Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ СТАТУС МОТОБЛОКА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ИМ ЛИЦА
Д.В. СОКОЛОВ
Статистические данные о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации свидетельствуют о том, что за 2022 г. на территории Российской Федерации произошло 544 дорожно-транспортных происшествия с участием тракторов и других самоходных механизмов, в которых 96 человек погибли и 698 получили ранения <1>. С учетом целей, поставленных Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 гг., направленных на снижение показателя социального риска к 2024 г. до значения, не превышающего 4 погибших на 100 000 населения <2>, каждое такое дорожно-транспортное происшествие говорит о необходимости оценки причин и условий, лежащих в его основе.
--------------------------------
<1> Показатели состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт ГИБДД России. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).
<2> Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. N 1-р "Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
В Правилах дорожного движения (далее по тексту - ПДД РФ) в п. 1.2 в определении механического транспортного средства можно встретить термины "трактор" и "самоходная машина" <3>. При этом Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ содержит в ст. 1 определение самоходной машины, в которое включены также трактора и иные виды безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см3 либо электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники <4>.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (ред. от 24.10.2022) "О Правилах дорожного движения (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" // СПС "КонсультантПлюс".
Стоит отметить, что в эксплуатации также находятся устройства, которые обладают признаками механического транспортного средства, однако ввод которых в эксплуатацию не требует получения подтверждения на соответствие требованиям безопасности по схеме, установленной государством для транспортных средств. Речь идет в том числе о мотоблоках, которые имеют двигатель внутреннего сгорания и эпизодически выступают участниками дорожного движения.
Термин "мотоблок" в употребление введен достаточно давно. В частности, Д. Надежин в 1980 г., рассматривая новый тип механизированных устройств, предназначенных для эксплуатации в личном подсобном хозяйстве, на дачном участке, и применяя к ним термины "мотоблок" и "пешеходный трактор", указывал на их существенные характеристики: наличие двигателя внутреннего сгорания мощностью от 1,5 до 10 лошадиных сил, одной оси, на которую навешиваются орудия для обработки почвы, двух рукояток управления, за которые и происходит его удержание <5>.
--------------------------------
<5> См.: Надежин Д. Универсальный помощник земледельца // Техника молодежи. 1980. N 10. С. 42 - 43.
В современной технической литературе мотоблок чаще рассматривается как разновидность трактора. Так, В.С. Курасов, Е.И. Трубилин, А.И. Тлишев относят мотоблок к трактору тягового класса 0,1 тонны, понимая под ним "универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором" <6>. О.И. Поливаев, А.В. Ворохобин исходя из предназначения мотоблоков относят их к тракторам <7>. Непосредственно же в технических нормах понятие мотоблока выглядит следующим образом: это "одноосный малогабаритный трактор, у которого тяговое усилие создается за счет сцепления ведущих колес с землей и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных машин и орудий и одноосных полуприцепов" <8>. Отчасти рассуждать о правовой природе мотоблока как одной из разновидностей транспортных средств позволяет следующий момент, отраженный в законодательстве. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. N 25 мотоблоки отнесены к одноосным тракторам <9>.
--------------------------------
<6> Курасов В.С., Трубилин Е.И., Тлишев А.И. Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве: Учебное пособие. Краснодар: Кубанский ГАУ, 2011. С. 8.
<7> См.: Поливаев О.И., Ворохобин А.В. Теория тракторов и автомобилей: Учебник для СПО. СПб.: Лань, 2021. С. 11.
<8> ГОСТ 12.2.140-2004. Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования России от 25.01.2005 N 2-ст). М., 2005. С. 2.
<9> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. N 25 "О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.03.2023).
Означает ли это, что в безусловном порядке мотоблоки в настоящий момент являются механическими транспортными средствами, если они участвуют в дорожном движении? На наш взгляд, все же нет. Причина таких выводов основывается на ряде важных моментов.
Во-первых, упомянутое ранее решение Коллегии Евразийской экономической комиссии направлено на достижение целей таможенного и налогового регулирования, касающегося обращения различных групп товаров на территории стран - участниц Евразийского экономического союза, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <10>. Обеспечение безопасности дорожного движения не рассматривается в качестве целей принятия этой нормы. В подтверждение наших доводов следует привести практику кассационных инстанций, которые не рассматривают мотоблоки как транспортные средства, а лиц, управляющих ими, как водителей механических транспортных средств.
--------------------------------
<10> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС "КонсультантПлюс".
Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции своим Постановлением от 30 сентября 2022 г. оставил без удовлетворения жалобу должностного лица Госавтоинспекции на судебные решения нижестоящих инстанций, которые не признали мотоблок, имеющий мощность двигателя в 15 л. с., рабочий объем двигателя в 250 см3, максимальную скорость движения 17,8 км/ч, транспортным средством <11>. Суд приходит к выводу, что признание лица, управляющего мотоблоком, в качестве водителя, является необоснованным, так как основывается на неверном толковании норм решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. N 25. Аналогичная позиция содержится и в Постановлении данного суда от 27 июля 2021 г., где мотоблок с рабочим объемом двигателя в 242 см3, сцепленный с прицепом, не признавался транспортным средством в рамках отношений, затрагивающих обеспечение безопасности дорожного движения <12>. Сходные выводы можно обнаружить, например, в Постановлениях Пятого кассационного суда общей юрисдикции <13>, Шестого кассационного суда общей юрисдикции <14>, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции <15>.
--------------------------------
<11> Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 г. N 16-6175/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2021 г. N 16-3600/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 г. N 16-17/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 августа 2022 г. N 16-5514/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
<15> Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 г. N 16-6190/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
Во-вторых, позиция судов общей юрисдикции при решении вопроса отнесения мотоблока к транспортным средствам и оценке правового статуса лица, управляющего им, основана на содержании примечания к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) <16> и содержании п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20, которые устанавливают перечень видов транспорта и их характеристик, позволяющих их относить к таковым <17>. В частности, среди отдельных видов транспорта упомянуты трактора и самоходные машины. Однако п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 содержит запрет на расширительное толкование понятия транспортного средства, содержащегося в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.
--------------------------------
<16> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
<17> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Приведенное ранее определение мотоблока, содержащееся в ГОСТ 12.2.140-2004, на наш взгляд, для целей административного законодательства, в части привлечения водителя такого устройства к административной ответственности, является недостаточным, поскольку ни Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ, ни Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ <18>, ни Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ <19> не содержат характеристик, позволяющих отнести мотоблок к тракторам или иным транспортным средствам, которые подлежат регистрации на территории Российской Федерации либо для управления которыми требуется наличие специального права.
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс".
<19> Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, рассматривать мотоблок как одну из разновидностей тракторов для целей законодательства о безопасности дорожного движения, на наш взгляд, в настоящее время следует при наличии оформленного на данное механическое транспортное средство соответствующего вида паспорта самоходной машины или других видов техники либо электронного паспорта самоходной машины и других видов техники. В противном случае вести речь о мотоблоке как разновидности механического транспортного средства будет затруднительно. Например, в случаях, когда мотоблок является результатом творческой деятельности владельца, создан из комплектующих и узлов, полностью или частично заимствованных от других устройств и механизмов, а также созданных самостоятельно, вести речь о мотоблоке в контексте определения, приведенного в законодательстве, не представляется возможным.
В таком случае необходимо, на наш взгляд, руководствоваться установленными процессуальным законодательством, в частности ст. 25.8 и 25.9 КоАП РФ и ст. 57 и 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <20>, нормами о привлечении специалиста либо эксперта для получения соответствующей оценки конструкции такого транспортного средства с обязательным подтверждением квалификации привлекаемых лиц. Только использование специальных познаний в случае отсутствия документальных подтверждений статуса мотоблока при его участии в дорожном движении с использованием прицепа позволит отличить его от других участников дорожного движения и правильно квалифицировать поведение лица, им управляющего.
--------------------------------
<20> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
Правовой статус мотоблока как участника дорожного движения частично перекликается с таковым у других разновидностей транспортных средств, которые по своему конструктивному предназначению не задумывались для участия в дорожном движении, однако эпизодически используются, например спортивная мототехника. Выход из этой проблемы, предлагаемый, например, А.Ю. Ивановым, состоит в оценке технических характеристик, которые имеет транспортное средство, для последующей юридической квалификации поведения лица, им управляющего <21>. Либо, как предлагает В.В. Афонин, необходимо расширить содержание понятия транспортного средства, приводимого в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ <22>.
--------------------------------
<21> См.: Иванов А.Ю. К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 20 - 23.
<22> См.: Афонин В.В. О некоторых проблемах выявления нарушений ПДД, совершаемых отдельными категориями участников дорожного движения в России // Образование и право. 2020. N 6. С. 129.
Вместе с тем следует понимать, что юридическая ответственность для лица, управляющего мотоблоком, безусловно, возможна. В первую очередь следует рассматривать обязанности лица, владеющего мотоблоком, по возмещению вреда, причиненного в результате его использования, поскольку ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации <23> не содержит закрытого перечня видов деятельности, связанных с повышенной опасностью для окружающих. Полагаем, что использование мотоблока, на наш взгляд, следует рассматривать как разновидность такой деятельности.
--------------------------------
<23> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
При определении вопросов о привлечении к ответственности лица, использующего мотоблок в процессе дорожного движения, следует анализировать способ управления им. Так, при перемещении мотоблока лицом, следующим за ним в пешем порядке, статус его будет соответствовать пешеходу, чье определение есть в п. 1.2 Правил дорожного движения. В таком случае вопрос административной ответственности для управляющего им лица будет ограничиваться ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ и ст. 12.30 КоАП РФ. При использовании мотоблока совместно с прицепом, на котором в том числе может сидеть управляющий мотоблоком человек, вопрос административной ответственности для такого лица должен рассматриваться с учетом положений ч. 2 и 3 ст. 12.29 КоАП РФ и ст. 12.30 КоАП РФ при отсутствии сведений об отнесении мотоблока к соответствующим видам тракторов или самоходной техники. Хотя В.В. Белова, А.В. Верещак высказывают сомнение в возможности привлечения оператора мотоблока к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ "ввиду неопределенности субъекта правонарушения" <24>, так как ПДД РФ содержат четкий перечень участников дорожного движения.
--------------------------------
<24> См.: Белов В.В., Верещак А.В., Верещак С.Б. Правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения при управлении мотоблоком // Право и практика. 2019. N 2. С. 62 - 65.
Уголовно-правовая оценка поведения лица, управляющего мотоблоком в процессе дорожного движения, основывается в первую очередь на примечании 1 к ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) <25>, в соответствии с которым к другим механическим транспортным средствам относят трактора, самоходные машины и те транспортные средства, на управление которыми требуется предоставление специального права. Мотоблок, как отмечалось, например, в работах Н.И. Пикурова, М.В. Баранчиковой, к таким видам транспортных средств не относится <26>. Это позволяет в случае причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти другому человеку в результате управления мотоблоком рассматривать вопрос уголовной ответственности для его водителя по ч. 1 или 2 ст. 268 УК РФ.
--------------------------------
<25> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 15.03.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
<26> См.: Пикуров Н.И., Баранчикова М.В. Вопросы квалификации преступных нарушений Правил дорожного движения в постановлении Пленума и судебной практике // Уголовное право. 2017. N 2. С. 87.
В других ситуациях, когда управление мотоблоком осуществляется лицом для использования его при проведении сельскохозяйственных, дорожных и прочих работ, не связанных с участием в дорожном движении, квалификация действий такого лица зависит от вреда, причиненного конкретным общественным отношениям, охраняемым законом.
Литература
1. Афонин В.В. О некоторых проблемах выявления нарушений ПДД, совершаемых отдельными категориями участников дорожного движения в России / В.В. Афонин // Образование и право. 2020. N 6. С. 126 - 130.
2. Белов В.В. Правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения при управлении мотоблоком / В.В. Белов, А.В. Верещак, С.Б. Верещак // Право и практика. 2019. N 2. С. 62 - 65.
3. Иванов А.Ю. К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам / А.Ю. Иванов // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 20 - 23.
4. Надежин Д. Универсальный помощник земледельца / Д. Надежин // Техника молодежи. 1980. N 10. С. 42 - 43.
5. Пикуров Н.И. Вопросы квалификации преступных нарушений Правил дорожного движения в постановлении Пленума и судебной практике / Н.И. Пикуров, М.В. Баранчикова // Уголовное право. 2017. N 2. С. 86 - 94.
6. Теория тракторов и автомобилей: Учебник для СПО / О.И. Поливаев, А.В. Ворохобин. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 232 с.
7. Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве: Учебное пособие / В.С. Курасов, Е.И. Трубилин, А.И. Тлишев. Краснодар: Кубанский ГАУ, 2011. 132 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.