Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Православный пост


Господи, настал пост, а зачем он – мне и родившемуся Младенцу Христу?

Как не думать про белого бычка, и какая установка действительно нужна. Может, когда-нибудь люди будут говорить: "Нам попоститься бы, а мы даже не знаем, когда пост начинается". Человеку свойственно не ценить то, что у него есть… Для чего мы постимся в Рождественский пост, нужен ли он Богу, как настроить себя, чтобы пост не прошел даром? Размышляет священник Сергий Круглов.

Икона. Рождество Христово. VII - IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. Рождество Христово. VII - IX в. Монастырь св. Екатерины, Синай

Наш пост, может быть, и не нужен Богу, не нужен родившемуся Младенцу Христу, но он нужен нам, мне лично. Пост – такая мера аскезы, которая необходима мне самому. И необходима вообще любому человеку в мире. Пост может не называться Рождественским или Великим, он может быть вовсе не церковным, но любой человек понимает, что аскеза хотя бы в виде диеты, в виде отказа от чего-то, в виде воздержания (в еде, питье, развлечениях, в чем угодно) нужна человеку, чтобы выжить.

Пост в религии в целом, и в христианстве в частности, имеет инструментальную прикладную цель – утончение плоти. Когда у человека утончается плоть, ему становятся более доступны какие-то духовные области.

Для чего Сам Господь в пустыне сорок дней постился? Он вызвал сатану на бой, выслушал его искушения, победил его и отправил обратно. Поскольку Господь стал человеком, плотью, Ему, чтобы совершать некую духовную работу, тоже был необходим пост.

Точно так же пост необходим каждому христианину, пост как – время от времени – некое удаление в пустыню, которая, в библейском понимании, есть удаление человека от суеты и шума мира сего и место встречи с Богом.

Почему пост регулярно наступает по календарю четыре раза в год – это другой вопрос. Мне кажется, что ответ на него исключительно в милосердном устроении Церкви.

Многим людям сложно вести регулярную аскетическую жизнь, управляться с этим самим, и гораздо легче, когда все это происходит организованно.

Подчеркну: не насильственно, а организованно, в конце концов, присоединяться к тому, что организовано – личный выбор каждого.

Люди старших поколений, пережившие в Церкви разные времена, иногда говорят попросту: ведь вполне могут наступить времена, когда церковная жизнь нарушится, когда опять позакрываются храмы, когда верующие опять будут бегать с места на место, и тогда очень многим людям будет трудно. Они будут говорить: "Нам попоститься бы, а мы даже не знаем календаря, когда пост начинается" и с грустью вспоминать: "Когда-то мы выступали против этого поста, он нам надоел, теперь бы с радостью вернули все, как раньше". Человеку свойственно не ценить то, что у него есть…

Так что пост, в частности Рождественский пост – это очень хорошее дело. Просто нормальные люди, которые обладают какой-то мерой свободы и понимания, должны осознавать, что во всем на свете, даже в хорошем, есть оборотная сторона, побочные эффекты, и всегда должна быть какая-то мера, чтобы их избежать.

То же самое и с постом: если перегнуть палку, начать постить кого не надо – малых детей или домашних животных, самому себе давать какие-то неверные установки, поставив пост во главу угла как важнейшее и единственное христианское делание, то как раз можно достигнуть противоположного эффекта, навредить себе постом.

В чем опасность расстановки неправильных акцентов во время поста лично для меня? Когда начинаешь поститься и от чего-то отказываться, моментально на этом зацикливаешься. Даешь установку: не думать про белого бычка. И – начинаешь не думать – целый день не думаешь, ночь не думаешь, перестаешь спать, перестаешь нормально функционировать, не то что о какой-то христианской жизни, просто о жизни бывает трудно думать, все мысли – про белого бычка.

Поэтому если пост – это борьба со страстями, как мы говорим, с ними надо бороться правильно, а не как в сказке про Братца Кролика, который боролся со смоляным чучелом и чем больше его бил, тем больше к нему прилипал.

Во время поста, да и вообще в жизни, все-таки больше внимания стоит обращать на Христа, а не на грехи и борьбу с ними.

Борьба со страстями нужна, но и в этом нужна мера, ведь враг давно наловчился использовать в своих целях нашу безмерность.

А для того, чтобы не зацикливаться на собственных страстях, нужно вести такую жизнь, чтобы она была в радость. Когда, например, художник пишет картину, у него горят глаза, он не замечает ничего, живет своим вдохновением, он становится более цельным, чем в остальное обыденное время, его чувства и разум, душа и тело собираются воедино и живут единой целью – творческим процессом, произведением. Если кто-то попробует ему в этом помешать, он просто попросит закрыть дверь. Вот таким же вдохновенным должен быть и пост.

Другое дело, что вдохновение – это еще и дар Божий, и каждый должен сам к Богу обратиться с вопросом, где взять это вдохновение, и получить свой индивидуальный ответ.

А у кого еще спрашивать? У батюшки, что ли, который сам – такой же человек, который так же зачастую ищет для себя ответы на свои собственные вопросы?

У нас Христос есть, Господь, вот к Нему и стоит обратиться: "Господи, настал пост, а зачем он – мне? Пост давно принят Церковью, постились многие поколения христиан, и явно все это – не просто так, а как быть мне? Помоги мне это понять". Если человек действительно хочет знать, Господь пошлет ему ответ. Ну, а если на самом-то деле не хочет знать, тогда и спрашивать незачем. Просто не постись.

Беседовала Оксана Головко

Православие и мир - 10.12.2018.

 ***

Сократ мне друг, но истина дороже!

Постничество как некая добродетель в  реальности не высоко оценивается Богом, ни в ветхозаветные, ни в новозаветные времена...

Кто-то может сказать, а как же:  "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21).

"и постом" - это человеческая  и  поздняя приписка.  Этого текста в первых списках нет. См. также параллельный текст в Евангелии от Марка: "И сказал им: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы" (Мк.9:29)

"Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:5). "в посте"  - это поздняя человеческая вставка, чтобы как-то оправдать 200 (!) постных дней в году, чего не было в ветхозаветные времена.

Какая же добродетель (-и) важны для Бога?

Оставление грехов, покаяние, исполнение заповедей, милостыня - социальная помощь реально нуждающимся (а не "профессиональным" лукавым побирушкам около храмов).

***

***

"И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?

Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?

И было слово Господне к Захарии: так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем" (Зах. 7:4-10)

***

"К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис. 1:11-18)

*** 

"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис. 58:3-8)

***

"Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу…

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:16-23).

***

"Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога" (Рим. 2-6).

 

 
Читайте другие публикации раздела "Пост и его необходимость для нашего спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru