Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 октября 2016, 06:30

Решил развестись с женой? Помимо алиментов придётся платить за аренду квартиры

Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, направленный на обеспечение защиты жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

Квартирный вопрос действительно портит людей. Как часто бывает? Молодая семья с ребёнком продаёт квартиру, чтобы построить дом. Расчётливый супруг или супруга по каким-то причинам оформляют новое имущество в собственность не на себя, а на ближайших родственников, например на свёкра или свекровь. Получается, что после развода жена с ребёнком фактически остаются на улице — доказать, что это квадратные метры ребёнка, практически невозможно, ведь право пользования не порождает право собственности. Только наоборот.

Чтобы хоть как-то избежать подобных ситуаций, которые, по словам юристов, в суде рассматриваются чуть ли не каждый день, в Министерстве юстиции предложили особые меры по защите жилищных прав несовершеннолетних отпрысков при расторжении брака родителей. Как рассказали Лайфу в пресс-службе Минюста, сейчас даже разрабатывается отдельный проект федерального закона.

— В целях обеспечения возможности получения дополнительных алиментных платежей в случаях, когда у ребёнка и у родителя, с которым судом определено место жительства этого ребёнка, отсутствует жилое помещение, законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменение, предусматривающее, что при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств, в том числе необходимости обеспечения жилищных прав детей, каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами, — пояснили в ведомстве. То есть, по сути, хотят снять неприкосновенность с единственного жилья для должника.

Иными словами, когда изменения вступят в силу, то суд может заставить одного из родителей выплачивать не только алименты, но и давать деньги на аренду комнаты или квартиры для ребёнка в пользу, например, матери и ребёнка, если взамен им не предоставляется иное жилое помещение.

Наряду с этим в Минюсте возобновили работу над проектом закона, согласно которому допускается обращение взыскания по исполнительным документам на имущество граждан в виде жилого помещения, являющегося для гражданина-должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания. То есть, по сути, хотят снять неприкосновенность с единственного жилья должника. Норма предусмотрена постановлением КС РФ, но отсутствует в законодательстве. Изменение, к слову, по данным Федеральной службы судебных приставов (ФСПП), коснётся порядка 6,7 тысячи исполнительных производств на сумму 1,4 миллиарда рублей, где у должника имеется недвижимое имущество.

Юристы поясняют: ещё с советских времён известно, что все суды, как правило, исходят из того, что прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребёнка, зарегистрированного в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечёт за собой утрату ребёнком права пользования этим жильём. Мотивировка, как правило, сводится к следующему: забота о детях, их воспитание являются не только правом, но и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ), каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишён произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 СК РФ).

В то же время, согласно нашумевшей части 4 статьи 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Но бывшие супруги умудряются пользоваться неким законодательным люфтом: сначала с согласия органов опеки выписывают ребёнка (мотивировку в органы опеки должны подать оба родителя. — Прим. ред.), а потом либо не прописывают несовершеннолетнее чадо в новое жильё, либо по суду доказывают, мол, и жена бывшая, и ребёнок теперь уже бывший. Когда же органы опеки упускают ситуацию из-под контроля, суд принимает сторону истца — и выписывает супругу с ребёнком в "никуда". Кроме того, несовершеннолетний может потерять свои законные квадратные метры, если был прописан в общежитии, которое было предоставлено одному из родителей по месту работы или учёбы.

В судебной практике бывали случаи, когда родитель целенаправленно выписывался из квартиры. Причём делал это вновь в "никуда". А после продавал квартиру. По закону автоматически ребёнок выписывается вместе с родителем. 

Адвокаты отмечают, что если собственник квартиру продаёт, то жилищные права ребёнка теряются, даже если было судебное решение. Это право не появляется, если собственник продал квартиру, например, своей матери. Тогда жену с ребёнком практически выселяют на улицу.

Член Московской городской коллегии адвокатов, специалист по семейному праву Наталья Мухина поясняет, что технология такова: разрешение на отчуждение жилья дают органы опеки и попечительства.

— Туда обращаются родители, где они всё описывают. Берётся разрешение у матери и отца, — поясняет она, доказывая, что отнять жилую площадь у ребёнка сложно.

Однако Мухина признаёт, что нередки случаи, когда один из родителей хочет схитрить, и тогда единственный выход — признавать сделки незаконными или в суде ставить вопрос о вселении ребёнка в квартиру к бывшему супругу.

— Таких исков полным-полно, — говорит адвокат.

Кстати, бывают ситуации, когда ребёнка лишают жилья даже не из-за хитрости одного из бывших супругов. Например, несовершеннолетнего ребёнка запросто могут выписать из отчуждаемой банком квартиры. Например, если кто-то из семьи брал кредит под залог недвижимости. После суда обычно квартиру выставляют на торги (её либо купят покупатели, либо она перейдёт банку с дисконтом в 25% от продажной цены).

В свою очередь, адвокат, специализирующийся на гражданском и международном праве, Мария Ярмуш отмечает, что сейчас ЖК и так предусматривает защиту прав бывших членов семьи собственников жилого помещения. Поэтому идея Минюста — не более чем "бумагомарательство".

— Супруга может подать в суд и требовать для ребёнка иное жилое помещение. Суд может обязать мужа снимать какую-то квартиру. Правда, необязательно в этом городе. Возможно, они жили в Москве, а снимать комнату будут в Твери, — отмечает она.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров