О прощении
Добавлено: 04 июн 2009, 19:15
В этой теме рассмотрены следующие вопросы:
- Почему необходимо прощать?
- Как нужно прощать?
- Что значит простить?
Почему необходимо прощать?
Чтобы наше покаяние было истинным, мы должны прощать обиды нашим друзьям и нашим врагам. В Новом Завете многократно отмечается необходимость прощения. Например: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мф. 11,25); «прощайте, и прощены будете» (Лк.6,37); «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32).
Предположим, что в какой-то ситуации с нами поступили несправедливо. Хотя бы потому, что мы приняли ложное внутреннее решение (проклятие), которое теперь влияет на наше поведение и является корнем греха. Замечено, что большинство негативно окрашенных ложных решений принимается на фоне чувства обиды, горечи или страха. Сила обиды является мерой решимости следовать этим внутренним проклятиям: «Ах, так!? Ну, тогда я теперь всегда буду или всегда не буду делать то-то и то-то». Чем сильнее обида, тем тверже решение, тем сложнее от него отказаться.
В зависимости от своей внутренней позиции мы можем реагировать на обиду по-разному. Когда наша внутренняя позиция — «Я+(хороший) Ты—(плохой)», то все существо требует возмездия и торжества справедливости, что само по себе является естественным желанием (вспомним хотя бы правила Ветхого Завета: «око за око и зуб за зуб»). Однако если по объективным причинам нельзя было наказать обидчика, и тот спокойно удалился и избежал возмездия, а теперь просто физически невозможно отплатить ему, то что же происходит с ущемленным чувством справедливости?
Мы подсознательно пытаемся смоделировать похожую ситуацию и наказать другого человека, которого помещаем на место своего обидчика. При этом удовлетворяется внутреннее проклятие, которое мы восприняли когда-то. Однако чувство обиды не становится меньше, ведь оно направлено не на этого, а на другого человека; а внутреннее проклятие, связанное с чувством обиды, требует нового подтверждения. В случае, когда наша внутренняя установка - «Я— Ты+», мы (не отдавая себе в этом отчета) имеем тенденцию провоцировать ситуации, при которых снова и снова переживаем чувство, что это с нами что-то не в порядке, мы во всем виноваты и достойны подобного обращения. Чувство справедливости удовлетворяется тем, что человек как бы доказывает сам себе, что с ним обошлись заслуженно, это он был неправ. Таким образом, подтверждается внутреннее решение о себе самом и о других людях.
Наиболее социально опасная внутренняя позиция «Я— Ты—». Человек считает, что он достоин плохого обращения, но и все другие также заслуживают подобного отношения. Обида трансформируется в равнодушие и безразличие или озлобленность и враждебность к людям, внешнему миру, к самому себе.
Когда мы прощаем обидевшего нас человека, то мы утверждаем в себе позитивную внутреннюю установку «Я+ Ты+». В любом другом случае мы стремимся снова и снова пережить стрессовую ситуацию, чтобы утолить чувство справедливости. Постепенно такое поведение превращается в привычку, мы становимся рабами данной ситуации, ведем себя не свободно, не спонтанно, а полностью подчиняемся принятому когда-то (чаще всего в детстве) ложному решению. Так рождаются страсти.
После обнаружения в себе такого цикличного поведения, после изучения причины его появления, следующим шагом, который рубит корни греха, является прощение своего обидчика. Сделать это очень не просто, особенно когда обида процветала в нашей душе многие годы. Но простить тех, кто вольно или невольно обидел нас, просто необходимо! До тех пор пока жива обида — жив корень; а до тех пор, пока жив корень — дерево греха будет приносить плоды. Может так случиться, что одну и ту же обиду придется прощать много раз, а, может быть, похожую обиду нужно будет прощать различным людям. Главное — не останавливаться, и простить всех, кто когда-либо «задел» вас. Необходимо просить Бога помочь вам простить, исцелить раны, нанесенные обидой. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).
В молитвах перед причастием читаем: «Первее примирися тя опечалившим». Не с одним примирись, не со всем человечеством в целом, а с каждым конкретным человеком, который тебя лично чем-либо обидел. И только после этого подходи к причастию. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Примириться нужно абсолютно со всеми. Простить незнакомым, знакомым и близким нужно абсолютно все их действия и слова, которые могли ранить вас. Даже то, что сегодня вам кажется несерьезным и незначительным. Например, ваш друг случайно или специально сломал вашу машинку или куклу, когда вам было 4 года. Если вы запомнили эту ситуацию, то, очевидно, она произвела на вас серьезное впечатление тогда, в детстве. Его обязательно нужно за это простить. Откуда вам знать, какая страсть могла вырасти из столь незначительного с точки зрения взрослого события?
Как нужно прощать?
Когда вы будете анализировать свою прошлую жизнь, свои взаимоотношения с людьми, обратите внимание и обозначьте ситуации, в которых вы чувствовали, что с вами обошлись несправедливо. (Сделайте письменные заметки). Затем, сугубо помолившись, испросив Божественной помощи в деле прощения своих обидчиков, произносите вслух:
«Я прощаю___________(называете имя) за то, что
он сделал _________________ (произнесите, в чем он был несправедлив по отношению к вам)».
И так по каждой ситуации. Это очень трудный и длительный процесс, но от чувства обиды не должно остаться и следа. Если вы не чувствуете внутренней готовности простить какого-то человека, можно начать с принятия решения о том, что вы хотите простить. Молитесь и просите Бога помочь вам простить своих обидчиков. Со временем вы сможете молиться об этих людях и даже испытывать чувство благодарности к ним за то, что случилось, за тот новый опыт, который вы пережили. Этот опыт помог вам лучше понять себя, других людей, почувствовать Божественную помощь и поддержку.
Проведите эксперимент: простите все свои обиды, и вы заметите, как ощутимо изменятся ваши повседневные реакции уже на следующий день. Если вы чувствуете, что боль ситуации не уходит, не хватает сил, чтобы простить человека, нужно подумать: а действительно ли вы хотите простить, освободиться от этой обиды, боли? Или же вы уже так сроднились с ней, что вам комфортно и приятно чувствовать себя несчастным и обиженным? Приятно жалеть себя? Смотрите правде в глаза! Если вы хотите быть с Богом, нужно сделать все возможное для того, чтобы простить. Если вам тяжело, принесите эту ситуацию на исповедь и просите Бога помочь вам простить, просите священника, близких вам людей помолиться об этом вместе с вами.
Что значит простить?
А как же быть с убийцами, насильниками, бандитами и т.п.? Как быть с теми, о которых говорят, что они «недостойны прощения»? Их тоже надо простить, как бы это ни было горько и тяжело. Здесь следует пояснить, что означает простить?
Простить - это не значит оправдать, это не значит согласиться. Это не значит, что, то, что случилось, теперь неважно, это даже не значит, что этот человек достоин прощения. А что же это такое? В Евангелии от Матфея читаем: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.8,23-35).
Когда мы обижаемся на человека или осуждаем его, мы внутренне требуем для него наказания. Мы хотим, чтобы он, по крайней мере, подошел и извинился перед нами. Когда мы обижаемся на человека, мы считаем, что он нам что-то должен. Он должен перед нами извиниться, или он должен пострадать за совершенное беззаконие. А лучше и то, и другое.
Так вот, прощение, как в притче (Мф.8,23-25), — это оставление долга. Простить - значить признать, что этот человек лично нам ничего не должен. Он совершил беззаконие, и будет отвечать по закону Божественной (Страшный Суд) или человеческой (уголовный и гражданский суд) справедливости. Но лично нам этот человек ничего не должен, лично нам от него ничего не нужно. Именно про это говорит, как нам кажется, апостол Павел в своем послании к римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,19-21).
Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед сказал, что простить человека — это значить быть готовым оказаться с ним вместе в Царстве Небесном. Вы можете возмутиться и подумать: «Как же так!? Это же будет несправедливо, чтобы этот убийца попал в Царство Небесное вместе со мной!» Разумеется, «неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9). Но в этом-то все и дело! Нет греха, который бы не был прощен кающемуся человеку, кроме греха хулы на Духа Святого. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12,31). Поэтому, если убийца искренне покается в содеянном перед Богом, то мы должны быть готовы оказаться с ним в Царстве Небесном.
Вспомните благоразумного разбойника, которому хватило всего несколько часов пред смертью, чтобы покаяться. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой оке, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,39-43). Как бы ни оказалось, что человек, которого мы осуждаем, успеет покаяться перед смертью и будет прощен Богом. В этом случае мы сами себе своим осуждением закроем ворота в Царство Небесное. Стоит ли так рисковать?
Еще раз хочется отметить, что прощать надо всех своих обидчиков, какие бы страшные или незначительные злодеяния они не совершили. «Прощайте и прощены будете» (Лк.6,37). «Отче наш, сущий на небесах! ... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:9,12). Прости нам грехи наши, так же как мы прощаем должникам нашим. Господь готов простить нам все наши согрешения. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32), — говорит апостол Павел. Бог уже простил во Христе Иисусе согрешения наши, но Он не может простить нам грехи, которые мы не прощаем ближним нашим. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2,1).
Старые, забытые обиды иногда сложно вспомнить, но все возможно с Божьей помощью, а новые следует прощать незамедлительно! «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26).
Из книги Константин и Софья Литвиненко «Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть? Взгляд православного психолога.»
- Почему необходимо прощать?
- Как нужно прощать?
- Что значит простить?
Почему необходимо прощать?
Чтобы наше покаяние было истинным, мы должны прощать обиды нашим друзьям и нашим врагам. В Новом Завете многократно отмечается необходимость прощения. Например: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мф. 11,25); «прощайте, и прощены будете» (Лк.6,37); «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32).
Предположим, что в какой-то ситуации с нами поступили несправедливо. Хотя бы потому, что мы приняли ложное внутреннее решение (проклятие), которое теперь влияет на наше поведение и является корнем греха. Замечено, что большинство негативно окрашенных ложных решений принимается на фоне чувства обиды, горечи или страха. Сила обиды является мерой решимости следовать этим внутренним проклятиям: «Ах, так!? Ну, тогда я теперь всегда буду или всегда не буду делать то-то и то-то». Чем сильнее обида, тем тверже решение, тем сложнее от него отказаться.
В зависимости от своей внутренней позиции мы можем реагировать на обиду по-разному. Когда наша внутренняя позиция — «Я+(хороший) Ты—(плохой)», то все существо требует возмездия и торжества справедливости, что само по себе является естественным желанием (вспомним хотя бы правила Ветхого Завета: «око за око и зуб за зуб»). Однако если по объективным причинам нельзя было наказать обидчика, и тот спокойно удалился и избежал возмездия, а теперь просто физически невозможно отплатить ему, то что же происходит с ущемленным чувством справедливости?
Мы подсознательно пытаемся смоделировать похожую ситуацию и наказать другого человека, которого помещаем на место своего обидчика. При этом удовлетворяется внутреннее проклятие, которое мы восприняли когда-то. Однако чувство обиды не становится меньше, ведь оно направлено не на этого, а на другого человека; а внутреннее проклятие, связанное с чувством обиды, требует нового подтверждения. В случае, когда наша внутренняя установка - «Я— Ты+», мы (не отдавая себе в этом отчета) имеем тенденцию провоцировать ситуации, при которых снова и снова переживаем чувство, что это с нами что-то не в порядке, мы во всем виноваты и достойны подобного обращения. Чувство справедливости удовлетворяется тем, что человек как бы доказывает сам себе, что с ним обошлись заслуженно, это он был неправ. Таким образом, подтверждается внутреннее решение о себе самом и о других людях.
Наиболее социально опасная внутренняя позиция «Я— Ты—». Человек считает, что он достоин плохого обращения, но и все другие также заслуживают подобного отношения. Обида трансформируется в равнодушие и безразличие или озлобленность и враждебность к людям, внешнему миру, к самому себе.
Когда мы прощаем обидевшего нас человека, то мы утверждаем в себе позитивную внутреннюю установку «Я+ Ты+». В любом другом случае мы стремимся снова и снова пережить стрессовую ситуацию, чтобы утолить чувство справедливости. Постепенно такое поведение превращается в привычку, мы становимся рабами данной ситуации, ведем себя не свободно, не спонтанно, а полностью подчиняемся принятому когда-то (чаще всего в детстве) ложному решению. Так рождаются страсти.
После обнаружения в себе такого цикличного поведения, после изучения причины его появления, следующим шагом, который рубит корни греха, является прощение своего обидчика. Сделать это очень не просто, особенно когда обида процветала в нашей душе многие годы. Но простить тех, кто вольно или невольно обидел нас, просто необходимо! До тех пор пока жива обида — жив корень; а до тех пор, пока жив корень — дерево греха будет приносить плоды. Может так случиться, что одну и ту же обиду придется прощать много раз, а, может быть, похожую обиду нужно будет прощать различным людям. Главное — не останавливаться, и простить всех, кто когда-либо «задел» вас. Необходимо просить Бога помочь вам простить, исцелить раны, нанесенные обидой. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).
В молитвах перед причастием читаем: «Первее примирися тя опечалившим». Не с одним примирись, не со всем человечеством в целом, а с каждым конкретным человеком, который тебя лично чем-либо обидел. И только после этого подходи к причастию. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Примириться нужно абсолютно со всеми. Простить незнакомым, знакомым и близким нужно абсолютно все их действия и слова, которые могли ранить вас. Даже то, что сегодня вам кажется несерьезным и незначительным. Например, ваш друг случайно или специально сломал вашу машинку или куклу, когда вам было 4 года. Если вы запомнили эту ситуацию, то, очевидно, она произвела на вас серьезное впечатление тогда, в детстве. Его обязательно нужно за это простить. Откуда вам знать, какая страсть могла вырасти из столь незначительного с точки зрения взрослого события?
Как нужно прощать?
Когда вы будете анализировать свою прошлую жизнь, свои взаимоотношения с людьми, обратите внимание и обозначьте ситуации, в которых вы чувствовали, что с вами обошлись несправедливо. (Сделайте письменные заметки). Затем, сугубо помолившись, испросив Божественной помощи в деле прощения своих обидчиков, произносите вслух:
«Я прощаю___________(называете имя) за то, что
он сделал _________________ (произнесите, в чем он был несправедлив по отношению к вам)».
И так по каждой ситуации. Это очень трудный и длительный процесс, но от чувства обиды не должно остаться и следа. Если вы не чувствуете внутренней готовности простить какого-то человека, можно начать с принятия решения о том, что вы хотите простить. Молитесь и просите Бога помочь вам простить своих обидчиков. Со временем вы сможете молиться об этих людях и даже испытывать чувство благодарности к ним за то, что случилось, за тот новый опыт, который вы пережили. Этот опыт помог вам лучше понять себя, других людей, почувствовать Божественную помощь и поддержку.
Проведите эксперимент: простите все свои обиды, и вы заметите, как ощутимо изменятся ваши повседневные реакции уже на следующий день. Если вы чувствуете, что боль ситуации не уходит, не хватает сил, чтобы простить человека, нужно подумать: а действительно ли вы хотите простить, освободиться от этой обиды, боли? Или же вы уже так сроднились с ней, что вам комфортно и приятно чувствовать себя несчастным и обиженным? Приятно жалеть себя? Смотрите правде в глаза! Если вы хотите быть с Богом, нужно сделать все возможное для того, чтобы простить. Если вам тяжело, принесите эту ситуацию на исповедь и просите Бога помочь вам простить, просите священника, близких вам людей помолиться об этом вместе с вами.
Что значит простить?
А как же быть с убийцами, насильниками, бандитами и т.п.? Как быть с теми, о которых говорят, что они «недостойны прощения»? Их тоже надо простить, как бы это ни было горько и тяжело. Здесь следует пояснить, что означает простить?
Простить - это не значит оправдать, это не значит согласиться. Это не значит, что, то, что случилось, теперь неважно, это даже не значит, что этот человек достоин прощения. А что же это такое? В Евангелии от Матфея читаем: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.8,23-35).
Когда мы обижаемся на человека или осуждаем его, мы внутренне требуем для него наказания. Мы хотим, чтобы он, по крайней мере, подошел и извинился перед нами. Когда мы обижаемся на человека, мы считаем, что он нам что-то должен. Он должен перед нами извиниться, или он должен пострадать за совершенное беззаконие. А лучше и то, и другое.
Так вот, прощение, как в притче (Мф.8,23-25), — это оставление долга. Простить - значить признать, что этот человек лично нам ничего не должен. Он совершил беззаконие, и будет отвечать по закону Божественной (Страшный Суд) или человеческой (уголовный и гражданский суд) справедливости. Но лично нам этот человек ничего не должен, лично нам от него ничего не нужно. Именно про это говорит, как нам кажется, апостол Павел в своем послании к римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,19-21).
Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед сказал, что простить человека — это значить быть готовым оказаться с ним вместе в Царстве Небесном. Вы можете возмутиться и подумать: «Как же так!? Это же будет несправедливо, чтобы этот убийца попал в Царство Небесное вместе со мной!» Разумеется, «неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9). Но в этом-то все и дело! Нет греха, который бы не был прощен кающемуся человеку, кроме греха хулы на Духа Святого. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12,31). Поэтому, если убийца искренне покается в содеянном перед Богом, то мы должны быть готовы оказаться с ним в Царстве Небесном.
Вспомните благоразумного разбойника, которому хватило всего несколько часов пред смертью, чтобы покаяться. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой оке, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,39-43). Как бы ни оказалось, что человек, которого мы осуждаем, успеет покаяться перед смертью и будет прощен Богом. В этом случае мы сами себе своим осуждением закроем ворота в Царство Небесное. Стоит ли так рисковать?
Еще раз хочется отметить, что прощать надо всех своих обидчиков, какие бы страшные или незначительные злодеяния они не совершили. «Прощайте и прощены будете» (Лк.6,37). «Отче наш, сущий на небесах! ... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:9,12). Прости нам грехи наши, так же как мы прощаем должникам нашим. Господь готов простить нам все наши согрешения. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32), — говорит апостол Павел. Бог уже простил во Христе Иисусе согрешения наши, но Он не может простить нам грехи, которые мы не прощаем ближним нашим. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2,1).
Старые, забытые обиды иногда сложно вспомнить, но все возможно с Божьей помощью, а новые следует прощать незамедлительно! «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26).
Из книги Константин и Софья Литвиненко «Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть? Взгляд православного психолога.»