Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Н.С. ЗОРИНА, Д.Н. ЗОРИН
На современном этапе развития беспилотных летательных аппаратов становится очевидным, что, согласно документам, принимаемым национальными и зарубежными органами государственной власти в сфере авиации, полеты в воздушном пространстве рассматриваются как неизбежность, требующая осмысления и правового регулирования. Особенно актуальным становится данное направление в связи с быстрыми темпами развития цифровых технологий, в частности робототехники и искусственного интеллекта.
В России беспилотные авиационные системы широко используются в основном с целью экологического мониторинга; создания и обновления цифровой картографической информации; привязки изображений к географическим координатам и др. Эффективного, согласованного и одобренного государственными регуляторами решения в Российской Федерации на данный момент не существует, несмотря на то что в последнее время приняты нормативные правовые акты, направленные на организацию и осуществление учета беспилотных летательных аппаратов.
Тенденции современного мира диктуют новые подходы к транспортировке грузов как в гражданском секторе, так и в военной сфере - беспилотные летательные аппараты, которые представлены четырьмя типами (мультироторные, беспилотники с неподвижным крылом, однороторные дроны, гибридные дроны). Такие устройства имеют порядка шести пропеллеров, с помощью которых дрон может перемещаться на дистанцию до 20 километров. Работает дрон от аккумулятора, срок работы - примерно четыре часа. По причине наличия в дроне навигационной системы его движение может быть настроено по заранее определенному маршруту <1>. Наиболее полно данная тематика была освещена в работах Е.Г. Агеевой, Д.А. Волкова, А.В. Дмитриева.
--------------------------------
<1> Агеева Е.Г., Евсеев О.В. Перспективы применения БПЛА как средства доставки грузов // Современные проблемы управления внешнеэкономической деятельностью: Материалы Международной научной конференции (Москва, 26 апреля 2018 г.). М.: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2018. С. 161 - 167.
За последнее десятилетие дроны приобрели широкую популярность, но, несмотря на это, сейчас они являются опасной инновацией, которая требует не только доработки самой техники, но и формирования нужной инфраструктуры и правовой базы.
В Российской Федерации до середины 2016 г. ничем не регламентировались полеты в воздушном пространстве беспилотных летательных аппаратов. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации в области гражданской авиации регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2>. Беспилотный летательный аппарат, вес которого не превышает 30 кг, не подлежит учету, вследствие чего свободно используется гражданами Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", были внесены поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации, предусматривающие с 5 июля 2017 г. государственную регистрацию и государственный учет беспилотных летательных аппаратов, вес которых колеблется от 0,25 до 30 кг. Несмотря на это, беспилотные летательные аппараты, вес которых не превышает 0,25 кг, не были учтены, что вывело их за пределы правового поля, регулирующего их использование <3>.
--------------------------------
<2> Дмитриев А.В. Применение беспилотных технологий в транспортной логистике // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 4 - 5 апреля 2019 г. Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова", 2019. С. 154 - 161.
<3> Волков Д.А., Федотова Л.Д. Доставка грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов // Решетневские чтения: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева: В 2 ч. Красноярск, 11 - 15 ноября 2019 г. / Под общ. ред. Ю.Ю. Логинова. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2019. С. 525 - 526.
Несмотря на то что область применения беспилотных летательных аппаратов разнообразна, наибольший интерес для гражданского сектора представляют беспилотники в транспортной системе. С большей долей вероятности дроны могут стать основой логистических цепей в будущем. Несмотря на это, на данный момент можно наблюдать лишь за единичными проектами в данной сфере. В Соединенных Штатах Америки уже несколько лет осуществляются попытки запуска дронопорта. В Руанде компания из США смогла наладить транспортировку некоторых малых, но важных грузов, например медикаментов, в труднодоступные точки страны. В России предприниматели и ученые создают дроны и площадки для них (наиболее известный проект в этом направлении - UVL Robotics).
На данный момент существует несколько предпосылок запрета использования беспилотных летательных аппаратов в целях транспортировки товаров. Первая и самая важная предпосылка - незаконность такой деятельности в ряде государств, например в России. Данные процессы происходят по причине отсутствия широких законодательных норм относительно беспилотных летательных аппаратов и тем более их использования в таких целях.
Следующая предпосылка - существенное несовершенство беспилотных летательных аппаратов для выполнения транспортировочных целей. Практически все сложные метеорологические условия делают полет дрона невозможным. Сюда необходимо отнести не только выпадение осадков в виде снега, града и дождя, но и сильный ветер. Если дрон будет запущен в такую непогоду, с большой долей вероятности беспилотный летательный аппарат будет выведен из строя, а груз утерян. При этом будет нанесен экономический ущерб не только транспортной компании, но и владельцу груза. Срок доставки груза будет нарушен, что во многих ситуациях неприемлемо и ведет к дальнейшим экономическим убыткам.
Еще одним несовершенством беспилотных летательных аппаратов является практически полное отсутствие их защиты. Так, уже сейчас существует программное обеспечение, способное перехватить управление беспилотных летательных аппаратов во время полета. В результате преступник получит не только сам аппарат, но и его груз, что также приведет к экономическим убыткам. До времени совершенствования системы защиты дронов риск кибератаки на них высок.
Негативной особенностью беспилотных летательных аппаратов является система навигации - до сих пор велика ошибка, в результате которой дрон может упасть или даже столкнуться с каким-либо предметом. Также возможен урон беспилотному летательному аппарату и его грузу. Более того, при столкновении с препятствием ему может быть нанесен ущерб, что приведет к необходимости возмещать его. В практике уже были случаи нанесения ущерба беспилотными аппаратами, например автомобилям. По вине беспилотных летательных аппаратов погибали люди. Вследствие отсутствия законодательства судебные тяжбы длятся несколько лет. Поэтому необходимо проработать на законодательном уровне ответственность и лишь после этого проводить эксперименты.
Также специалисты отмечают необходимость разрешения беспилотных перевозок лишь отдельным компаниям. Это не только предостережет от неконтролируемого потока беспилотных летательных аппаратов вследствие разрешения транспортировки грузов всем лицам, но и минимизирует риск передачи запрещенных товаров с помощью дронов.
Создатели дронов заняты решением самой главной для них задачи - формированием эффективной пассивной и активной безопасности дрона. На данный момент пассивная безопасность представлена парашютом. Если двигатель дрона выходит из строя, парашют гарантирует мягкое приземление дрона без повреждений. Активная безопасность представлена радаром. Он позволяет заранее распознать препятствие, что в результате предотвращает столкновение.
Европейские страны реализуют некоторые ограничительные меры как вид борьбы с дронами-доставщиками. В США доставка товаров дронами впервые была опробована в 2014 г. фирмой Amazon. Вследствие отсутствия законодательных разъяснений к грузопотоку внутри страны дронами-доставщиками Федеральная авиационная администрация США запретила данный способ транспортировки гражданских грузов. Через два года Федеральная авиационная администрация США приняла ряд нормативных правовых актов, согласно которым доставка товаров дронами разрешается с коррективами:
1) вес дрона должен быть меньше 25 кг;
2) скорость полета дрона должна быть меньше 160 км/час;
3) дроны можно использовать только днем.
С ограничениями разрешены полеты дронов-доставщиков в Султанате Оман. UVL Robotics поставляет в данное государство дроны и взлетно-посадочные площадки для них. В целях быстрого расширения рынка эта организация наладила контакты с Министерством промышленности и торговли Султаната Оман. Интерес к инновационным технологиям в транспортном секторе проявил государственный почтовый оператор "Почта Омана", что способствовало эффективному взаимоотношению с компанией UVL Robotics. В результате сотрудничества на базе UVL Robotics была создана рабочая группа, состоящая из представителей разных ведомств, регулирующих полеты в Султанате Оман. Это позволило максимально быстро не только выдавать разрешения на эксплуатацию дронов-доставщиков в государстве, но и быстро и оперативно разрешать конфликтные ситуации. Диспетчеризация полетов дронов данной компании происходит через использование AirMap - это глобальная международная карта всех дронов. Представители государства пытаются найти баланс между мерами борьбы с дронами, наносящими экономический урон, и использованием инновационной системы доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов.
Рассматривая использование беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации, следует отметить, что система по учету беспилотных летательных аппаратов, имеющих массу менее 30 кг, запущена в рабочем режиме. Несмотря на то что она является обязательной, российский реестр включил приблизительно 25 тыс. дронов по всей стране. Однако данная цифра не соответствует данным продаж дронов в Российской Федерации. Так, например, заместитель генерального директора компании "Геоскан" отчитывался о продаже около 95 тыс. дронов лишь за первое полугодие 2020 г. По этой причине для России существует еще одна проблема относительно дронов - дроны, не подлежащие учету. По причине отсутствия идентификации дронов при нанесении ущерба беспилотным летательным аппаратом имуществу или гражданину возникает проблема по решению компенсации за причиненный урон. Поэтому проблема страхования дронов является актуальной. На российском рынке работают несколько компаний, которые в силу существенных рисков страхуют дроны за высокую страховую премию, которая практически полностью ликвидирует прибыль от такой деятельности.
Для совершенствования и быстрого внедрения дронов в логистические цепи необходимо, помимо представленных предпосылок, развивать сети стандарта 5G. Нынешние сети системы 4G не дают возможности осуществлять полноценное управление дроном, включая видеокамеру. С их помощью можно совершить посадку дрона, что существенно сокращает функционал устройства. Необходимо развить сети стандарта 5G для формирования возможности полноценного управления дронами, что существенно снизит экономические риски. В некоторых ситуациях вмешательство пилота просто необходимо.
Таким образом, опыт США и Султаната Оман показывает возможность использования дронов в транспортной инфраструктуре с одновременным внедрением ограничений, что существенно снижает экономические риски. Россия не остается в стороне от логистического тренда. Постепенно появляются не только создатели дронов, но и законодатели, лоббирующие данное направление. Важно перенимать положительный опыт иностранных стран - использовать диспетчеризацию, что делает полеты дронов более безопасными.
Литература:
1. Агеева Е.Г. Перспективы применения БПЛА как средства доставки грузов / Е.Г. Агеева, О.В. Евсеев // Современные проблемы управления внешнеэкономической деятельностью: Материалы Международной научной конференции (г. Москва, 26 апреля 2018 г.): Сборник научных статей. Вып. 68 / Редакторы: В.И. Королев, А.В. Комарова, М.В. Зинцова [и др.]. Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2018. С. 161 - 167.
2. Волков Д.А. Доставка грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов / Д.А. Волков, Л.Д. Федотова // Решетневские чтения: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск, 11 - 15 ноября 2019 г.): Сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 2 / Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2019. С. 525 - 526.
3. Дмитриев А.В. Применение беспилотных технологий в транспортной логистике / А.В. Дмитриев // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 4 - 5 апреля 2019 г.): Сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1 / Редакторы: Н.Г. Плетнева, Е.А. Королева, А.Л. Степанов, С.А. Уваров; Ответственный редактор В.С. Лукинский. Санкт-Петербург: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2019. С. 154 - 161.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.