Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Е.В. ВАЙМЕР
Большое значение для обеспечения эффективности противодействия коррупции как государственно-правовой деятельности, в которую вовлечены все органы публичной власти, представители гражданского общества, граждане и организации, имеют правовые технологии. Именно правовые технологии, а точнее - их применение всеми субъектами, предполагают рационально-осознанное, конструктивно-прагматичное осуществление действий, что особенно важно в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации или ликвидации последствий коррупционных нарушений.
В юридической науке признано, что правовые технологии осуществления практической юридической деятельности, начиная с технологии правотворческой и заканчивая интерпретационными, правореализационными технологиями, служат реализации идеи верховенства права и ценностей правового государства, которая может быть достигнута только при использовании всех видов правовых технологий <1>. При этом подчеркивается эффективность комплексного и полиструктурного применения правовых технологий.
--------------------------------
<1> См.: Березина Е.А. Правовые технологии и реализация идеи верховенства права // Правовое государство: теория и практика. 2020. N 3(61). С. 137.
В качестве инструментальной части правовой технологии противодействия коррупции следует выделить юридическую технику. В правовой литературе юридическая техника определяется как система приемов, способов, средств, правил подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования компетентными органами наиболее совершенных по форме, структуре, содержанию нормативных, правоприменительных и интерпретационных правовых актов <2>.
--------------------------------
<2> Колесник И.В. Юридическая техника и юридическая технология современной российской правовой науке // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. Т. 6. N 3. С. 55.
Технико-юридический инструментарий антикоррупционной деятельности используется при закреплении нормативных дефиниций таких терминов, как "коррупция", "противодействие коррупции", "борьба с коррупцией", "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "антикоррупционный стандарт", "коррупциогенные факторы" и т.д.
Следует отметить, что в проблемном поле научных исследований и юридической практики довольно часто говорится о несовершенстве названных правовых понятий, необходимости законодательного закрепления определений "коррупционное правонарушение", "увольнение в связи с утратой доверия" и других терминов.
Правила правотворческой техники применяются при подготовке, рассмотрении, принятии и обнародовании органами публичной власти нормативных правовых актов. Антикоррупционные нормативные правовые акты отличаются стадией их подготовки. К примеру, комиссия по координации работы в области противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации организует подготовку проектов нормативных документов по вопросам противодействия коррупции, осуществляет разработку региональной антикоррупционной программы и планов мероприятий по ее реализации <3>.
--------------------------------
<3> См.: Указ Президента РФ от 15 июля 2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть II). Ст. 4477.
Технические способы, приемы и средства правоприменения, а именно документального оформления правоприменительной деятельности, получают свое воплощение при принятии индивидуальных правовых актов, когда субъект-правоприменитель уже знает содержание решения и ему остается перенести его в письменную документарную форму. Применительно к рассматриваемой области действуют правила составления заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы <4>, правила оформления приказа о применении взыскания за совершение коррупционного правонарушения или решения (распоряжения) об осуществлении контроля за расходами публичных должностных лиц <5>.
--------------------------------
<4> См.: Приказ Минюста России от 21 октября 2011 г. N 363 (ред. от 18.01.2013) "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы" // СПС "Гарант".
<5> См.: Методические рекомендации по вопросам осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае, принятые Администрацией губернатора Пермского края, Департамент государственной службы и профилактики коррупции (приложение). URL: https://gomozavodskii.ru/files2/files/2017/Protivodeyistvie_korrupcii/Metod._rekomendacii_po_kontrolyu_za_rashodami_2017_g..pdf (дата обращения: 12.04.2023).
Конструктивные правовые явления как технические средства, характеризующиеся логичным построением идеальной модели, безусловно присутствуют в антикоррупционной правотворческой и правоприменительной деятельности. Имеются в виду структура антикоррупционного нормативного правового акта, нормы, состав коррупционного правонарушения, структура служебного правоотношения, квалификация ситуации конфликта интересов в целях противодействия коррупции, элементы антикоррупционного стандарта поведения служащих и т.д.
