Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ: ОПЫТ КИТАЯ И РОССИИ
В.В. СЕМЕНОВ
Во многих странах мира наблюдается рост использования цифровых технологий в повседневной жизни. Россия не является исключением. При этом на фоне зарубежного опыта наиболее заметными становятся отставание и недостаточность правового регулирования. Это обстоятельство не позволяет должным образом юридически оформить возникающие отношения, что в конечном счете не только может быть решающим фактором для нарушения прав, но и не позволяет потерпевшим полноценно использовать средства правовой защиты. Эта проблема касается применения не только гражданского, но и уголовного, а также административного законодательства. Существующее правовое регулирование рассматриваемой сферы ставит правоприменительные органы в сложное положение, так как с действующим законодательством затруднительно найти ответы на многие возникающие юридические вопросы. Достаточно отметить, что не всегда однозначно можно говорить о возникновении самих правоотношений, так как отсутствуют соответствующие правовые нормы. Интересно, что власти Китайской Народной Республики (далее - КНР) извлекают пользу из неразвитости правового регулирования. Они применяют "ручное" управление цифровым пространством, оперативно реагируют на возникающие сложности.
Работа по правовому оформлению цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты в Российской Федерации ведется крайне осторожно. Она была начата с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ <1> (далее - ГК РФ) (ст. 128, 141.1) и продолжена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон о ЦФА). До этого времени Банк России размещал на своем официальном сайте информацию об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", которая предостерегала от использования "виртуальных валют" для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте <3>.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<2> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5018.
<3> URL: https://cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm.
Цифровой формой российской национальной валюты является цифровой рубль. Законы о цифровом рубле <4> вступили в силу с 1 августа 2023 г. Они предусматривают внесение поправок в ГК РФ (изменения вносятся в ст. 128, 140, 845, 861, 862, 1128, 1174 ГК РФ), а также изменения ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона о национальной платежной системе.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2023. N 31 (часть III). Ст. 5765; Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2023. N 31 (ч. III). Ст. 5766.
До недавнего времени существовали различные взгляды на место цифрового рубля среди объектов гражданских прав. Например, цифровой рубль относили к "иному имуществу" <5>, так как, закрепляя неисчерпывающий перечень объектов гражданских прав, ГК РФ предусматривает возможность гражданско-правового регулирования не только вещей, но и иных видов имущества. Таким образом, можно было предположить, что цифровая валюта (в том числе криптовалюта) не находилась вне правового поля на территории Российской Федерации, а регулировалась гражданским законодательством как имущество, обладающее особой правовой природой. Это заставляло истцов быть очень избирательными при выборе того или иного способа защиты, учитывать, что, несмотря на предоставление возможности судебной защиты субъективных прав в связанных с ней правоотношениях, Законом о ЦФА и последующим внесением изменений в целый ряд законов были закреплены основания для получения отказа в защите. Они касаются запрета отдельным субъектам хозяйственной деятельности принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой, а также неразрывной связи возможности получения судебной защиты с выполнением обязанности представления отчета в налоговой орган при превышении порога в 600 тыс. рублей. Позиция законодателя по ограничению права на судебную защиту представляется весьма спорной, дискуссионным представляется вопрос о ее соответствии основным началам гражданского законодательства. Подобный подход обладание цифровой валютой делал еще более рискованным.
--------------------------------
<5> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. N 09АП-16416/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
Цифровой рубль планирует выпускать Банк России в дополнение к существующим формам денег. Теперь в ст. 128 ГК РФ после слов "безналичные денежные средства" указано: "в том числе цифровые рубли". Расчеты будут происходить посредством перевода Центробанком на специальной платформе. Платформа цифрового рубля - информационная система, посредством которой в соответствии с правилами платформы цифрового рубля взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля и пользователи платформы цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями <6>. Важно отметить, что на период до конца 2024 г. ЦБ РФ должен определить пользователей платформы, виды операций и их пороговые суммы. Расчеты цифровыми рублями могут осуществляться в формах, установленных законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Целью проводимых изменений должно стать развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий, в том числе бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством обеспечения возможности участникам гражданского оборота осуществлять безналичные расчеты цифровыми рублями в рамках гражданско-правовых отношений.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ.
Аналогом цифрового рубля в Китае является цифровой юань, который выпускается Народным банком Китая. Однако полноценно он до сих пор не используется. Существуют только пилотные проекты. В 2021 г. в рамках эксперимента было одобрено использование цифрового юаня для налоговых платежей, а с мая 2023 г. госслужащие в китайском городе Чаншу в этой форме стали получать зарплату.
В КНР отсутствуют специальные нормы по защите субъективных прав обладателей цифровых финансовых активов <7>. В России также нет специальных норм по защите таких прав, а поэтому речь может идти о применении тех способов защиты, которые используются при нарушении соответствующих прав, с учетом особой правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Спорность законодательного подхода, отраженного в Законе о ЦФА, заключается в том, что по вопросу предоставления защиты проводится различие между защитой вещных прав на цифровую валюту и защитой субъективных обязательственных прав, возникших из договорных правоотношений. В первом случае судебная защита предоставляется, а во втором - не во всех случаях. Так, судебная защита не предоставляется, когда цифровая валюта была получена в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. На сегодняшний день нет запрета на совершение таких действий с цифровыми валютами, которые законодательно не запрещены, то есть, например, заемные и кредитные отношения могут быть оформлены в цифровой валюте. В цифровой валюте могут осуществляться безвозмездные сделки: дарение, завещание цифровой валюты. Цифровая валюта может быть внесена в уставный капитал юридического лица, возможны переводы цифровой валюты и создание новых единиц цифровых валют (майнинг). Исходя из того, что физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, можно допустить совершение любых операций с цифровой валютой, за исключением тех, которые запрещены законом. Установленный в Законе о ЦФА запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой при желании можно обойти. Для этого следует обратить внимание на то, для кого он установлен, а также на то, что именно эти субъекты (российские юридические лица, физические лица, которые фактически находились в России не менее 183 дней в течение года) не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги. Как быть в том случае, если товар по договору передается не им, а третьим лицам или выполняется работа (оказывается услуга) в отношении третьих лиц? Только четкая законодательная регламентация цифровой валюты как объекта гражданских правоотношений способна создать определенность в вопросах защиты субъективных гражданских прав на нее.
--------------------------------
<7> См.: Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Защита субъективных прав владельцев цифровых кошельков в условиях ограниченного гражданского оборота цифровых финансовых активов // Защита частных прав: проблемы теории и практики. Материалы VIII ежегодной международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 33 - 34.
Для защиты важность представляют не только правовые средства, но и технические возможности, в том числе возможность привлечения нарушителя к реальной ответственности, возможность применения реституции как последствия недействительности сделки и т.д. Особая природа финансовых активов и цифровой валюты, применение блокчейна в гражданско-правовых обязательствах не всегда позволяют применить существующие способы защиты гражданских прав. В связи с этим стоит обратить внимание на формулировку ст. 12 ГК РФ, которая предусматривает возможность защиты гражданских прав путем использования иных способов, предусмотренных законом. Совершенствование правового регулирования защиты прав обладателей цифровых финансовых активов и цифровых валют возможно путем введения новых способов защиты, так как действующее гражданское законодательство ограничивает право граждан на защиту путем недопущения использования непоименованных способов. Возможным решением могут стать внесение изменений в ст. 12 ГК РФ и предоставление права использовать любые не запрещенные законом способы защиты.
Трансграничный характер нарушений, связанных с использованием цифровых финансовых активов и цифровой валюты, серьезно осложняет возможность обеспечения должной защиты нарушенных субъективных прав, а вопросы исполнимости судебных решений вызывают сомнения. Поэтому проблемы в рассматриваемой сфере носят комплексный характер, они не должны сводиться только лишь к материальному праву. Таким образом, перед законодателем стоит новая задача, которая заключается в необходимости юридически грамотного урегулирования этих отношений с учетом развития информационных технологий, в том числе технологии распределенных реестров.
Российские власти изучили и используют некоторые подходы Китая при формировании основы правового регулирования цифровой валюты, подходят к этому вопросу крайне осторожно. На данном этапе приоритетным является не полное правовое обеспечение рассматриваемых отношений, а недопущение разрушительных законодательных ошибок. Зарубежный опыт правового регулирования национальной цифровой валюты, особенно подход Китая, чрезвычайно интересен для отечественной юридической науки, требует глубокого изучения. Одной из приоритетных задач в современном развитии России является совершенствование платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий. Формирование правовой основы для осуществления безналичных расчетов цифровыми рублями в рамках гражданско-правовых отношений является необходимым условием для повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек.
Библиографический список
1. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Защита субъективных прав владельцев цифровых кошельков в условиях ограниченного гражданского оборота цифровых финансовых активов // Защита частных прав: проблемы теории и практики. Материалы VIII ежегодной международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 30 - 39.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.