Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Н.Л. ВОРОНЦОВА
Нравственность как убеждение человека имеет регулирующее воздействие на его поведение. В формировании нравственных начал поведения человека участвует его окружение (прежде всего семья), образовательные организации, средства массовой информации и другие социальные институты. Среди указанных институтов особое место отводится образованию как процессу, объединяющему обучение и воспитание. Формирование духовно-нравственных начал закрепляется государством в качестве главной педагогической задачи. Воспитание закреплено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и стандартами общего образования как составная часть образования. В педагогической науке особое внимание уделяется когнитивным, эмоционально-мотивационным, поведенческим составляющим нравственного становления детей.
Отечественная и зарубежная история демонстрирует, что нравственные ценности могут иметь ярко выраженную идеологическую окраску. В советский период педагогическая теория и практика позволили создать достаточно эффективную модель воспитания человека, живущего в коммунистическом обществе. Ценностная основа нравственного воспитания советского человека базировалась на Моральном кодексе строителя коммунизма, принятом на XXII съезде КПСС (1961 г.). В нее были включены такие основы, как: "преданность делу коммунизма", "любовь к социалистической Родине", "нравственная чистота", "честность и правдивость", "трудолюбие и дисциплинированность", "коллективизм", "общественный долг" и др.
Безусловно, идеологический фактор в формировании норм законодательства об образовании Советского государства являлся важной и яркой характеристикой советской образовательной политики, поскольку использование системы образования обеспечивало укрепление власти. Это происходило как путем принуждения, так и при помощи повышения уровня грамотности, влияя на сознание людей <1>.
--------------------------------
<1> Матюшева Т.Н. Правовой статус учителя: от Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 г. // Теория и практика общественного развития. 2014. N 3. С. 303.
Анализ норм Закона РСФСР "О народном образовании" (1974 г.) позволяет прийти к выводу о признании важности и многоаспектности вопроса воспитания в формировании человека. Речь идет о трудовом, правовом, эстетическом, физическом, нравственном, экологическом и, конечно, идейно-политическом воспитании. Важной особенностью процесса нравственного воспитания, на которую указывают С.А. Антоненко и Н.В. Семенова, являлась реализация нравственных ценностей в жизненном опыте как обязательное условие формирования соответствующих убеждений <2>. Отметим, что методы воспитания, предложенные педагогами советского периода, имеют научный и практический интерес на сегодняшний день. Это обусловлено в большей степени тем, что в основе способов воспитания были заложены гуманистические ценности, формирующиеся в единстве знания, поведения и чувства детей. Однако идейное политическое содержание было отличительным признаком всех форм воспитательной работы.
--------------------------------
<2> Антоненко С.А., Семенова С.В. Ценностная основа нравственного воспитания учащихся советской школы (60-е гг. XX в.) // Педагогическое образование и наука. 2011. N 5. С. 102.
Социальное развитие, социальный интеллект, опыт нравственного поведения - активно используемая терминология современных научных педагогических и психологических исследований <3>. Рассматривая социальный интеллект в виде совокупности способностей, Н.В. Микляева в качестве одной из них определяет способность "ориентироваться в социальных отношениях, формировать образ себя и систему координат под влиянием социальных и нравственных установок" <4>.
--------------------------------
<3> Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 174 с.; Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. 351 с.; Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности // Знание, понимание, умение. 2012. N 2. С. 46 - 51; Семенака С.И., Хальченко О.А. Развитие социального интеллекта дошкольников в контексте нравственного воспитания // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. N 4. С. 52 - 57; Колесова С.В. Формирование опыта нравственного поведения ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия N 1: Психологические и педагогические науки. 2017. N 2-2. С. 32 - 39.
<4> Микляева Н.В. Социальный интеллект дошкольников: особенности развития // Казанский педагогический журнал. 2016. N 5. С. 189.
Действующее российское законодательство активно использует формулировки и понятия, относящиеся к духовно-нравственной сфере. Так, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций определяется в качестве целевого показателя достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" <5>. Обновление стандартов общего образования демонстрирует ориентир на воспитание молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей <6>. Ярким показателем усиления внимания к вопросам воспитания и их правового закрепления является включение в 2020 г. в структуру Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" новой ст. 12.1 "Общие требования к организации воспитания обучающихся". В данной статье в качестве локальной правовой основы воспитания обучающихся была установлена рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы, включаемый в образовательную программу.
--------------------------------
<5> Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Российская газета. 2020. 22 июля.
<6> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // СЗ РФ. 2018. N 1 (ч. II). Ст. 375.
Нетрудно заметить возросший интерес к традиционным российским ценностям в отечественной правовой системе. Это обусловлено происходящим процессом определения данных ценностей в методологическом и правовом качестве. Формирование российского конституционализма требует обретения ценностями формально-юридической нормативности с целью закрепления стержневого российского ценностного целеполагания <7>.
--------------------------------
<7> Посадский А.В. Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма // Культурологический журнал. 2021. N 2. С. 32.
Сравнительный анализ положений Стратегий национальной безопасности, принятых в 2015 г. <8> и 2021 г. <9>, показывает расширение перечня ценностей, признаваемых государством в качестве традиционных. Так, наряду с гуманизмом, патриотизмом и иными ценностями в качестве традиционных российских духовно-нравственных ценностей были также признаны справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (п. 91).
