Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Не порно, но задорно Чем живет российский рынок онлайн-знакомств

Онлайн-знакомства — один из старейших сегментов интернет-экономики. Match.com запустился аж на два года раньше Google. Но если ежедневное посещение Google — это нормально, то онлайн-дейтинг для многих — где-то между просмотром порно и загрузкой видео с торрентов.

«Лента.ру» решила восстановить справедливость и узнать, как обстоят дела на российском рынке онлайн-знакомств, за что готовы платить пользователи и как на интенсивность интернет-знакомств влияет экономический кризис.

По мере того как общение перетекает в соцсети и мессенджеры, меняются и представления об онлайн-знакомствах. За последние 10 лет доля американцев, считающих их «социально приемлемыми», выросла с 44 до 85 процентов. Более того, по данным Pew Research Centre, 7 процентов жителей США 30-49 лет встретили супруга или постоянного партнера именно в сети.

Антикризисные знакомства

По оценкам аналитической компании J'son & Partners Сonsulting, объем рынка онлайн-дейтинга в России составляет примерно 50 миллионов долларов в год. Лидер индустрии «Мамба» (работает на международном рынке под брендом Wamba) контролирует порядка 85 процентов рынка, главным образом за счет партнерства с Mail.Ru Group и Rambler. Заявленная компанией пользовательская база — 31 миллион, из них 10 миллионов пользуются сервисом каждый месяц.

Доля остальных игроков (Badoo, LovePlanet, Teamo, Tinder и другие) существенно меньше. К примеру, Teamo оценивает свою аудиторию в 10 миллионов зарегистрированных пользователей. По мнению менеджера J'son & Partners Константина Островского, рынок стагнирует.

С ним согласен и исполнительный директор «Мамбы» Ярослав Сергеев. «Весь российский интернет-рынок находится в стагнации. Знакомства тоже не растут. Количественно наша аудитория за год не изменилась, но средний чек уменьшился», — говорит он. По его словам, российский рынок онлайн-знакомств оценивается в 1,5-1,7 миллиарда рублей, и это очень мало. Для сравнения, рынок онлайн-знакомств в США оценивается в 2 миллиарда долларов в год.

Однако есть и иные мнения. По наблюдениям компании Badoo, число россиян, которые приходят к идее онлайн-сервисов как эффективного средства знакомств, активно растет. «Люди рассматривают приложения как более дешевый вариант знакомства — сервис всегда доступен в телефоне, принять решение о походе в ресторан или кино можно с уже понравившимся человеком, а не наоборот — идти в какое-то заведение с надеждой на успешное знакомство», — отмечают в Badoo.

Генеральный директор Teamo Андрей Бурин считает, что может снизиться спрос на определенные модели и технологические платформы, но не на онлайн-знакомства в целом.

Считается, что в экономический кризис активность пользователей на дейтинговых сервисах растет. Однако эксперты утверждают, что в России все изменения остались в рамках статистической погрешности и сезонных колебаний. Хотя снижение покупательской способности, конечно, сказалось и на индустрии интернет-знакомств.

Заработок на одиночестве

Рынок онлайн-знакомств в России по сей день остается нишевым. На чем же зарабатывают популярные сервисы?

Наиболее типичная модель — freemium, когда основные функции сервиса доступны бесплатно, а за дополнительную плату предлагаются расширенные возможности. Так, в частности, работают Badoo, Tinder и «Мамба». Причем «Мамба», зарабатывающая на широком списке платных услуг (VIP-статус, фотолинейка, продвижение анкеты в поиске, подарки-комплименты и прочее), делится выручкой с партнерами, генерирующими трафик. По словам Ярослава Сергеева, компания движется в сторону унификации платных услуг в рамках премиум-подписки.

Другая модель — платный сервис. Так работает Teamo — чтобы общаться со всеми пользователями, нужно оплатить подписку. Отчасти этот подход применяет новый игрок рынка — стартап Pure. Там женская аудитория не платит вообще, но мужчины оплачивать подписку (которую в компании называют «членским взносом») обязаны.

Остальные ресурсы, как правило, не вносят гендерный фактор в бизнес-модель. Однако, хотя дейтинговые сервисы и не любят об этом говорить, у многих наблюдается перекос в сторону мужской аудитории и, как следствие, потребность в дополнительных вложениях в привлечение пользователей-женщин. Так, гендиректор Teamo сообщил «Ленте.ру», что на сервисе «немного больше» мужчин, «Мамба» оценивает соотношение мужчин и женщин как 55 на 45 процентов.

«В любых знакомствах всегда делается упор на женщин. Если много женщин, то и мужчин много. Единственное исключение — это псевдознакомства для секса, где женщин обычно практически нет. И там делается упор на мужчин и создание у них иллюзии активности немногочисленной женской аудитории», — отмечает Ярослав Сергеев.

Среднюю маржинальность дейтинг-сервисов в России эксперты оценивают в 10-40 процентов. Основная часть маржи у «старой гвардии» рынка сосредоточена в вебе — именно на выручку и прибыль от веб-сервисов идет разработка мобильных продуктов. «Мобайл на данный момент мало кто умеет окупать, не говоря уже о том, чтобы зарабатывать на нем», — считает Андрей Бурин.

Однако мобильный дейтинг от года к году показывает все больший доход в расчете на пользователя, говорят в Badoo. В отличие от онлайн-знакомств в целом, мобильный сегмент действительно растет, подтверждают в J'son & Partners. Пример тому в мире — оценка стоимости стартапа Tinder в 2 миллиарда долларов, а в России — появление его аналогов («Привет») и других mobile first сервисов («ДругВокруг», Pure).