В свою очередь, каноны интерпретационной техники позволяют уяснять тексты антикоррупционного законодательства в рамках общей антикоррупционной политики Российского государства. В этой связи концептуальное значение в деле противодействия коррупции имеет юридическая стратегия. Данная правовая технология предполагает постановку и наличие долгосрочных целей, осуществление деятельности на основе специальных принципов, использование особых форм и методов, направленных на достижение ориентиров государственной политики <6>.
--------------------------------
<6> См.: Фалькина Т.Ю. Юридическая стратегия как важнейший элемент юридической технологии // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 2. С. 136.
Цель, задачи, принципы, основные направления, механизм исполнения и субъекты-реализаторы антикоррупционной политики Российского государства провозглашены в Национальной стратегии противодействия коррупции <7>. В юридической периодике отмечается, что цель - "искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе", - провозглашенная в стратегическом антикоррупционном документе, методологически неверна. В.В. Потомский вполне обоснованно предлагает определить стратегическую цель как существенное снижение уровня коррупции, поскольку в такой формулировке она вполне достижима и может служить одним из критериев оценки результативности антикоррупционной политики <8>.
--------------------------------
<7> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
<8> Потомский В.В. Концептуальные основы антикоррупционной политики государства // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. N 6. С. 190.
Национальная стратегия противодействия коррупции получает практическую реализацию в среднесрочных национальных планах, принимаемых Президентом России, и далее в планах противодействия коррупции каждого органа публичной власти.
В субъектах Российской Федерации на основе национального плана принимаются региональные программы противодействия коррупции, утверждаемые высшими должностными лицами. На основе национального плана и региональной программы разрабатываются антикоррупционные мероприятия в государственных и муниципальных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Федерации. Это своего рода трансляция и применение социальных и юридических технологий в виде политических идей и ценностей в целях их практического исполнения, совокупного синергетического использования сил различных органов власти и управления, граждан и организаций.
Закрепленные в ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273) <9> принципы противодействия коррупции технологически возможно отнести к стратегической составляющей антикоррупционной политики, они являются основой как для правотворческой, так и для применительной юридической деятельности <10>. Одним из установленных в Федеральном законе N 273-ФЗ принципов является принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Представляется, что в области противодействия коррупции при решении задач приоритетности профилактических мер используются средства юридической тактики, способные привести в порядок определенные общественные отношения. В данном контексте следует говорить о детальном урегулировании различных антикоррупционных процедур, таких как уведомление о наличии конфликта интересов <11>, о случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений <12>, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу <13>, сообщение о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим государственные (муниципальные) должности или должности государственной или муниципальной службы <14>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 06.02.2023) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
<10> О применении и толковании принципов противодействия коррупции на практике см.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2023. N 4; Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 4.
<11> См., например: Приказ Минтранса России от 27 февраля 2023 г. N 56 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Министром транспорта Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.04.2023.
<12> См., например: Постановление Губернатора Новосибирской области от 20 июня 2016 г. N 147 (ред. от 19.01.2021) "Об уведомлении лицами, замещающими отдельные должности государственной гражданской службы Новосибирской области, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 21.06.2016.
<13> См., например: Приказ ФНС России от 6 июля 2022 г. N ЕД-7-4/627@ "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем Федеральной налоговой службы, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 29 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 4. Ст. 668.
Упорядочение различных комплексов действий, призванных рационально организовать поведение должностных лиц, также важно для принятия качественных актов и решения задач профилактики коррупции. В данном случае речь может идти о регламентации порядка ротации государственных служащих <15> или порядка проведения оценки коррупционных рисков <16>.
--------------------------------
<15> Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. Протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 N 47(7)) // СПС "КонсультантПлюс".
К тактическим профилактическим приемам противодействия коррупции допустимо отнести и периодическое рассмотрение вопросов правоприменительной практики в области противодействия коррупции в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин коррупционных проявлений (п. 2.1 ст. 6 Федерального закона N 273-ФЗ).
Технологии процессуальной правоприменительной деятельности противодействия коррупции применимы, например, когда имеются процессуальные юрисдикционные формы, разграниченные или структурированные на процессуальные стадии и этапы. Примером послужит технология применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений или процессуальный порядок обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
С учетом специфики развития антикоррупционной деятельности контрольно-надзорные юридические технологии постоянно совершенствуются. Используются проверенные во времени и показавшие свою эффективность технологии проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, технологии проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. При этом появляются инновационные технологии, к примеру проверка законности получения денежных средств <17>.
--------------------------------
<17> См.: Федеральный закон от 6 марта 2022 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2022. N 10. Ст. 1401.
Особое значение имеют технологии контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции, осуществляемые совокупно государственными органами, органами местного самоуправления во главе с организующим центром - Советом при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В субъектах Российской Федерации проводится антикоррупционный мониторинг, целью которого является оценка и анализ состояния коррупции в конкретном регионе. Результаты регионального мониторинга оформляются периодически (ежеквартально и ежегодно). Отчетность структурирована на разделы, позиции и показатели в количественном выражении. Обобщение информации осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и является официальным источником информации об эффективности антикоррупционной работы в субъекте Российской Федерации и его муниципальных образованиях <18>.
--------------------------------
<18> По вопросу проведения антикоррупционного мониторинга см.: Методика мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции (разработана Минюстом России) // СПС "КонсультантПлюс"; Методические рекомендации по представлению сведений о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления (антикоррупционный мониторинг) // Официальный сайт Правительства Новосибирской области. URL: https://www.nso.ru/page/22677 (дата обращения: 13.04.2023).
Системная технологизация противодействия коррупции предполагает внедрение антикоррупционного комплаенса в организациях всех форм собственности и хозяйствования. Концепция антикоррупционного комплаенса предусматривает принятие и практическую реализацию антикоррупционных политики организации, корпоративных стандартов и процедур в качестве механизма защиты компаний от коррупционных правонарушений.
Эффективность антикоррупционной деятельности немыслима и без применения технологий общественного контроля, согласованных действий государственных органов, общественных объединений и наиболее активных граждан.
В последнее десятилетие общественный контроль реализуется через участие в процессе правотворчества общественных палат, общественных советов, общественных объединений и отдельных граждан, в проведении антикоррупционной экспертизы, общественном обсуждении проектов нормативных документов, общественной инициативе и оценке регулирующего воздействия проектов нормативных актов <19>.
--------------------------------
<19> Зубарев С.М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 43. С. 74.
Немаловажным является и осуществление общественного мониторинга, общественной проверки соблюдения антикоррупционного законодательства органами публичной власти и организациями, обнародование результатов контроля на интернет-сайтах, в средствах массовой информации, а также при необходимости информирование компетентных государственных органов.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что юридические технологии пронизывают весь правовой механизм противодействия коррупции, являются необходимым средством правотворческой и правоприменительной его составляющей. Методологически выстроенная теоретическая модель правовых технологий противодействия коррупции, внедренная в практическую плоскость, становится одной из значимых гарантий реализации цели государственной антикоррупционной политики. При этом высокая технологичность антикоррупционной деятельности, основанная на комплексном, системном, полиструктурном ее применении, выступает необходимым условием достижения цели - если не искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в обществе, то по крайней мере снижения ее уровня.
Литература
1. Березина Е.А. Правовые технологии и реализация идеи верховенства права / Е.А. Березина // Правовое государство: теория и практика. 2020. N 3(61). С. 126 - 137.
2. Зубарев С.М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? / С.М. Зубарев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 43. С. 72 - 93.
3. Колесник И.В. Юридическая техника и юридическая технология современной российской правовой науке / И.В. Колесник // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. Т. 6. N 3. С. 45 - 63.
4. Потомский В.В. Концептуальные основы антикоррупционной политики государства / В.В. Потомский // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. N 6. С. 187 - 196.
5. Фалькина Т.Ю. Юридическая стратегия как важнейший элемент юридической технологии / Т.Ю. Фалькина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 2. С. 135 - 137.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.