«Зачем жить с женщиной, если можно жить с комфортом?» За что борются российские маскулисты

За полторы сотни лет феминизм прошел долгий путь, породив десятки течений от радикального до интерсекционального. Движение мужчин на Западе возникло гораздо позже. Под категорию маскулистов попали самые разные течения — от сторонников патриархата до борцов с ним. Численность некоторых из них достигала нескольких сотен тысяч, но в СССР и постсоветском пространстве они остались незамеченными. Поэтому появление аналогичных движений в России вызвало удивление. Одни решили, что их цель — борьба с феминизмом, другие увидели в них злостных уклонистов от алиментов, третьи сочли их сектой, замыслившей возвращение к домострою. Так какие цели ставят перед собой десятки возникших недавно мужских объединений?

1. Маскулизм равенства

«Я не являюсь настоящим мужчиной. Я не собираюсь служить этому государству и справедливо считаю воинскую повинность как пустой тратой времени и унижением лично для себя, так и узаконенным рабством для всех людей моего пола…» — так начинается одна из манифестаций маскулистов, выложенная в сообществе Checkmate, scum. Под этой декларацией, созданной будто для провокации сторонников традиционных ценностей, готовы подписаться как минимум несколько тысяч человек. Многие из них тратят свое время, силы и деньги на достижение цели — равенства мужчин и женщин.

Согласно современной теории феминизма, гендерное неравенство ущемляет только женщин в пользу мужчин. Но, по мнению маскулистов, общество и государство дискриминируют и мужской пол. Примером угнетения мужчин для них является служба в армии по призыву: «Мы считаем, что призыв обязан отойти туда же, куда отошли работорговля, инквизиция и каннибализм, — на свалку истории, как варварский и человеконенавистнический культурный код».

Несправедливость по отношению к мужчинам проистекает из трех факторов, установленных еще в 1986 году Томпсоном и Плеком. Это: 1) ожидание от «сильного» пола постоянной битвы за свой статус, 2) ожидание большей твердости в умственном, эмоциональном и физическом плане и 3) табу на традиционную женскую деятельность.

В совокупности они порождают общество, где мужчина подвергается дискриминации, которую — в отличие от дискриминации женской — не замечают.

Из этого, по логике маскулистов, появляются женские привилегии. Следовательно, мужчина тоже угнетен. На уровне права дискриминацией можно считать разный возраст выхода на пенсию, различия в отбывании наказания — только мужчины могут быть осуждены на пожизненное заключение или попасть в колонию строгого или особого режима, мужчины имеют меньше прав в вопросах алиментов, наконец, отличаются и трудовые нормы.

Но если среднестатистический мужчина превосходит в чем-то среднестатистическую женщину, то это не повод возлагать на плечи конкретного мужчины все обязательства, что создало общество за многие годы. Касается это и неформальных правил.

В западной социологии гендерное ограничение мужского поведения получило название «мужская коробка» (man box).

Real man должен быть агрессивным, не показывать свою слабость, доминировать над женщиной и обеспечивать ее. Для маскулистов это означает отказ в праве быть самим собой: «Гетеросексистский мужчина должен быть сильным, потому его жизнь стала цирковым представлением с целью показать всем свою сильность. В погоне за образом силы мужчина стал бесчувственным роботом, машиной для сношений, добычи и убийства. Тем, чем его на самом деле хотело видеть гетерастское общество».

Стремление представителя «сильного» пола к освобождению от прилагательного «сильный» объявляется позорной слабостью, что приводит к конфликту как с обществом, так и с самим собой.

По этим причинам даже на Западе маскулизм распространен не так давно. Первые группы, боровшиеся за равноправие, появились в 1970-х годах. Как пишут Елена Здравомыслова и Анна Темкина в книге «12 лекций о гендерной социологии», на Западе маскулизм с самого начала включал несколько течений. Это было, собственно, движение за равные права, объявившее мужской пол жертвой сексизма; радикальные редукционисты, считавшие феминизм буржуазным и отжившим; группы, боровшиеся за права геев.

На постсоветском пространстве маскулисты появились всего несколько лет назад. Здесь надо сделать небольшое отступление: само понятие «маскулизм» достаточно неопределенное. В Оксфордском словаре его описывают как движение, занимающееся пропагандой традиционных мужских взглядов. Однако часть мыслителей, такие как Феррелл Кристенсен или политолог Джордж Дуерст-Лахти, различают маскулизм, стремящийся к эгалитаризму, и маскулинизм, защищающий традиционные ценности.

Значительная часть русских маскулистов — радикальные левые, хотя среди них можно встретить и сторонников анархо-капитализма.

Но все они согласны в одном: чтобы достичь цели, подлинного гендерного равенства, нужно уничтожить в первую очередь предрассудки в отношении мужчин. Это и есть главная цель.

Маскулисты подчеркивают, что готовы защищать всех мужчин, включая геев, асексуалов и трансгендерных людей. Всех мужчин, кроме «настоящего мужика», так как этот собирательный образ воплощает в себе всё то огромное количество современных гендерных стереотипов о мужчинах и мешает им видеть свое настоящее положение.

Пока их деятельность исключительно теоретическая: переводы, написание статей и обмен мнениями. Но они уверены, что когда-нибудь выражение «Не служил — не мужик» исчезнет из русского лексикона.

2. Мужчины, идущие своим путем

«Манифестом MGTOW является слово „нет“. Мы говорим „Нет“ глупым предрассудкам, культурным и социальным стереотипам, указывающим, каким должен быть мужчина» — так говорит о себе MGTOW (Men Going Their Own Way), самое индивидуалистическое и независимое из всех мужских движений.

Основным принципом MGTOW является сохранение и защита личного суверенитета мужчин. Явной цели у движения нет, но ею можно считать распространение этих принципов по всему миру.

MGTOW не ставят перед собой вселенских задач по переустройству общества и не мечтают о штурме крепостей феминизма. У движения отсутствуют обязательная доктрина, свод законов, устав, формальные лидеры. Рядовому участнику, мужчине, которому захотелось идти своим путем, достаточно придерживаться только одного правила: не жениться и не иметь романтических отношений с девушкой. Поэтому и столь необычна сделанная в виде дорожного знака эмблема движения.

Противник MGTOW — это не патриархальное общество, угнетающее и мужчин, и женщин, и не современный мир с феминизмом, хотя критика идет и в их адрес. Главный враг для них — это гиноцентризм.

В феминистском дискурсе это слово означает практику, ставящую женскую точку зрения в центр мировоззрения. Для MGTOW же гиноцентризм — это стремление общества защищать интересы женщины.

По мнению некоторых идеологов этого движения, такое взаимоотношение полов было всегда, а возникло оно якобы из-за стремления человеческого вида в первобытную эпоху оберегать женщин для сохранения рода. На протяжении веков гиноцентризм то проявлялся в Культе Прекрасной Дамы, то оборачивался кампанией Белого пера, когда в начале Первой мировой войны суфражистки подхватили инициативу британского адмирала Чарльза Фицджеральда вручать каждому мужчине, не желающему отправляться на войну, белое перо, что считалось клеймом труса.

Использование «сильного» пола продолжалось бы еще долго, но благодаря интернету мужчины смогли наладить контакт друг с другом и осознать, что отношения с женщиной не нужны. Так и возникло MGTOW. В сборнике переводов заграничных статей годом основания движения указан 2003-й, когда произошла встреча нескольких активистов с одного из форумов «Мужского Движения». Отдаленно напоминающие MGTOW объединения действовали и раньше. Так, в конце XIX века в Америке возникло движение холостяков, Anti-Bardell Bachelor Band, обеспокоенное инициативой ввода налога на неженатых мужчин.

Современных независимых мужчин больше волнует перспектива платить алименты, потерянное в результате неудачных отношений время или права на детей.

Избежать проблем можно лишь в случае сепарации от женщин. Первым шагом к этому становится принятие «красной таблетки».

Этот позаимствованный из «Матрицы» образ означает раскрытие якобы истинных намерений женщин в отношении мужчин.

Примером альтернативы жизни обычного мужчины для MGTOW служит образ Z-самца. Он основан на отрицании иерархии доминирования, взятой из биологии и перенесенной на социальные отношения. Z-самец — живущий ради себя мужчина, не страдающий ни зависимостью от женщин, ни комплексами по отношению к ним.

Еще образцом свободных от женщин мужчин является феномен «травоядных» мужчин в Японии. Так еще с 2006 года стали называть молодых людей, отказывающихся от секса и отношений с девушками ради аниме, компьютерных игр и остальных хобби. Даже социологи обратили внимание на это явление, приведя статистику: 26 % японцев в возрасте до 34 лет — девственники. Для MGTOW существование «травоядных» мужчин служит подтверждением того, что в разных частях света все больше представителей мужского пола руководствуются в своей жизни теми же принципами, что и они.

