Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ
Н.Г. КАНУННИКОВА
В последние годы в систему государственного управления активно внедряются цифровые технологии, что предусматривается федеральным проектом "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", реализуемой в целях достижения национальных целей и стратегических задач развития Российского государства. Процесс цифровизации государственного управления <1> сегодня выведен на уровень национального проекта, что является одним из ключевых направлений развития Российского государства.
--------------------------------
<1> Косоруков А.А. Цифровизация государственного управления. М., 2023.
Внедрение цифровых технологий в систему государственного управления предполагает активное развитие сети Интернет, а также социальных сетей, коммуникативный потенциал которых органы исполнительной власти используют в своей деятельности для решения возложенных на них задач по предоставлению государственных услуг. В современных условиях активное применение последних как цифровых платформ для размещения информации органами исполнительной власти является одним из актуальных направлений совершенствования государственного управления. Под цифровой платформой понимается "цифровая форма взаимодействия между поставщиками и потребителями товаров и услуг, используемая в первую очередь для снижения транзакционных издержек, в том числе при поиске товара или услуги, организации платежей, заключении контрактов и т.д." <2>.
--------------------------------
<2> Погорелова К.В. Цифровая платформа как фактор перехода к цифровой экономике // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. N 1.
В научной литературе неоднократно подчеркивалась популярность социальных сетей, в том числе и в сфере государственного управления <3>, однако на сегодняшний день применение органами исполнительной власти рассматриваемых цифровых платформ только выстраивается и не имеет четких границ на теоретическом и правовом уровне.
--------------------------------
<3> Беленкова Л.М., Белоконев С.Ю. Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа органов государственной власти // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. N 1(15); Зиновьева Н.А., Абрамов В.Е. Личный бренд в социальных сетях // The Scientific Heritage. 2021. N 76-3(76) и др.
Впервые термин "социальная сеть" был законодательно закреплен в декабре 2020 г. в Законе об информации <4>: сайт и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационная система, и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Регламентируя необходимость обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти, законодатель закрепляет императивное требование о предоставлении такой информации неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети Интернет в форме открытых данных, не конкретизируя при этом цифровые платформы, используемые для ее опубликования.
Сегодня в целях реализации поручений Президента РФ <5> в субъектах Российской Федерации созданы и функционируют Центры управления регионов (ЦУР), осуществляющие взаимодействие с гражданами через социальные сети <6>. Так, например, ЦУР Кабардино-Балкарской Республики проводит мониторинг и анализ сообщений от населения, опубликованных в социальных сетях, которые оперативно направляются ответственным органам исполнительной власти для их дальнейшего решения.
--------------------------------
<5> Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления (утв. Президентом РФ 01.03.2020 N Пр-354). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62919.
<6> Степкин С.П. Цифровая трансформация обращений граждан с использованием современных информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. 2022. N 4.
Важно отметить, что ЦУР не является органом власти, а следовательно, за ним не закреплены никакие административные функции. ЦУР не имеет достаточного количества полномочий, чтобы обязать какое-либо ведомство к выполнению возложенных на него функций, чаще всего центр является координирующим звеном. В этой связи большое значение имеет поддержка со стороны руководства субъекта Российской Федерации, что может свидетельствовать о том, что данное направление находится в числе приоритетных, а также позволяет использовать административные полномочия соответствующих задаче ведомств.
Проанализировав аккаунт ЦУР Кабардино-Балкарской Республики в социальной сети "ВКонтакте" (https://vk.com/tsur_07), можно сделать вывод, что работа по освещению деятельности Центра управления регионом в настоящее время ведется на достаточно качественном уровне: освещение решенных проблем происходит ежедневно, присутствуют разнообразные форматы информационных сообщений, проводятся прямые эфиры с руководством органов исполнительной власти региона, подводятся итоги работы за определенный период времени, работа с обращениями граждан имеет системный характер; публикации в едином стиле выглядят более качественными и сокращают время работы сотрудника, занимающегося социальной сетью.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие работу органов исполнительной власти с публикациями в социальных сетях (Астраханская, Липецкая, Ростовская, Саратовская области, Еврейский автономный округ и др.), анализ которых свидетельствует о принципиальных различиях в перечне социальных сетей, в которых должна осуществляться данная деятельность. В целом работа предполагается на таких площадках российского сегмента, как "Одноклассники" и "ВКонтакте", однако в региональных актах по-прежнему присутствуют социальные сети западного сегмента, признанные экстремистскими и исключенные из реестра социальных сетей Роскомнадзора (например, в Ростовской и Саратовской областях), что влечет определенные риски, а следовательно, свидетельствует о необходимости актуализации законодательства в рассматриваемой сфере. Различия имеются и в субъектах, на которых возложена организация работы с публикациями в социальных сетях, например в Ростовской области - на ЦУР, а в Саратовской области - на Министерство внутренней политики и общественных отношений.
Одной из важнейших составляющих современного государственного управления является работа органов исполнительной власти с системой "Инцидент-менеджмент" <7>, представляющая собой круглосуточный мониторинг социальных сетей российского сегмента на наличие жалоб граждан. Помимо социальных сетей, система позволяет отслеживать публикации граждан на платформах для размещения блогов, видеохостинга, а также других ресурсах, на которых есть возможность для обратной связи со стороны аудитории, но они не подпадают под сферу деятельности органов исполнительной власти.
--------------------------------
<7> Иванова Д.А. Инцидент-менеджмент в исполнительных органах государственной власти // Менеджмент в социальных и экономических системах: Сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. С.Д. Резника. Пенза, 2020.
