Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ЗАФИКСИРОВАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОТО-, ВИДЕОФИКСАЦИИ, РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
А.С. ЛИЗУНОВ, А.О. ХАРИТОНОВ, Н.Н. КРАСАВИН
В качестве принципа деятельности полиции законодатель закрепил положение, обязывающее полицию в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем. Одной из форм реализации данного принципа является получившее в последнее время широкое распространение применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, с помощью которых осуществляется фиксация отдельных административных правонарушений.
В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества составов административных правонарушений, которые могут быть выявлены и зафиксированы с использованием данных средств.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что внедрение технических средств фото- и видеофиксации административных правонарушений позволяет в местах установки оборудования снизить количество ДТП в среднем до 30% <1>.
--------------------------------
<1> Климова Д.В. Иностранный и отечественный опыт профилактики дорожно-транспортных происшествий с использованием систем автоматической фиксации нарушений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7(73). N 2. С. 252.
Имеются все основания полагать, что подобные средства фиксации административных правонарушений в дальнейшем получат еще более широкое распространение, поскольку выступают в качестве эффективного метода контроля за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения, оказывают положительное влияние на снижение уровня аварийности на тех участках дорог, где они установлены.
Однако анализ практики привлечения к административной ответственности за совершение данных правонарушений позволяет высветить целый ряд организационных, правовых и даже идеологических проблем, носящих системный характер.
Как пишет С.С. Панкин, "использование специальных технических средств способствует реализации принципа неотвратимости наказания, исключает субъективизм при выявлении правонарушений и в последующем принятии мер административного воздействия при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <2>.
--------------------------------
<2> Панкин С.С. Правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи // Безопасность дорожного движения. 2022. N 2. С. 44.
Что касается неотвратимости наказания, то этот тезис указанного автора представляется спорным. В данном контексте обратим внимание на ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, согласно которой к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации специальными техническими средствами привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. При этом согласно ч. 2 этой же статьи собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Таким образом, если представить себе ситуацию, при которой автомобиль находится в собственности одного лица, а фактически его использует другое лицо, то собственник автомобиля, в отношении которого выносится постановление о назначении административного наказания, может, подав соответствующую жалобу в суд либо вышестоящему должностному лицу, отменить решение о назначении административного наказания. Очевидно, что в этом случае ему следует представить какие-либо доказательства своей невиновности, например, страховой полис ОСАГО, в котором он не указан в качестве лица, наделенного правом управлять транспортным средством, указать свидетелей, которые могли бы подтвердить его непричастность к совершению административного правонарушения, при рассмотрении дела во второй инстанции и др. <3>
--------------------------------
<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
При этом он совершенно не обязан сообщать данные того лица, которое совершило правонарушение, закон его не обязывает это делать. Даже если при пересмотре дела такой вопрос перед ним будет поставлен, он всегда может сослаться на ст. 51 Конституции Российской Федерации, дающую право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и своих близких родственников.
Стало быть, виновное лицо имеет все возможности для того, чтобы избежать ответственности. Даже если предположить, что должностным лицам ГИБДД удастся установить лицо, которое действительно управляло транспортным средством на момент совершения административного правонарушения, то, как правило, сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, к этому моменту уже истекают и фактически утрачиваются объективные возможности для привлечения лица к ответственности.
Подобные пробелы в отечественном законодательстве давно изведаны адвокатами, практикующими юристами, да и просто гражданами, мало-мальски имеющими знания в области административно-деликтного законодательства. Использование таких недобросовестных приемов, позволяющих гражданину реализовать свои субъективные права, в том числе и право на защиту, во вред интересам общества и государства, вопреки целям, ради которых это правовое положение принималось, девальвирует социальную ценность административно-деликтного права.
Конечно, как мы уже отмечали выше, помимо причин, связанных с правовым нигилизмом, низким уровнем правовой культуры граждан, позволяющих себе подобное поведение, можно выделить и некоторые детерминанты, обусловленные несовершенством самого законодательства и создающие предпосылки для таких действий граждан.
В этой связи обратим внимание на примечание к ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому принцип презумпции невиновности не распространяется на отдельную категорию административных правонарушений, выявленных с использованием средств фото-, видеофиксации. В научной литературе неоднократно указывалось на то, что положения, закрепленные в примечании к ст. 1.5 КоАП РФ, противоречат Конституции Российской Федерации и среди ученых настойчиво звучали предложения исключить из текста закона данное примечание <4>.
--------------------------------
<4> Волкова И.В. Принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и проблемы его реализации // Право и государство: теория и практика. 2021. N 2(194). С. 151.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации высказал по этому вопросу диаметрально противоположную точку зрения, акцентировав внимание на том, что важна не только указанная презумпция, но и принцип неотвратимости ответственности, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства <5>.
--------------------------------
<5> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. N 177-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Штатнова Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав примечанием к статье 1.5 и статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Как видим, здесь налицо противоречие, лежащее в содержании двух принципов: презумпции невиновности и неотвратимости наказания. Полагаем, что разрешение данного противоречия возможно путем поиска правового компромисса, предполагающего внесение изменений в закон.
На первом этапе необходимо скорректировать процедуру привлечения лица за совершение подобных видов правонарушений. Полагаем, что собственнику транспортного средства необходимо направлять уведомление о том, что средствами фото-, видеофиксации зафиксировано правонарушение, совершенное с использованием его транспортного средства. После чего собственник транспортного средства должен либо проигнорировать данное сообщение, либо сообщить в подразделение ГИБДД данные лица, в пользовании которого находилось транспортное средство на момент совершения административного правонарушения, либо сообщить о том, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев собственник транспортного средства все же осведомлен о лице или лицах, в пользовании которых данное транспортное средство находится.
Рассуждая о схожей ситуации, применительно к административно-деликтному законодательству Республики Беларусь, С.Г. Василевич пишет: "Собственник, указывая, кому передан автомобиль, свидетельствует не о факте совершения близким родственником административного правонарушения, а опровергает презумпцию своей виновности как собственника автомобиля" <6>.
--------------------------------
<6> Василевич С.Г. Презумпция невиновности как фундаментальный правовой принцип // Вестник Московского университета МВД России. 2020. N 3. С. 133.
Даже если лицом, управляющим транспортным средством, на момент совершения правонарушения окажется супруг (супруга) или близкий родственник собственника, при сообщении об этом в подразделение ГИББД нарушений требований ст. 51 Конституции Российской Федерации не будет. Собственник транспортного средства в данной ситуации имеет право выбора, он может и не свидетельствовать против своего супруга или своих близких родственников, но в этом случае он сам понесет административное наказание. Иными словами, собственник транспортного средства вправе самостоятельно принять одно из следующих решений: воспользоваться ст. 51 Конституции Российской Федерации и самому понести ответственность либо указать на лицо, которое совершило правонарушение, и при необходимости обеспечить его явку в подразделение ГИБДД для привлечения к ответственности, и тогда сам собственник наказания уже не понесет.
Отметим также, что собственником транспортного средства, совершившим правонарушение, зафиксированное с использованием специальных технических средств фото-, видеофиксации, может оказаться и субъект, не подлежащий административной ответственности (прокурор, судья и др.). Полагаем, что в этом случае в законе следует закрепить обязанность данного лица незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИБДД.
В качестве еще одного аргумента в пользу обоснованности данного предложения укажем на то, что в настоящее время лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, зафиксированном с использованием средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, фактически может принять участие в процессе лишь на стадии пересмотра дела, что нарушает его право на защиту. Реализация выдвигаемых нами предложений способствует решению в том числе и этой проблемы.
С одной стороны, направление собственнику транспортного средства уведомления о совершении административного правонарушения с использованием его транспортного средства до вынесения постановления о назначении административного наказания несколько усложнит административное производство, но, с другой стороны, это снизит количество пересмотров дел об административных правонарушениях данной категории и в конечном итоге приведет к определенной процессуальной экономии.
Вполне оправданным в данной ситуации является увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, выявленные с помощью средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, до 6 месяцев. Отметим, что по большинству правонарушений этот срок в настоящее время составляет 2 месяца, поскольку направление уведомления собственнику транспортного средства и получение от него ответа увеличит срок принятия итогового решения по делу.
В контексте данного исследования нельзя обойти молчанием и вопрос, связанный со справедливостью размера назначаемого за подобные виды правонарушений наказания. Здесь прежде всего необходимо определиться с целью, ради которой назначается наказание за правонарушения, выявленные с помощью указанных средств фиксации. Если исходить из того, что главная цель - превенция правонарушений, то дальнейшее развитие законодательства, регламентирующее применение данных средств фиксации правонарушений, на наш взгляд, должно идти по двум направлениям.
Во-первых, наказание, которое наступает за совершение подобных правонарушений, должно быть эффективным, т.е., образно выражаясь, "бить по карману" правонарушителя, заставлять его задуматься об оправданности подобного поведения в дальнейшем. Особенно сказанное касается тех административных правонарушений, которые непосредственно влияют и служат причинами ДТП <7>. Существующий порядок, позволяющий оплатить лишь половину от назначенного размера штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления о назначении административного наказания (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ), сделал этот размер штрафа настолько легковесным, что для потенциальных правонарушителей он вовсе не служит сдерживающим фактором на пути совершения противоправных действий.
--------------------------------
<7> В этом плане представляет интерес исследование С.Н. Антонова, который обосновал возможность и необходимость разделения всех правонарушений в области дорожного движения на три группы: правонарушения, непосредственно влияющие на совершение ДТП; правонарушения, косвенно влияющие на совершение ДТП; правонарушения, посягающие на установленный порядок управления в области дорожного движения. Исходя из такой детерминации необходимо распределять размеры санкций за те или иные правонарушения. См. подробнее: Антонов С.Н. Категорирование административных правонарушений в области дорожного движения как один из критериев определения оптимального размера административного штрафа // Современная наука. 2020. N 1. С. 15 - 19.
Во-вторых, деятельность этих средств фото-, видеофиксации правонарушений должна быть максимально открытой, необходимо не только обозначать специальными знаками места установки подобных систем, но и распространять информацию об этом на официальных ресурсах МВД России в сети Интернет.
Литература
1. Антонов С.Н. Категорирование административных правонарушений в области дорожного движения как один из критериев определения оптимального размера административного штрафа / С.Н. Антонов // Современная наука. 2020. N 1. С. 15 - 19.
2. Василевич С.Г. Презумпция невиновности как фундаментальный правовой принцип / С.Г. Василевич // Вестник Московского университета МВД России. 2020. N 3. С. 126 - 134.
3. Волкова И.В. Принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и проблемы его реализации / И.В. Волкова // Право и государство: теория и практика. 2021. N 2(194). С. 159 - 152.
4. Климова Д.В. Иностранный и отечественный опыт профилактики дорожно-транспортных происшествий с использованием систем автоматической фиксации нарушений / Д.В. Климова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7(73). N 2. С. 252 - 257.
5. Панкин С.С. Правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи / С.С. Панкин // Безопасность дорожного движения. 2022. N 2. С. 44 - 47.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.