Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА, ПОЛУЧАЕМОЙ ПО ЦИФРОВЫМ КАНАЛАМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ О СОВЕРШАЕМЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ <*>
А.К. ЖАРОВА
--------------------------------
<*> Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Противодействие коррупции является важной задачей любого развитого государства <1>, но для ее решения должна быть создана система нормативного правового регулирования противодействия коррупции, позволяющая ее контролировать <2> и не позволить стать существенной угрозой для национальной безопасности.
--------------------------------
<1> Кудряшова Е.В., Базина О.О. Международный обмен информацией о коррупции: подходы к систематизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 1. С. 37 - 41.
<2> Окутина Н.Н. Коррупция как угроза безопасности современного общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 10. С. 20 - 23.
Еще в 2010 г. Указом Президента РФ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" к основным принципам Национальной стратегии противодействия коррупции отнесено в том числе "признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации" (подп. "а" п. 7) <3>.
--------------------------------
<3> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
В настоящее время коррупция признана "универсальным явлением, которое распространено в государствах с неодинаковым уровнем социально-экономического развития, проникает в различные сферы государственной и общественной жизни, имеет транснациональные (трансграничные) формы" <4>.
--------------------------------
<4> Постановление N 39-23 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О Комментарии к Модельному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". URL: http://iacis.ru/.
Несмотря на достаточно длительный период противоборства нашего государства <5>, <6>, <7> с коррупцией, она все еще имеет масштабные формы. В соответствии со статистикой по коррупции за 2022 г., представленной Следственным комитетом России, зарегистрировано 35 140 дел коррупционной направленности, что в процентном выражении представляет 1,8% от общего количества дел <8>.
--------------------------------
<5> Арямов А.А., Руева Е.О. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт // Российский следователь. 2021. N 8. С. 57 - 60.
<6> Бондарь Н.С. Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности // Журнал российского права. 2022. N 4. С. 36 - 55.
<7> Кузякин Ю.П., Кузякин С.В. Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 70 - 74.
<8> Статистика по коррупции в 2022 году. URL: https://komiss-korrup.ru/статистика-по-коррупции-в-2022-году/.
В связи с необходимостью минимизации и предотвращения коррупционных правонарушений Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" <9> (далее - Указ Президента РФ N 478) определена задача "проведения анализа практики использования органами государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ) различных каналов получения информации (включая сеть Интернет) о совершаемых коррупционных правонарушениях". Вместе с тем создание условий передачи данных по каналам получения информации ставит задачу обеспечения защиты информации ограниченного доступа (далее - ИОД), полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции. Этот процесс предполагает в том числе взаимодействие физических лиц, передающих информацию <10>, и ОГВ или ОМСУ, что влечет обработку не только персональных данных, но и другой ИОД.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6170.
<10> Цирин А.М., Артеменко Е.А. Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт // Журнал российского права. 2023. N 3. С. 126 - 142.
В соответствии с Указом Президента РФ N 478 "обеспечение защиты ИОД, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции", является приоритетной задачей.
Защита информации ограниченного доступа
Основополагающим законом в области защиты информации является Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ "Об информации") <11>. Сравнительный анализ ФЗ "О противодействии коррупции" <12> и ФЗ "Об информации" позволил определить проблемные зоны правового регулирования в части обеспечения защиты ИОД, получаемой по каналам связи, в целях противодействия коррупции.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
<12> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
ФЗ "О противодействии коррупции" защиту ИОД определяет как создание ограничений и обязанностей для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, о неразглашении или использовании ИОД, ставшей известной в связи с выполнением служебных обязанностей, в целях, не имеющих отношения к выполнению служебных обязанностей (п. 11 ч. 3 и п. 4.1-1 ч. 4 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции").
Анализ диспозиции ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции" позволяет сделать вывод, что защита ИОД данным Законом обеспечивается принятием только одной правовой, организационной и технической меры защиты информации - это соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа. Хотя ФЗ "Об информации" защиту информации понимает более широко - как "принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности ИОД; реализацию права на доступ к информации" (ст. 16).
Таким образом, ФЗ "О противодействии коррупции" не уделяет внимания правовым, организационным и техническим мерам, направленным на обеспечение защиты информации от неправомерных действий, а также реализацию права на доступ к информации. Выявленную проблему можно объяснить тем, что в период принятия ФЗ "О противодействии коррупции" использование информационных технологий для реализации функций ОГВ и ОМСУ не являлось актуальной задачей.
В настоящее время с каждым годом идет ускорение процесса цифровизации государственного управления, это можно отметить увеличением количества услуг, предоставленных в 2022 г. через портал государственных услуг Российской Федерации. За прошедшие три года число услуг, доступных полностью в цифровом виде, увеличилось более чем в 10 раз <13>.
--------------------------------
<13> В среднем в месяц через портал Госуслуг успешно оказывалось более 18 млн госуслуг, что больше 200 млн госуслуг в год // В России в 2022 г. оказывали свыше 18 млн цифровых госуслуг в месяц. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42323/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f.
В условиях необходимости цифровизации контрольной (надзорной) деятельности, которая отнесена к одному из приоритетов федерального проекта "Цифровое государственное управление" <14>, и задач, поставленных Указом Президента РФ N 478 для обеспечения защиты ИОД, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции (п. "е"), необходимо рассмотреть возможность использования цифровых каналов передачи ОГВ и ОМСУ информации лицами, обнаружившими коррупционные правонарушения.
--------------------------------
<14> Утв. Указом Президента РФ от 21 июля 2021 г. N 474.
Статьей 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции" для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, предусмотрена обязанность "уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений".
Однако порядок такого уведомления ни в ст. 12.1, ни в самом ФЗ "О противодействии коррупции" не определен.
В условиях необходимости цифровизации контрольной (надзорной) деятельности для определения порядка уведомления представителя работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов предлагаем использовать уже созданную и функционирующую государственную информационную систему в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон") <15>.
--------------------------------
<15> Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.
Использование ГИС "Посейдон" позволит реализовать направления деятельности, определенные Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 гг., связанной с выявлением коррупционных рисков в контрольной (надзорной) деятельности посредством применения цифровых технологий.
Однако п. 3 Положения "О ГИС "Посейдон" предусмотрена обязательность определения случаев и порядка уведомления представителя работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов, а также предоставления информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, в целях реализации положений ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции" и цифровизации порядка уведомления необходимо внести поправки в ФЗ "О противодействии коррупции", предусмотрев применение для этих целей ГИС "Посейдон", а также определить случаи и порядок, форму предоставления информации посредством данной ГИС.
Нужно иметь в виду, что Положение "О ГИС "Посейдон" ограничивает применение этой системы рамками межведомственного взаимодействия должностных лиц <16>. В связи с этим ограничением необходимо расширить сферу использования ГИС "Посейдон", что позволит гражданам, которые зафиксировали коррупционные правонарушения, передать информацию об этом по каналам связи. Кроме того, использование этой системы позволит цифровизовать отношения правоохранительных органов, иных ОГВ, ОМСУ и их должностных лиц в части реализации их обязанности по информированию подразделения кадровых служб о ставших им известными фактах коррупции (п. 4.1 ст. 5 ФЗ "О противодействии коррупции").
--------------------------------
<16> В соответствии с п. 9 этого Положения "программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы "Посейдон" предназначен для автоматизации деятельности ее внутренних и внешних пользователей по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для включения информации, представляемой поставщиками информации, в систему "Посейдон", ее сбора, учета, хранения и анализа, для проведения анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, а также для обеспечения деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".
Для достижения этой цели необходимо внести поправки в Положение "О ГИС "Посейдон" и расширить возможности ее использования целями цифровизации процесса уведомления по каналам этой системы. Кроме того, нельзя оставлять в стороне от правового регулирования требования о соблюдении технических мер защиты каналов передачи информации, поскольку в современной ситуации только возрастают риски совершения компьютерных атак с целью получения ИОД. Также в целях обеспечения цифровизации процесса уведомления необходимо разработать формы этого взаимодействия, определить порядок регистрации полученных документов и обязательные требования к реквизитам получаемых документов, сроки рассмотрения документов, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.
В настоящее время четыре ФОИВ утвердили Порядок использования ГИС "Посейдон": Минтруд России, ФАС России, Минпромторг России, Минздрав России <17>.
--------------------------------
<17> Приказ Минтруда России от 10 марта 2023 г. N 133 "Об определении порядка использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" и перечня должностных лиц, уполномоченных на работу с ней" (документ опубликован не был) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://mintrud.gov.ru по состоянию на 18.04.2023; Приказ ФАС России от 10 марта 2023 г. N 114/23 "Об организации работы по использованию государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" и определении должностных лиц, уполномоченных на работу с ней, в Федеральной антимонопольной службе" (вместе с "Порядком использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон") (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минпромторга России от 18 октября 2022 г. N 4381 "Об организации работы по использованию государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" и определении должностных лиц, уполномоченных на работу с ней, в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (вместе с "Порядком использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации") (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздрава России от 22 декабря 2022 г. N 800н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с созданием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон". URL: http://pravo.gov.ru.
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время законом не определены меры по ликвидации и минимизации последствий коррупции, Минздравсоцразвития России для определения порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений разработало Методические рекомендации об информировании о фактах коррупционных правонарушений, в которых рекомендовало организациям воспользоваться разработанными методами организации процесса получения информации от своих сотрудников <18>.
--------------------------------
<18> Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. N 7666-17 "О Методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений". URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr.
Минтруд России также считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям <19>. В этих целях Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых указал, что "одним из важных показателей приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами, которое может быть реализовано в рамках нескольких направлений" <20>.
--------------------------------
<19> Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа (утв. Минтрудом России) (документ опубликован не был). URL: https://rosmintrud.ru.
<20> Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России) (документ опубликован не был). URL: https://rosmintrud.ru.
В научной литературе для определения порядка информирования и сотрудничества с правоохранительными органами предлагается модель принятия организациями публичного обязательства об уведомлении правоохранительных органов о случаях совершения коррупционных правонарушений <21>. Для этого рекомендуют в организации определить обязанное лицо, которое будет передавать полученную информацию и воздерживаться от любых санкций в отношении сотрудников, сообщивших о фактах коррупции.
--------------------------------
<21> Беляева О.А., Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок: Научно-практическое пособие / Отв. ред. И.И. Кучеров. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2019. 160 с.
Нужно отметить, что эти предложения пересекаются с рекомендациями Минтруда России, сформулированными в Мерах по предупреждению коррупции в организациях.
Заключение
Таким образом, для обеспечения защиты информации, передаваемой по каналам связи лицами, зафиксировавшими коррупционные правонарушения, необходимо внести поправки в ФЗ "О противодействии коррупции", определив порядок использовании ГИС "Посейдон", методы защиты каналов передачи информации ограниченного доступа, включив требование об использовании всех предусмотренных ФЗ "Об информации" мер защиты информации. Необходимо определить формы представления уведомлений, информации о проведенных мероприятиях по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений.
Необходимо также внести поправки в Положение "О ГИС "Посейдон" и расширить возможности ее использования целями цифровизации процесса уведомления представителя работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов по каналам этой системы.
Литература
1. Арямов А.А. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт / А.А. Арямов, Е.О. Руева // Российский следователь. 2021. N 8. С. 57 - 60.
2. Беляева О.А. Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок: Научно-практическое пособие / О.А. Беляева, Ю.В. Трунцевский, А.М. Цирин; Ответственный редактор И.И. Кучеров. Москва: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2019. 160 с.
3. Бондарь Н.С. Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. 2022. N 4. С. 36 - 55.
4. Кудряшова Е.В. Международный обмен информацией о коррупции: подходы к систематизации / Е.В. Кудряшова, О.О. Базина // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 1. С. 37 - 41.
5. Кузякин Ю.П. Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт / Ю.П. Кузякин, С.В. Кузякин // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 70 - 74.
6. Окутина Н.Н. Коррупция как угроза безопасности современного общества и государства / Н.Н. Окутина // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 10. С. 20 - 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.