Работа органов исполнительной власти в данной системе минимизирует количество рисков, поскольку в большинстве случаев автоматизированная система мониторинга позволяет более оперативно выявлять проблемы в социальных сетях и принимать в работу жалобы граждан. При этом остаются риски, которые на данный момент невозможно полностью исключить, во многом они связаны с невозможностью решения конкретных проблем, нуждающихся в систематическом изменении и требующих больших затрат. Учитывая, что сообщения, попадающие через автоматизированную систему мониторинга, не должны оставаться без ответа, нередки случаи, когда исполнитель формирует ответ, который для гражданина выглядит как отписка, вследствие чего последний обращается в вышестоящие органы.
Вместе с тем наряду с уникальностью и преимуществами системы "Инцидент-менеджмент" ее применение сопряжено с некоторыми проблемами. В частности, система не всегда обрабатывает все обращения граждан, размещаемые в социальных сетях. В частности, жалобы и обращения, имеющие орфографические ошибки, могут оставаться не выявленными системой, также могут остаться без внимания обращения, размещенные в публичных сообществах с малой численностью, а также сообщения, не имеющие признаков, которые считывает система.
Немалозначимой проблемой является отсутствие в органах исполнительной власти квалифицированных кадров по работе с публикациями граждан в социальных сетях. Учитывая требования, предъявляемые к ответам на такие обращения, в отдельных ведомствах в связи с отсутствием опыта по принятию управленческих решений в рамках работы системы исполнители, как правило, не имеют выстроенной системы ответов и отработки обращений, что затягивает решение вопросов, поступивших посредством социальных сетей. Во многих органах исполнительной власти по-прежнему отсутствует должностное лицо, ответственное за работу в системе "Инцидент-менеджмент", в связи с чем подготовка ответов ложится дополнительной нагрузкой на сотрудников, не имеющих должной квалификации по работе с обращениями граждан. В этой связи одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов исполнительной власти является кадровое обеспечение - включение в штатное расписание должности, предусматривающей в качестве функциональной обязанности работу в системе "Инцидент-менеджмент". Однако, учитывая тенденцию на сокращение административного аппарата, реализация данного направления совершенствования в настоящее время, к сожалению, является маловероятной.
Отметим, что проблема кадрового обеспечения органов исполнительной власти проявляется также в аспекте создания публичных и персональных страниц в социальных сетях как одного из этапов внедрения работы органов власти в социальные медиа, что обозначено в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня и является одним из базовых пунктов организации работы органов исполнительной власти в социальных сетях. Анализ отдельных публичных страниц органов исполнительной власти регионов Северо-Кавказского федерального округа в социальных сетях позволил выявить несколько системных ошибок: недостаточная информация об органе власти, отсутствие релевантных контактных данных, язык донесения информации не соответствует формату социальных сетей, в группах остаются неотвеченными комментарии граждан, низкое качество размещаемого контента, в большинстве пабликов контент размещается хаотично, в зависимости от ситуации.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2022 г. N 2523-Р с 1 декабря 2022 г. органы исполнительной власти обязаны создать и вести свои официальные страницы в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Представляется, что ведение официальных страниц в социальных сетях российского сегмента будет способствовать созданию позитивного имиджа органа исполнительной власти. Безусловно, в условиях стремительно меняющихся общественно-политических процессов не только внутри страны, но и вне ее, очень важно закрепить положительный имидж, поскольку он напрямую будет оказывать воздействие на уровень доверия граждан к власти и к принимаемым государством управленческим решениям.
Но при этом, с одной стороны, положительный имидж, безусловно, увеличивает уровень доверия граждан, но с другой стороны, несет в себе возможные риски, связанные с увеличением числа жалоб граждан через социальные сети, что может негативно отразиться на качестве и скорости реагирования, поскольку органы исполнительной власти могут оказаться не готовыми к увеличению подобной нагрузки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование органами исполнительной власти при решении возложенных на них задач цифровых платформ, а также создание центров управления регионом способствует более эффективному взаимодействию с гражданами, а также своевременному получению информации, на основе которой в дальнейшем принимаются управленческие решения разного уровня.
Однако, несмотря на видимые результаты, политика Российского государства по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти посредством использования цифровых платформ, в частности социальных сетей, не является системной как в части создания нормативной базы, так и на уровне реализации в российских регионах. В этой связи представляется необходимым в ближайшей перспективе инициировать работу по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное и региональное законодательство, регламентирующее деятельность органов исполнительной власти в социальных сетях, внесенных в реестр Роскомнадзора, а также осуществлять повышение квалификации государственных служащих по работе с обращениями граждан в социальных сетях на постоянной основе.
Подводя итог, следует отметить, что совершенствование деятельности органов исполнительной власти с помощью цифровых платформ является перспективным направлением развития системы государственного управления.
Литература
1. Беленкова Л.М. Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа органов государственной власти / Л.М. Беленкова, С.Ю. Белоконев // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. N 1(15). С. 92 - 102.
2. Зиновьева Н.А. Личный бренд в социальных сетях / Н.А. Зиновьева, В.Е. Абрамов // The Scientific Heritage. 2021. N 76-3(76). С. 62 - 64.
3. Иванова Д.А. Инцидент-менеджмент в исполнительных органах государственной власти / Д.А. Иванова // Менеджмент в социальных и экономических системах: Материалы XII Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 17 - 18 декабря 2020 г.): Сборник научных статей / Под общей редакцией С.Д. Резника. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 31 - 33.
4. Косоруков А.А. Цифровизация государственного управления: Учебное пособие / А.А. Косоруков. Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. 242 с.
5. Погорелова К.В. Цифровая платформа как фактор перехода к цифровой экономике / К.В. Погорелова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. N 1. С. 254 - 259.
6. Степкин С.П. Цифровая трансформация обращений граждан с использованием современных информационных технологий / С.П. Степкин // Российское право: образование, практика, наука. 2022. N 4. С. 72 - 82.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.