class="simple" action="http://lawyer-russia.mirtesen.ru/objects/42963951914" method="post" target="_blank"></form>
Василий ЛуневВасилий Лунев 8461Рассказывает маршал авиации Александр Ефимов:
- По каждому боевому вылету МиГ-25 в Египте давал разрешение лично министр обороны Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко. Хорошо помню, как вылетел по «зеркальному» маршруту Александр Бежевец. Он взлетел, набрал высоту и прошел в противоположную сторону от Израиля. В это время мы наблюдали на экранах локаторов реакцию противной стороны. Поднималась масса самолетов...
Через некоторое время должны были начинаться полеты на Израиль. Доложили Гречко. Он, как член Политбюро ЦК КПСС, связался с высшим партийным руководством, и только после этого было получено «добро» на первый вылет.
Что началось твориться в воздухе, можно было наблюдать только по ИКО. Пытаются подлетать к МиГ-25 израильские истребители, не достают, шум в эфире стоял невообразимый. «Хоки» тоже до 22 тыс. метров не доставали, хотя группировка у противника была сильная...
Разработали маршрут через Тель-Авив. Вновь докладываем министру. А он в ответ: «Какова вероятность сбития?» Говорим, что мизерная. ЗРК «Хок» только до 16 тыс. метров максимум достает, а «Найк-Геркулес» выявлен не был. Если последние и были, то где-то на севере страны. Гречко посмотрел на карту и не разрешил этот полет, сделав пометку карандашом в обход израильской столицы.
После второго нашего вылета израильтяне стали охотиться за МиГ-25. Мы получили разведданные, что они подтянули свои зенитные ракетные установки ближе к Суэцкому каналу и намерены были поставить дополнительно какие-то другие системы. Но вся эта охота для противника закончилась безрезультатно. Не помогли ему и пуски «Хоков». Наши МиГи оказались Израилю не по зубам и на 100 процентов выполнили все поставленные перед ними задачи...

... На всем протяжении Синая, в длину и в ширину, противником была оборудована сеть дорог, обеспечивавших переброску сил, проведение атак и контратак, взаимодействие и возможность осуществления маневра между различными секторами. На возможных направлениях действий израильских войск и на разных глубинах были оборудованы и передовые пункты хранения.
Всю эту систему обороны противника вскрыли советские летчики отдельного авиаотряда. Не случайно 90 процентов вражеских объектов на Синайском полуострове были уничтожены ВВС Египта уже в первые часы войны, начавшейся в 14.00 6 октября 1973 года. Кроме того, наши разведчики добыли для генеральных штабов вооруженных сил АРЕ и СССР ценнейшие сведения и о тыловой инфраструктуре, сети коммуникаций, ПВО и аэродромах, о портах собственно Израиля. Это позволило египетскому командованию реально оценить оперативные возможности израильтян для наращивания своих сил и подтягивания резервов на оккупированные территории.
Родина высоко оценила героизм и мужество, проявленные нашими авиаторами в ближневосточном небе и при испытаниях новейшей машины МиГ-25. Звания Героя Советского Союза были удостоены Владимир Гордиенко (26 апреля 1971 г.), Александр Бежевец (3 апреля 1975 г.) и Николай Стогов (16 февраля 1982 г.; через два с лишним месяца, 28 апреля, заслуженный летчик-испытатель СССР погиб в авиационной катастрофе. - А.П.). Остальные летчики были награждены орденами Красной Звезды. Отдельный авиационный отряд был признан единственной отличной частью группировки советских войск в Египте. Всего же в руководстве, обеспечении и в непосредственном выполнении задач авиаотряда приняли участие 12 действующих, в том числе 3 - дважды, и 4 будущих Героя Советского Союза.
Успешная и эффективная работа «двадцать пятых» в боевых условиях подтвердила их исключительные возможности и была зачтена в программу войсковых испытаний. Создатели самолета и руководство ВВС получили доказательства надежности и перспективности новой машины.
(В материале использованы данные открытых источников информации).

Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда», 17.08.2002