--------------------------------
<8> Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
<9> Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: www.pravo.gov.ru, 03.07.2021. N 0001202107030001.
Право на образование является важным условием развития личности, поэтому сформулированные в Стратегии ценности требуется заложить в принципах политики государства в сфере образования как меры, связанные с человеческим капиталом.
Понятие "ценность" для образовательного законодательства нельзя назвать новым. Еще в 1992 г. в Законе РФ "Об образовании" <10> в числе принципов государственной политики в области образования закреплялся гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2). Однако действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не определяет воспитание любви к семье в качестве одной из задач государственной политики в сфере образования, что не позволяет назвать данный акт полностью способствующим формированию духовно-нравственных ценностей, одной из которых является семья.
--------------------------------
<10> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
В исторически сложившихся условиях снижения воспитательного воздействия образования в постсоветской России семья становится важнейшим социальным институтом воспитания ребенка. В дальнейшем возникает необходимость консолидации усилий различных социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения. Вопрос взаимодействия в процессе воспитания приобретает на сегодняшний день особую важность, что подтверждается появлением соответствующих норм в законодательстве РФ, многочисленными исследованиями важности и способов взаимодействия в образовании.
Важность создания условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения закрепляется в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. <11>
--------------------------------
<11> Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2015. N 23. Ст. 3357.
"Люди сотрудничали с тех времен, когда эволюция дала им возможность принимать решения и действовать", - справедливо отмечает автор книги об эволюции сотрудничества Аксельрод <12>. Важно, что возможности сотрудничества в современной системе образования расширяются.
--------------------------------
<12> Axelrod R. The Evolution of Co-operation. New York Penguin Books, 1990. P. 3 - 54.
В российской системе образования наблюдается использование различных форм взаимодействия, которые не ограничиваются только межведомственным горизонтальным и вертикальным взаимодействием. Из многообразия существующих форм взаимодействия для решения задачи воспитания наиболее ценным представляется, во-первых, взаимодействие органов управления образованием и образовательных организаций с общественными объединениями, во-вторых, взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся <13>. Особую роль в воспитании духовно-нравственных ценностей может играть и такая форма взаимодействия, как сетевое взаимодействие, дающее возможность сотрудничества с иными образовательными организациями, а также с учреждениями культуры.
--------------------------------
<13> Воронцова Н.Л. Взаимодействие и сотрудничество как принцип политики в сфере образования // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 1. С. 40 - 41.
Трактовка понятия "сетевое взаимодействие в системе воспитания" дается Министерством образования и науки Российской Федерации в письме N ТС-512/09 <14>. Его содержание определяется как "система взаимоотношений субъектов воспитания между собой, с социальными партнерами на каждом уровне государственной власти и местного самоуправления, способствующая реализации целей и задач воспитания". Очевидным достоинством данной модели взаимодействия следует признать возможность использования разнообразных ресурсов для решения стоящей задачи, что обеспечит более качественное ее решение.
--------------------------------
<14> Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N ТС-512/09 "О направлении методических рекомендаций "Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления", "Методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания" // Вестник образования. 2017. N 18.
Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
--------------------------------
<15> Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. N 3. С. 4 - 18.
Исследование правовых норм, регулирующих формирование нравственных ценностей в обществе, позволяет констатировать значимость данного вопроса для государства на любом этапе его развития. Это требует придания формально-юридической нормативности охраняемым ценностям. Образование, представляя собой социально-культурную среду, реализует воспитательную функцию как неотъемлемую часть процесса образования. При этом выбор форм, методов и способов реализации воспитательной функции образовательной организацией должен быть адекватен возрастным особенностям развития обучающихся, уровню реализуемой программы, направлению профессионального образования.
Литература
1. Антоненко С.А. Ценностная основа нравственного воспитания учащихся советской школы (60-е гг. XX в.) / С.А. Антоненко, С.В. Семенова // Педагогическое образование и наука. 2011. N 5. С. 102 - 106.
2. Блинов В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. N 3. С. 4 - 18.
3. Воронцова Н.Л. Взаимодействие и сотрудничество как принцип политики в сфере образования / Н.Л. Воронцова // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 1. С. 40 - 43.
4. Колесова С.В. Формирование опыта нравственного поведения ребенка / С.В. Колесова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия N 1: Психологические и педагогические науки. 2017. N 2-2. С. 32 - 39.
5. Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности / О.В. Лунева // Знание, понимание, умение. 2012. N 2. С. 46 - 51.
6. Матюшева Т.Н. Правовой статус учителя: от Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 / Т.Н. Матюшева // Теория и практика общественного развития. 2014. N 3. С. 302 - 307.
7. Микляева Н.В. Социальный интеллект дошкольников: особенности развития / Н.В. Микляева // Казанский педагогический журнал. 2016. N 5. С. 189 - 191.
8. Посадский А.В. Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма / А.В. Посадский // Культурологический журнал. 2021. N 2. С. 31 - 34.
9. Семенака С.И. Развитие социального интеллекта дошкольников в контексте нравственного воспитания / С.И. Семенака, О.А. Хальченко // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. N 4. С. 52 - 57.
10. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 351 с.
11. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2004. 174 с.
12. Axelrod R. The Evolution of Co-operation / R. Axelrod. New York: Penguin Books, 1990. 256 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.