Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ, ЭМИТИРУЕМЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ БАНКАМИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
И.Ш. ИСМАИЛОВ
Современный период развития финансовых отношений и расчетов характеризуется появлением все большего количества форм и способов осуществления платежей и финансовых трансакций, причем инициатива в данном случае двусторонняя: регуляторы внедряют свои новые инструменты (например, Система быстрых платежей в Российской Федерации), а рыночные силы разрабатывают и внедряют собственные инструменты (например, криптовалюты). С одной стороны, такое развитие является драйвером для еще большего расширения продуктовой линейки финансовых продуктов и повышения их доступности для удобства потребителей и бизнеса, с другой стороны, появление новых инструментов осуществления расчетов и хранения сбережений нередко может повлечь за собой большую уязвимость в вопросах возможности осуществления мошеннических операций, кражи значимых данных или иных злоупотреблений. Ключевыми причинами возникающих рисков являются отставание правового регулирования от развития общественных отношений, низкий уровень технической и финансовой грамотности населения и бизнеса, а также инфраструктурные проблемы. Тем не менее финансовая система не стоит на месте: безналичные расчеты уже давно занимают доминирующее положение и значительно превосходят в объеме наличное денежное обращение (по данным Банка России на май 2023 г., объем безналичных денежных средств в обращении более чем в 4 раза превосходит объем наличных денег: 68 394 против 16 242 млрд рублей <1>), а использование мобильных приложений и веб-интерфейсов для проведения платежей и денежных переводов, в том числе с использованием Системы быстрых платежей, вошло в привычный обиход граждан и бизнеса. Тем не менее денежные отношения продолжают трансформироваться в сторону расширения форм расчетов и их дальнейшей цифровизации.
--------------------------------
<1> Наличная и безналичная составляющие М2. URL: https://www.cbr.ru/vfs/statistics/ms/ms_m21.xlsx (дата обращения: 28.05.2023).
Одним из наиболее актуальных и обсуждаемых во многих странах инструментов для развития денежной системы является внедрение новой, третьей формы денежного обращения - цифровых денежных средств, объединяющих в себе некоторые характеристики как наличных, так и безналичных денег, но существующих исключительно в цифровом пространстве. Такие валюты также именуют цифровыми валютами центральных банков (CBDC - Central Bank Digital Currency) в противовес частным, негосударственным цифровым валютам, правовой статус которых значительно разнится в различных правовых системах. Ключевой мотивацией для центральных банков в вопросах внедрения собственных цифровых валют является нежелание допустить популяризации альтернативных платежных средств, таких как криптовалюты или стейблкоины, которые будут конкурировать с традиционными деньгами и занимать все большую долю расчетов, особенно в сегменте электронной торговли, а также риск отстать в условиях растущей цифровизации от потребностей общества в расширении разнообразия расчетных инструментов <2>.
--------------------------------
<2> Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики. Аналитический доклад Ассоциации банков России (июнь 2021 г.). URL: https://asros.ru/upload/iblock/802/k62gq038s5c32w83twgzks0qwk26rlm6/2022_0131doklad_TSVTSB_iyun_2021_goda.pdf (дата обращения: 30.05.2023).
Однако подход, при котором цифровые деньги выделяются в качестве новой, третьей формы денежного обращения, нередко критикуется ввиду того, что само разделение на наличные и безналичные деньги исходит лишь из формы их физического существования - так, А.В. Турбанов полагает, что "на самом деле нет никаких других форм денег, кроме наличных и безналичных. Данная классификация, основанная на том, имеют ли деньги материальную субстанцию (наличную форму) или идеальную (безналичную форму), полностью охватывает всю возможную совокупность форм. Другой вопрос - о разновидностях этих двух форм, которые определяются особенностями их содержательных сторон" <3>.
--------------------------------
<3> Турбанов А.В. Цифровой рубль как новая форма денег // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 5. С. 82.
По мнению многих ученых, ключевым отличием цифровых денег станет исключительно цифровая форма существования при сохранении возможности осуществления всех функций денег <4>. Очевидно, что под цифровой формой подразумевается возможность их хранения и использования для осуществления операций исключительно в рамках цифровой экосистемы с использованием мобильных приложений и веб-ресурсов, позволяющих получить доступ к соответствующим кошелькам с цифровыми деньгами, которые во многом повторяют структуру и концепцию банковского счета. Можно констатировать, что в текущих условиях развития банковских отношений, когда большинство операций с безналичными деньгами реализуются с использованием банковских приложений и веб-интерфейсов, отличия безналичных денег от цифровых именно в вопросах формы становятся достаточно условными, а разница заключается лишь в том, что кошельки с цифровыми деньгами администрируются и обслуживаются не кредитными организациями через свои приложения и сайты, а напрямую самим регулятором. Учитывая, что ряд ученых подходят к определению безналичных денег через понятие информации о наличии денежных средств в распоряжении физического или юридического лица, учтенных на банковском счете в виде определенных записей <5>, цифровая форма хранения этой информации не будет означать какую-то качественно иную форму существования этих денег. Исходя из этого, можно справедливо заметить, что по отношению к таким цифровым валютам для определения их сущности серьезное значение имеют не только и не столько экономические и финансовые аспекты, а технические характеристики, такие как форма хранения, порядок получения доступа и т.д. <6>.
--------------------------------
<4> Сахаров Д.М. Цифровые валюты центральных банков: ключевые характеристики и влияние на финансовую систему // Финансы: теория и практика. 2021. N 5. С. 133 - 149.
<5> Арзуманова Л.Л. Система денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации: моногр. / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2021. С. 62.
<6> Семеко Г.В. Цифровая валюта центральных банков: принципы, потенциал и проблемы // Социальные новации и социальные науки. 2022. N 1. С. 86 - 100.
Именно технические характеристики также являются и потенциальными преимуществами цифровой валюты, так как ее использование в перспективе может позволить снизить трансакционные издержки, а также предоставить большие возможности для контроля за законностью осуществляемых трансакций и их корректным учетом в документах бухгалтерской отчетности или за целевым использованием денежных средств, например выделяемых из бюджета в форме субсидий: ярким примером являются средства материнского капитала, которые нередко расходуются получателями в обход установленных ограничений на иные цели. Исходя из этого цифровая валюта может выполнять функцию и назначение так называемых окрашенных денег, операции с которыми отличаются максимальной прозрачностью, а контроль за ними значительно упрощается - сейчас подобного рода задачи решаются с помощью государственных электронных сертификатов для льготных категорий граждан <7>.
--------------------------------
<7> Буйлов М. Рубли социального назначения // Коммерсантъ. 2021. 11 ноября.
Безусловно, внедрение цифровой валюты сопровождается и некоторыми рисками, в первую очередь для кредитных организаций и рынка банковских услуг. Если частичное замещение цифровым рублем наличных денег не окажет влияния на балансы кредитных организаций, то в отношении безналичных денег это может привести к структурному дефициту ликвидности. Наличие данных рисков признает и сам регулятор, на что, в частности, он указал в опубликованной в апреле 2021 г. Концепции цифрового рубля, однако представители Центрального банка Российской Федерации также уверены, что при реализации грамотной политики рефинансирования и эффективного управления ликвидностью данные риски будут нивелированы <8>.
--------------------------------
<8> Концепция цифрового рубля. Банк России. Апрель 2021 г. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 28.05.2023).
Цифровые валюты, эмитируемые центральными банками в качестве официальных денежных единиц государств, нередко противопоставляются криптовалютам, так как безусловно признаются государством в качестве законного средства платежа, в то время как правовой статус криптовалют значительно разнится от государства к государству, а их оборот нередко и вовсе запрещен (например, в Китае, Алжире, Египте и ряде других стран) или значительно ограничен (в некоторых государствах, таких как Индонезия, запрещено их использование в качестве законного средства платежа, а в ряде государств ограничен или запрещен ее майнинг (КНДР)) <9>.
--------------------------------
<9> Regulation of Cryptocurrency Around the World: November 2021 Update. URL: https://www.vatupdate.com/wp-content/uploads/2022/01/2022-01-04-Regulation-of-Cryptocurrency-Around-the-World.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
Можно однозначно утверждать, что цифровые валюты центральных банков и криптовалюты нельзя рассматривать отдельно, в том числе по причине той терминологии, которая была закреплена в Российской Федерации на уровне Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10>, закрепившего понятие "цифровая валюта". В научной среде, исходя из такого определения, сформировался подход о том, что, вводя в оборот термин "цифровая валюта", законодатель прежде всего понимает под ним криптовалюту, однако избегает подобных формулировок <11>. Очевидно при этом, что цифровые валюты не являются деньгами в классическом смысле слова, в том числе исходя из ограниченной функциональности и отсутствия эмитента, однако в законодательстве формируются правовые основания для признания таких валют имуществом для фискальных и иных целей. А.А. Ситник отождествляет цифровую валюту с "частными деньгами", так как она выражена в особых денежных единицах, не относящихся к денежным единицам какой-либо существующей государственной и (или) международной валюты <12>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5018.
<11> Яковлев О.К. Анализ легального определения цифровой валюты // Евразийская адвокатура. 2021. N 50. С. 40.
<12> Ситник А.А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 15(11). С. 103 - 113.
Исходя из нынешней редакции закона предлагаемый к введению цифровой рубль не может признаваться цифровой валютой, так как будет признан в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, в связи с чем были разработаны и внесены в Государственную Думу законопроекты, которые закрепят как терминологический аппарат, так и правовые основы выпуска и оборота цифрового рубля. В частности, один из законопроектов напрямую указывает на невозможность признания цифрового рубля цифровой валютой, закрепляет функции Банка России по организации и обеспечению функционирования платформы цифрового рубля, вносит изменения в валютное и таможенное законодательство, законодательство о национальной платежной системе, законодательство об исполнительном производстве и банкротстве для создания правовых условий для полноценного оборота цифрового рубля <13>.
--------------------------------
<13> Законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8 (дата обращения: 31.05.2023).
Исходя из мировой практики создания цифровых валют центральных банков (далее - ЦВЦБ) сформировалась классификация, в соответствии с которой все цифровые валюты разделяются на розничные (retail) и оптовые (wholesale) в зависимости от круга субъектов, использующих цифровую валюту в своих трансакциях. С одной стороны, цифровые деньги могут обладать всеми присущими наличным и безналичным деньгам функциям и обслуживать потребности граждан и бизнеса в осуществлении расчетов - такая модель ЦВЦБ называется розничной; с другой стороны, функционал цифровых денег может быть ограничен исключительно использованием в рамках межбанковских расчетов, расчетов между иными финансовыми организациями или внутригосударственных расчетов (по аналогии с "золотыми сертификатами США", использовавшимися исключительно для расчетов между резервными банками) - такая цифровая валюта именуется оптовой <14>.
--------------------------------
<14> Ваганова О.В., Сибиде М., Прядко Е.А. Исследование и анализ цифровых валют центральных банков (CBDC) // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. N 3. С. 536 - 545.
Оптовая модель является менее затратной с точки зрения внедрения и администрирования, а также обычно не требует значительного реформирования законодательной базы, однако не способствует развитию расчетных отношений между гражданами и бизнесом и не позволяет предотвратить значительной популяризации альтернативных платежных инструментов и частных цифровых валют (криптовалют). По данным Банка международных расчетов на январь 2023 г., более 125 стран изучают возможности создания ЦВЦБ на том или ином уровне, при этом в некоторых государствах уже запущены и реализуются - иногда и не первый год - соответствующие пилотные проекты, а в ряде стран цифровая валюта уже полноценно внедрена и активно используется (при этом ни один из проектов оптовой цифровой валюты еще не был полностью реализован) <15>. Важно отметить, что большинство государств предпочитают розничную модель цифровой валюты, так как преследуют цели по укреплению собственной валюты в контексте потребительского спроса, а также созданию альтернативных механизмов проведения расчетов в национальной валюте.
--------------------------------
<15> Rise of the central bank digital currencies: drivers, approaches and technologies. Update - January 2023. URL: https://www.bis.org/publ/work880_updates_jan23.pptx (дата обращения: 21.05.2023).
К числу регуляторов, которые уже внедрили и администрируют ЦВЦБ, относятся, например, Центральный банк Багамских островов (Sand Dollar), Восточно-Карибский центральный банк (DCash), Центральный банк Нигерии (e-Naira) и Банк Ямайки (JamDex). Исследования в области внедрения ЦВЦБ проводятся как государствами с развитой экономикой (США, Швеция, Канада), так и развивающимися государствами, среди которых Россия и Китайская Народная Республика, находящаяся уже на продвинутом этапе пилотирования цифрового юаня. Именно развивающиеся государства являются наиболее активными с точки зрения внедрения ЦВЦБ ввиду более слабого развития рынка и меньшей доступности банковских услуг <16>, а также возможности быстрее распространить и популяризировать новый инструмент, в том числе для поддержания спроса и стабилизации курса национальной валюты. При этом в практике сформировались и довольно специфические ситуации: например, к доллару США уже достаточно давно привязаны некоторые стейблкоины, такие как Tether, USD Coin, Binance USD, - хотя они не признаются государственной валютой, а являются скорее охранительными криптоактивами или промежуточными активами для приобретения частных цифровых валют, однако их популярность является одной из причин затормаживания процессов внедрения официального цифрового доллара. Среди примеров конкретных разрабатываемых или пилотируемых на финальных этапах проектов можно выделить e-krona (Швеция), jasper (Канада), inthanon (Таиланд), khokha (ЮАР), Petro (Венесуэла), CB DS (Норвегия), e-Peso (Уругвай) и др. <17>. При этом с национальными финансовыми властями ведутся соответствующие консультации и опросы со стороны международных финансовых структур, таких как Международный валютный фонд и в первую очередь Банк международных расчетов, который систематизирует наилучшие практики в сфере внедрения цифровых валют, публикует отчеты, исследования и другие документы о текущем состоянии рынка, моделях и этапах внедрения ЦВЦБ в различных государствах <18>.
--------------------------------
<16> Фролова Е.А. Правовой статус и зарубежный опыт внедрения цифровых валют, эмитируемых центральными банками // Самоуправление. 2023. N 1 (134). С. 974.
<17> Карпун Э.Н. Эмиссия цифровой валюты центральным банком России // IN SITU. 2022. N 6. С. 34 - 37.
<18> Auer R., Cornelli G. and Frost J. Rise of the central bank digital currencies: drivers, approaches and technologies: BIS Working Papers, no 880, 24 August 2020. Bank for International Settlements, 2020. 44 p.
Интересным фактом является то, что Банк России и Европейский центральный банк выпустили почти одновременно в апреле 2021 г. соответствующие документы об итогах обсуждения профессиональным сообществом и общественных консультаций по проектам внедрения цифровых валют, при этом многими экспертами отмечается, что ЕЦБ представил подробный аналитический отчет по итогам обратной связи по конкретным поставленным вопросам, в то время как Банк России представил полноценную концепцию без указания на результаты опросов и общественных консультаций, что многие посчитали поспешным шагом <19>.
--------------------------------
<19> Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики. Аналитический доклад Ассоциации банков России (июнь 2021 г.). / ред. совет: А.А. Войлуков, Я.В. Епифанова, А.А. Хандруев, А.А. Козлачков; предс. ред. совета Г.И. Лунтовский. М., 2021. 119 с.
В России после опубликования концепции начался этап подготовки нормативно-правовой базы к внедрению цифрового рубля. Как уже ранее отмечалось, были разработаны и приняты в первом чтении два законопроекта, устанавливающие как правовые основы для внедрения цифрового рубля (в том числе изменения в гражданское и валютное законодательство), так и механизмы его дальнейшего выпуска и оборота, наложения взыскания или наследования.
Резюмируя, невозможно не отметить, что цифровые валюты центральных банков являются уже не потенциальным будущим инструментом, который будет внедрен через 10 или больше лет, а важным стратегическим направлением современной денежно-кредитной политики большинства развитых и развивающихся государств, успешное внедрение которого в краткосрочной и среднесрочной перспективе является ключевым условием для обеспечения развития финансовых отношений и становления современного денежного оборота в цифровом пространстве. Государства находятся на разных этапах обсуждения и формирования политики в области внедрения ЦВЦБ: от общественного обсуждения (Европейский союз и Соединенные Штаты Америки) и запуска пилотных проектов (Российская Федерация) до полноценного функционирования цифровой формы денежных средств в рамках государства (Нигерия), его отдельных регионов (Китай) или даже в международном пространстве (Швеция).
С развитием технологий расчетные и платежные решения претерпели значительную трансформацию в последние 10 - 15 лет, очередным шагом которой станет появление и распространение цифровых денег, эмитируемых государствами. Таким образом, происходят и рецепция на государственном уровне полезного и успешного технологического опыта, сформировавшегося на финансовых рынках за последние несколько лет (использование технологии распределенных реестров, банковские приложения, электронные денежные средства), и формирование новых контуров денежно-кредитного регулирования и контроля за использованием денежных средств ("окрашенные деньги", противодействие отмыванию денежных средств, декларирование). В итоге такая трансформация должна привести к повышению прозрачности расчетных отношений и качества контроля за совершаемыми трансакциями, а также расширению роли регулятора в рыночных процессах и обеспечению функционирования платежной системы, однако этого возможно достигнуть только в совокупности с повышением финансовой и технической грамотности населения и бизнеса.
Литература
1. Арзуманова Л.Л. Система денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации: монография / Л.Л. Арзуманова; ответственный редактор Е.Ю. Грачева. Москва: Проспект, 2021. 128 с.
2. Буйлов М. Рубли социального назначения / М. Буйлов // Коммерсантъ. 2021. 11 ноября.
3. Ваганова О.В. Исследование и анализ цифровых валют центральных банков (CBDC) / О.В. Ваганова, М. Сибиде, Е.А. Прядко // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. N 3. С. 536 - 545.
4. Карпун Э.Н. Эмиссия цифровой валюты центральным банком России / Э.Н. Карпун // In Situ. 2022. N 6. С. 34 - 37.
5. Сахаров Д.М. Цифровые валюты центральных банков: ключевые характеристики и влияние на финансовую систему / Д.М. Сахаров // Финансы: теория и практика. 2021. N 5. С. 133 - 149.
6. Семеко Г.В. Цифровая валюта центральных банков: принципы, потенциал и проблемы / Г.В. Семеко // Социальные новации и социальные науки. 2022. N 1. С. 86 - 100.
7. Ситник А.А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 15(11). С. 103 - 113.
8. Турбанов А.В. Цифровой рубль как новая форма денег / А.В. Турбанов // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 5. С. 73 - 90.
9. Фролова Е.А. Правовой статус и зарубежный опыт внедрения цифровых валют, эмитируемых центральными банками / Е.А. Фролова // Самоуправление. 2023. N 1 (134). С. 972 - 980.
10. Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики. Аналитический доклад Ассоциации банков России (июнь 2021 г.) / редакционный совет: А.А. Войлуков, Я.В. Епифанова, А.А. Хандруев, А.А. Козлачков; председатель редакционного совета Г.И. Лунтовский. Москва, 2021. 119 с.
11. Яковлев О.К. Анализ легального определения цифровой валюты / О.К. Яковлев // Евразийская адвокатура. 2021. N 50. С. 39 - 43.
References
1. Auer R. Rise of the central bank digital currencies: drivers, approaches and technologies: BIS Working Papers, no 880, 24 August 2020 / R. Auer, G. Cornelli, J. Frost. Bank for International Settlements, 2020. 44 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.