Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ВЫЯВЛЕНИИ И ДОКАЗЫВАНИИ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В.Ю. МИРОНОВ, Д.А. КАРАМЫШЕВ
Одной из стратегических целей Российской Федерации является развитие информационного общества, которое невозможно без цифровизации <1>. Цифровизация прежде всего предполагает внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни общества, включая налоговую сферу. Одной из важнейших задач государственных органов в таких условиях является создание собственных IT-экосистем. Ученые подчеркивают, что цифровизация экономики обладает огромным потенциалом для налогового администрирования <2>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
<2> Севостьянов И.А. Проблемы налогового администрирования в условиях цифровой экономики // Наука и общество. 2019. N 3. С. 41.
Изучение мирового опыта ярко иллюстрирует повышение эффективности налогового администрирования налоговых органов стран, которые вынуждены адаптироваться в условиях цифровой трансформации. Внедрение информационных технологий в налоговое администрирование происходит и в Российской Федерации. Как сказано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов <3>, внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили повысить собираемость доходов бюджетов и снизить издержки для бизнеса.
--------------------------------
<3> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
Электронные технологии сегодня оказывают все большую помощь налоговым органам в осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Например, такая форма налогового контроля, как налоговый мониторинг, позволяет проверять налогоплательщиков удаленно, не прибегая к камеральным проверкам. Данные технологии расширяют спектр возможностей как для выявления налоговых правонарушений, так и для формирования доказательной базы, которая в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) <4> не ограничивается перечнем доказательств, содержащихся в гл. 14 НК РФ. Данное обстоятельство особенно актуально, поскольку по некоторым оценкам <5> налоговые органы в значительно меньшей степени могут принимать участие в формировании доказательной базы. Представляется справедливым мнение о том, что в текущих условиях вряд ли возможна реализация налоговыми органами каких-либо процедур налогового контроля без использования цифровых технологий <6>. Поэтому необходимо согласиться с тем, что информационные технологии являются драйвером роста эффективности налогового администрирования <7>.
--------------------------------
<4> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2022 г. N 565-ФЗ).
<5> Севостьянов И.А., Кулюкин С.Л. Совершенствование механизма привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. N 2. С. 82.
<6> Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. N 46. С. 305.
<7> Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики. 2017. N 2. С. 191.
В НК РФ закреплены такие понятия, как "информационный ресурс" (например, ст. 11.2 НК РФ), "информационная система" (в частности, ст. 105.5 НК РФ), "сайт" (ст. 105.6 НК РФ и др.). Учеными применительно к налоговым правоотношениям используются и другие понятия: "цифровой продукт" <8>, "цифровые технологии" <9>, "цифровые системы" <10>, "инструменты налогового администрирования" <11>.
--------------------------------
<8> Садовская Т.Д. Цифровизация налогового администрирования: возможности и перспективы для взаимодействия граждан и государства // Финансовое право в условиях цифровизации экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. круглого стола (Минск, 13 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. ун-т, 2020. С. 127.
<9> Бакаева О.Ю., Покачалова Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. N 42. С. 621.
<10> Никонова А.С., Черноусова К.С. Цифровизация и влияние цифровых технологий на эффективность налогового контроля // Вопросы студенческой науки. 2020. N 12. С. 350.
<11> Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2012. N 1-1. С. 19.
В ч. 1 ст. 15.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <12> законодателем подчеркивается, что в понятие "информационные ресурсы" включаются понятия "информационная система" и "сайт". Налоговый орган также использует понятие "информационный ресурс" в своих приказах (например, в письме ФНС России от 7 сентября 2018 г. N ЕД-4-2/17467@ "Об информационном ресурсе "Риски" <13>). С учетом избранного законодателем подхода к соотношению содержания вышеуказанных понятий и использования налоговым органом понятия "информационный ресурс" представляется верным обозначить совокупность онлайн-сервисов, информационных систем, мобильных приложений, открытых реестров и сведений, находящихся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, способную выполнять функции выявления нарушений налогового законодательства и их доказывания в налоговых спорах, понятием "налоговые информационные ресурсы". Введение соответствующего понятия представляется актуальным и с позиции развития концепции процедурно-правовых оснований возникновения налоговых споров <14>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2022 г.) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
<13> Письмо Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2018 г. N ЕД-4-2/17467@ "Об информационном ресурсе "Риски".
<14> Подробнее см.: Рыбакова С.В., Калинина И.А. Налоговый спор в аспекте гарантий прав налогоплательщиков // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 143 - 144.
Данная тема, безусловно, актуальна в свете все большей цифровизации налоговых споров путем внедрения их онлайн-разрешения (Online Dispute Resolution), не требующего личного присутствия плательщиков в инспекциях в рамках их рассмотрения, а также по причине отсутствия теоретической проработки вопроса о понятии и классификации налоговых информационных ресурсов в российском налоговом праве.
Внедрение в налоговое администрирование цифровых технологий объективно приводит к снижению числа проверок при увеличении эффективности контрольных мероприятий, что, в свою очередь, создает необходимые условия для добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. Можно согласиться с высказанной специалистами точкой зрения, что методы налогового контроля все в большей степени становятся основанными на разработке и внедрении передовых инновационных цифровых технологий <15>.
--------------------------------
<15> Батаев И.Т. Сервисная и контрольная функция налогового администрирования в системе цифрового взаимодействия государства и экономических субъектов: Дис. ... канд. экон. наук. Грозный, 2020. С. 131.