Поэтому у MGTOW очень оптимистичный взгляд на будущее. Семья, где мужчина нещадно эксплуатировался, исчезнет сама собой. Обществу и государству придется подстраиваться под «сильную» половину человечества.

Мощным толчком к независимости от женщин должны стать технологии: искусственная матка и, конечно же, секс-боты, для рекламы которых уже придумали шуточный слоган: «Зачем жить с женщиной, если можно жить с комфортом?»

3. «Мужское Движение»

«Мужское Движение борется за СИЛЬНОГО мужчину, главу семьи, продолжателя рода, хозяина своей земли, ответственного за свою семью, своих детей и свою страну» — заявляет о себе «Мужское Движение». Именно их считают главным антиподом феминизма, так как их цель — возвращение ценностей патриархата.

По мнению «Мужского Движения», именно феминизм виноват во многих современных бедах. Из-за эмансипации женщины появился демографический кризис, исчезла классическая семья, наконец, она поставила мужчину в унизительное положение.

Современный мужчина бесправен, так как он, в отличие от женщины, обязан служить в армии, не имеет прав на отцовство, не имеет системы по защите вопросов здоровья, связанного с мужским полом, в то время как у женщины оно имеется. В этом вопросе «Мужское Движение» частично схоже с левыми маскулистами, но они видят свой идеал не в будущем, а в прошлом.

Движение не так часто апеллирует к истории, во всяком случае к истории России. Так, к примеру, когда знаменитый в Рунете мужской активист Лео написал книгу с критикой Российской армии, то в качестве сравнения он выбрал воинов Древнего Рима. Наиболее популярный среди антифеминистов писатель Олег Новоселов и вовсе обратился к законам природы, обосновывая иерархию полов эволюционным развитием человека. Стоит заметить, что Новоселов биологом не является. Не существует и заявляемой им науки «Прикладная этология человека», а его книга «Женщина. Учебник для мужчин» подвергалась критике как со стороны феминисток, так и со стороны ученых.

На Западе, наоборот, антифеминистские движения к традиции обращаются чаще. В США существовало движение христианских консерваторов «Верные слову», делающее упор на возвращение к патриархату. В книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» сообщается, что в середине 1990-х его численность достигала нескольких сотен тысяч человек.

Действуют за рубежом и более экзотические организации. «Мифопоэтическое движение», например, ставило своей целью возродить мужские базовые ценности через древние ритуалы, исчезнувшие в индустриальном обществе.

Манифест его идеологов «Железный Джон» разошелся тиражом в 500 тысяч экземпляров, что выглядит значительной цифрой по сравнению с тиражами книги Олега Новоселова.

Но что общее у русского мужского движения и американского, так это разнообразие направлений и принципов. С группы «Мужское Движение» мы можем попасть на паблик «Бабораб», где высмеиваются подкаблучники, а оттуда уже на более либеральный MGTOW. Можем же щелкнуть на ссылку и переместиться в группу, посвященную правам отцов. Помимо страниц вконтакте мужское движение сопровождают несколько блог-сайтов: mentales и masculist плюс отдельные авторские блоги. На Западе такое кольцо мужских ресурсов, где веселый сторонник пикапа может соседствовать с угрюмым традиционалистом, получила название «Маносфера».

Несмотря на такую разрозненность, «Мужское Движение» координируется для различных действий. На сайте «Права мужчин» собирают деньги для распространения идей Новоселова; приглашаются волонтеры: дизайнеры, юристы, аналитики прессы; идет сбор подписей под петициями. А вот движение «Мужское государство», имеющее больше сотни тысяч участников в своей закрытой группе и совмещающие идеи национализма и патриархата, заявляет о себе как о политической силе.

Перспективы мужского движения туманны: на фоне массовой коммерческой моды на феминизм оно смотрится весьма бледно и даже за рубежом, не говоря уже о России, пока не стало заметной силой. Сейчас подобные объединения мужчин выглядят разрозненными группировками, занимающимися преимущественно троллингом в интернете. Все они видят свои конечные цели по-разному. Но их объединяет взгляд на нынешнее время, и возможно, они смогут использовать перегибы в идущей на данный момент борьбе с харассментом для того, чтобы стать выразителями альтернативной точки зрения на вопрос, действительно ли оба пола сейчас равны.