Дейтинг на ходу

Уход поклонников сетевого дейтинга на мобильные устройства, а также омоложение аудитории и востребованность сервисов с геолокационной составляющей — наиболее актуальные тренды индустрии. Говоря о том же Tinder — более половины пользователей сервиса младше 25 лет, веб-версия у него отсутствует, а одна из базовых идей — поиск партнеров недалеко от себя.

То есть миллениалы не готовы часами просиживать за компьютером и пробовать «любовь по переписке». Все должно происходить на ходу, и желательно — в непосредственной близости: запустил приложение — оценил человека неподалеку — назначил встречу в тот же день.

По данным GlobalWebIndex, мобильными дейтинг-приложениями по всему миру пользуются более 91 миллиона человек. Учитывая, что аудитория Tinder насчитывает 50 миллионов, можно предположить, что многие используют сразу несколько сервисов с разной спецификой.

В России, по данным J'son & Partners, на мобильный дейтинг приходится примерно 15 процентов дохода индустрии онлайн-знакомств. На конец сентября в российский топ-10 лидеров по темпам роста доходов в App Store входили Badoo, LovePlanet, «Мамба» и Wamba, «ДругВокруг», «ТопФейс», SweetMeet, Teamo, Tinder и Pure.

В российском Google Play места распределялись чуть иначе, но состав лидеров практически тот же. И только три сервиса — «ДругВокруг», Tinder и Pure — относятся к категории mobile first, остальные создавались как веб-ресурсы.

Игроки рынка отмечают, что доходность дейтинговых приложений в App Store в среднем выше, чем в Google Play. Основатель Pure Роман Сидоренко объясняет: «Возможно, это связано с большим количеством дешевых устройств на базе Android в России, чьи владельцы не привязывают платежную карту к своему Google-аккаунту и не тратят деньги в приложениях».

В Teamo говорят о разнице в платежеспособности владельцев Android и iOS-устройств. «Среднее мобильное устройство iOS значительно дороже среднего устройства на Android. Проще говоря, среди владельцев айфонов больше обеспеченных людей», — считает глава сервиса Андрей Бурин.

Еще одна специфическая черта мобильного сегмента дейтинг-индустрии — более высокая, чем в вебе, конкуренция за пользователя. Ярослав Сергеев из «Мамбы» отмечает и облегчающий рыночную борьбу фактор: «С другой стороны, там высокий порог входа и система отзывов/рейтингов, которая быстро отсеивает доморощенные дейтинги, часто встречающиеся в сегменте большого веба».

Tinder-революция

Примечательно, что российские мобильные сервисы не считают угрозой для своего бизнеса Tinder, который после Олимпиады в Сочи хвастался вирусными темпами прироста аудитории в России.

«Он не в нашей нише и не делает для нас маркетинг дороже», — отмечает Андрей Бурин из Teamo. По его словам, главное отличие Teamo — в поиске спутника жизни, а не партнера на ночь. Роман Сидоренко из Pure говорит, что целевая аудитория его сервиса — люди, которым надоело часами «зависать» в Tinder. «У нас заявка на встречу автоматически удаляется через час вместе с фотографиями и перепиской, что означает: если не увиделись сразу — потерялись навсегда», — подчеркивает создатель Pure.

Более того, некоторые российские разработчики дейтинг-ресурсов даже благодарны Tinder. «На фронтах маркетинга им удалось сделать то, чего до них не удавалось, пожалуй, никому — показать аудитории, что тема знакомств может быть не стыдной, может быть модной! За это все участники рынка готовы им аплодировать стоя», — говорит Ярослав Сергеев.

Темное прошлое и светлое будущее

Однако усилия маркетологов Tinder на благо всего рынка нивелируются растущими рисками взломов и утечек. По данным экспертов из IBM, свыше 60 процентов популярных Android-приложений для знакомств хакеры могут легко взломать.

Кроме того, за последнее время дейтинг-индустрию потрясли сразу несколько скандалов, связанных с сайтом Ashley Madison. Сервис, ориентированный на поиск партнеров для измен супругам, сначала был уличен в попытке увеличить доходы от мужской аудитории при помощи женских бот-аккаунтов. Затем последовала кража данных десятков миллионов пользователей. Сложно сказать, что больше удивило рынок — сам факт взлома или востребованность ресурса.

«У сайтов знакомств, далеких от идеи поиска спутника жизни, есть горячая мужская аудитория, готовая платить за знакомства с раскрепощенными девушками. Но вот девушек таких немного. Отсюда и боты», — поясняют в пресс-службе Badoo, подчеркивая, что в их сервисе такие методы не используются.

«Все это подрывает доверие к рынку дейтинга. Радует только то, что подобные проекты не имеют перспектив в мобильном сегменте — они быстро собирают огромное количество негативных отзывов и низких оценок», — говорит Сергеев.

Эксперты сходятся во мнении, что ликвидировать подобную практику можно только при помощи законодательного ужесточения наказаний за онлайн-мошенничество, которое пока не проработано ни в России, ни в других государствах мира.

Говоря о насущных проблемах индустрии, эксперты называют еще глубокую специализацию сервисов. «Я верю, что дейтинг по запросу будет the next big thing рынка. Я имею в виду сервисы, которые позволят быстро и эффективно соединять людей офлайн, в формате Uber», — считает Сидоренко из Pure.

Однако, возможно, главная потребность самих пользователей дейтинговых сервисов — это обеспечение анонимности и переориентация приложений на краткосрочное хранение данных. Иначе безопасность любовных приключений онлайн по-прежнему останется головной болью пользователей.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше