Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
Т.А. ГУСЕВА
Оговоримся сразу, что в данной публикации автор не исследует вопрос о разграничении и соотношении таких понятий, как "электронный документ" и "цифровой документ", "электронное взаимодействие и "цифровое взаимодействие" и им подобных словосочетаний.
Разграничение и соотношение этих понятий дано в многочисленных работах юристов, экономистов, программистов <1>.
--------------------------------
<1> Нестеров А.В. От электронного общества к цифровому (сущность трансформации). М.: Электронный препринт, 2019. 10 с. URL: https://nesterov.su/wp-content/uploads/2019/11/%D0%9E%D0%A2-%D0%AD%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E-%D0%9A-%D0%A6%D0%98%D0%A4%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%9C%D0%A3.pdf; Марьясов К.В. От понимания электронного документа к пониманию цифрового документа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-ponimaniya-elektronnogo-dokumenta-k-ponimaniyu-tsifrovogo-dokumenta-evolyutsiya-ponyatiy/viewer.
Оперируя электронным документооборотом, будем исходить из определения электронного документа, данного в Законе об информации, информационных технологиях и о защите информации <2>, где под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.
Государственные услуги онлайн
Порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг определяется одноименным Законом <3>. Концепция поэтапного перехода к предоставлению гражданам большинства государственных услуг в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю предусматривает оказание услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. При оказании государственных (муниципальных) услуг должна быть обеспечена информационная безопасность и защита персональных данных в соответствии с Законом о персональных данных <4>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
<4> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3451.
Мониторинг, проведенный Минэкономразвития, выявил, что 34% респондентов не имеют интерфейса на портале Госуслуг для онлайн-обращения; 15% таких интерфейсов оказались неработающими, более чем в половине случаев заявители не получали оповещения о ходе получения государственных или муниципальных услуг, 35% сведений о федеральных услугах оказались неактуальными или ошибочными; 21% из заявленных онлайн-услуг не реализованы.
Таким образом, востребованность государственных онлайн-услуг предполагает дальнейшее совершенствование качества их предоставления, при этом должна быть обеспечена техническая возможность бесплатного выхода в Интернет.
Электронный документооборот для бюджетных организаций
В соответствии с Приказом N 61н <5> с 1 января 2023 г. все организации бюджетной сферы должны были начать работать с электронными документами, но повсеместно по разным причинам это не состоялось <6>.
--------------------------------
<5> Приказ Минфина России от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021. N 0001202106290010. URL: http://pravo.gov.ru.
<6> Письмом Минфина России от 1 декабря 2021 г. N 02-07-07/98091 доведены Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 г. унифицированных форм электронных первичных документов.
Указанным Приказом Минфин ввел унифицированные формы электронных первичных документов и электронных регистров, применяемых при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных учреждений.
В качестве электронного документа применительно к указанной сфере рассматриваются первичные учетные документы <7> и регистры бухгалтерского учета <8>, составленные в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо в случаях, предусмотренных законодательством, простой электронной подписью <9>. К регистрам бухгалтерского учета относятся первичные и сводные документы, в том числе журналы - ордера (накопительные и группированные ведомости, кассовая книга), регистры аналитического учета, главная книга (оборотная ведомость по аналитическим счетам), бухгалтерский баланс и др. отчетные формы.
--------------------------------
<7> Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Сделки в разных компаниях существенно различаются. Несмотря на это, есть перечень первичной документации, которая обязательна в бухгалтерии: договор, счет на оплату, платежные документы (кассовые чеки, бланки строгой отчетности), товарная накладная, акт выполненных работ или оказанных услуг, счет-фактура. Этот список документов по сделкам не исчерпывающий, он может расширяться в зависимости от видов операций и особенностей учета в организации.
<8> Регистр бухгалтерского учета (учетный регистр) - элемент организации бухгалтерского учета на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
<9> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // Парламентская газета. 2011. 8 апреля.
Анализ практики перехода на электронный документооборот в бюджетной сфере позволяет сделать ввод, что пользоваться ЭДО возможно только после разрешения определенных организационных моментов: получения электронных подписей, настройки бухгалтерского программного продукта, внесения изменений в график документооборота.
Далее остановимся на некоторых примерах обязательного электронного документооборота в сфере предпринимательской деятельности <10>.
--------------------------------
<10> За пределами рассмотрения остаются электронный нотариальный документооборот, электронный документооборот в судебной системе, система "Меркурий", ЕГАИС и иные сферы деятельности.
Обязательное использование электронного документооборота предусмотрено в контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд <11>. С 1 января 2019 г. конкурентные способы закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) осуществляются в электронной форме, что подразумевает собой электронный документооборот, а с 1 января 2022 г. - и электронное актирование. Электронная приемка - это подготовка и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, с использованием единой информационной системы. Документы подписываются усиленной электронной подписью.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Российская газета. 2013. 12 апреля.
Маркировка. Если предприниматель реализует маркированный товар, то он обязан вести электронный документооборот.
С 1 января 2022 г. электронный документооборот становится необходимым условием работы с маркированным товаром. После подписания электронных универсальных передаточных документов поставщиком и покупателем сведения поступят в систему маркировки "Честный знак" автоматически. Универсальный передаточный документ содержит сведения о маркированном товаре по формату Приказа ФНС от 19 декабря 2018 г. N 820 <12>.
--------------------------------
<12> Приказ Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2018 г. N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" // Официальный интернет-портал правовой информации. 2019. URL: http://pravo.gov.ru.
Подавать сведения в систему маркировки "Честный знак" можно только через оператора электронного документооборота. Прямой способ передачи сведений больше не допускается.
Система прослеживаемости товаров
С принятием Постановления Правительства от 1 июля 2021 г. N 1108 <13> с 8 июля 2021 г. в Российской Федерации стала обязательной система прослеживаемости товаров. Кроме указанного Постановления, о прослеживаемости сказано в п. 1.2 ст. 169 Налогового кодекса РФ. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за рядом исключений. Таким образом, законодательство обязывает перейти на электронный документооборот с контрагентами по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.
--------------------------------
<13> Постановление Правительства РФ от 1 июля 2021 г. N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" // СЗ РФ. 2021. N 28 (часть II). Ст. 5536.
Национальная система прослеживаемости товаров - это информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Из товаров широкого употребления можно перечислить холодильники, машины стиральные бытовые или для прачечных, мониторы и проекторы, транспортные средства промышленного назначения, коляски детские, детские сиденья безопасности и др.
Отличие системы прослеживаемости от маркировки. Прослеживаемость осуществляется на документарном принципе: без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков, при прослеживаемости присваивается регистрационный номер партии товара.
Если товар был ввезен с территории иностранного государства, то такой номер формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Такой номер будет указываться в счете-фактуре или документе об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемых в электронной форме.
Законодательными нормами предусмотрено прекращение прослеживаемости.
За пределами данного рассмотрения остаются вопросы участия в Государственной системе электронных перевозочных документов, предусмотренной Постановлением Правительства от 3 марта 2022 г. N 281, единая система электронных путевок и ряд иных случаев электронного взаимодействия, которые требуют отдельного, самостоятельного изучения <14>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
Анализируя нормативное обоснование и практику реализации электронного взаимодействия, автор делает следующие выводы.
1. Переводя большинство государственных услуг в электронный формат, необходимо обеспечить техническую возможность всем без исключения бесплатного выхода в Интернет.
2. Как альтернатива электронным государственным услугам должна быть сохранена возможность получения государственной (монопольной) услуги при личном или письменном обращении, что обеспечит доступность их предоставления всем гражданам.
3. Применительно к сфере электронного документооборота в бюджетной сфере: отсутствие технической возможности вести электронный документооборот нужно рассматривать как временную меру и следует вести работу по организации электронного документооборота.
4. Необходимы более действенные меры поддержки бизнеса при обременении его обязанностью вести электронный документооборот.
Литература
1. Нестеров А.В. От электронного общества к цифровому (сущность трансформации) / А.В. Нестеров. Москва: Электронный препринт, 2019. 10 с. URL: https://www.nesterov.su; https://nesterov.su/wp-content/uploads/2019/11/%D0%9E%D0%A2-%D0%AD%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E-%D0%9A-%D0%A6%D0%98%D0%A4%D0%A0%D0%9E%D0%92-%D0%9E%D0%9C%D0%A3.pdf.
2. Марьясов К.В. От понимания электронного документа к пониманию цифрового документа / К.В. Марьясов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-ponimaniya-elektronnogo-dokumenta-k-ponimaniyu-tsifrovogo-dokumenta-evolyutsiya-ponyatiy/viewer.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.