Прежде всего стоит отметить такой важный налоговый информационный ресурс для выявления налоговых правонарушений, как автоматизированная информационная система ФНС России (далее - АИС "Налог-3"). В Приказе ФНС России от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ <16> отмечается, что данная система предназначена для приема, обработки, предоставления данных и анализа налоговой информации и формирования информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных и иных сведений. АИС "Налог-3" аккумулирует всю информацию, поступающую от многочисленных компонентов системы, наделяя налоговые органы в режиме онлайн большим объемом сведений о налогоплательщике и его контрагентах. Одним из компонентов АИС "Налог-3" является АСК НДС-2, который обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе получаемых сведений, реализуя риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС и производя сравнение данных по той или иной операции по всей цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме. Если в цепочке организаций присутствует организация, которая уклоняется от отражения и уплаты НДС ("фирма-однодневка"), такая организация также будет выявлена данным программным комплексом. Сведения из этого налогового информационного ресурса также используются судами в качестве доказательств при установлении или опровержении движения денежных средств <17>.
--------------------------------
<16> Приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")".
<17> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 г. N 09АП-30151/19.
Налоговый информационный ресурс "Риски" также выявляет компании, которые имеют признаки нарушений или потенциально могут нарушить налоговое законодательство. В этом аспекте видится важным учитывать вышеуказанное письмо ФНС России "Об информационном ресурсе "Риски", в котором указывается, что скриншот страницы ИР "Риски", являющийся ресурсом для служебного пользования налоговых органов, не наделен правовым статусом и не влечет правовых последствий. В связи с этим при рассмотрении налогового спора в досудебном и судебном порядке такие сведения не должны рассматриваться в качестве доказательства. Однако на практике суды в своих решениях нередко ссылаются на данный информационный ресурс <18>.
--------------------------------
<18> Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2022 г. по делу N 8а-14149/2022.
Важную функцию в выявлении налоговых правонарушений выполняют и страховые отчеты, предусмотренные гл. 20.2 НК РФ. По некоторым оценкам, этот налоговый информационный ресурс позволяет выявлять налоговые нарушения в сфере уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и неуплаты налога на прибыль <19>. Стоит отметить, что сейчас можно говорить о кризисном состоянии данного налогового информационного ресурса, так как в последнее время имел место отказ ряда недружественных стран (например, Латвии, Швейцарии, Великобритании) <20> от обмена информацией по политическим мотивам. Налогоплательщикам необходимо учитывать это обстоятельство при налоговом планировании, чтобы избежать налоговых рисков.
--------------------------------
<19> Савгурова А.Б. Международный обмен информацией по вопросам налогообложения: Российская практика // Актуальные проблемы налоговой политики: Сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. молодых налоговедов (Минск - Москва - Владимир - Калуга - Екатеринбург - Владивосток, 1 - 3 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Р. Пинская, А.В. Тихонова. М.: Перо, 2019. С. 279.
<20> Поправка к Закону "О договоре между Правительством Латвийской Республики и Правительством Российской Федерации о недопущении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на прибыль и капитал и Протокол к нему" // Официальный сайт Латвийской Республики. 12 мая 2022 г. URL: https://likumi.lv/ta/en/en/id/332353 (дата обращения: 19.01.2023); Великобритания приостанавливает налоговое сотрудничество с Россией // Официальный сайт Правительства Великобритании. 17 марта 2022 г. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-suspends-tax-co-operation-with-russia-332353 (дата обращения: 19.01.2023); Швейцария приостанавливает обмен налоговой информацией с Россией // Официальный сайт Правительства Швейцарии. 16 сентября 2022 г. URL: https://www.admin.ch/gov/de/start/dokumentation/medienmitteilungen.msg-id-90388.html (дата обращения: 19.01.2023).
Необходимо упомянуть и такой информационный ресурс, предусмотренный ст. 11.2 НК РФ, как личный кабинет налогоплательщика. Сведения из него могут быть использованы для подтверждения различных юридических фактов: направления требований <21>, неполучения требований <22>, даты направления жалобы (в вопросах нарушения срока ее рассмотрения) <23>.
--------------------------------
<21> Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 г. по делу N 8а-14118/2022.
<22> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 августа 2022 г. N Ф10-2112/22 по делу N А08-6559/2021.
<23> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 октября 2021 г. N Ф10-3873/21 по делу N А83-18080/2020.
Еще одним налоговым информационным ресурсом, позволяющим налоговым органам выявлять факты несоблюдения налогового законодательства, выступают сведения, получаемые в автоматическом режиме ФНС России от оператора фискальных данных, о всех совершенных расчетах с потребителями посредством контрольно-кассовой техники (онлайн-касс). Данные сведения, как представляется, могут выполнять функцию механизма контроля за оборотом средств налогоплательщиков.
Мобильное приложение "Мой налог", будучи налоговым информационным ресурсом, как и онлайн-кассы, способствует эффективному налоговому администрированию. Согласно Приказу ФНС России от 14 февраля 2022 г. N ЕД-7-20/106@ <24> с помощью приложения налогоплательщик передает сведения о произведенных расчетах в налоговый орган. Передаваемые сведения выполняют функцию, аналогичную налоговой декларации.
--------------------------------
<24> Приказ ФНС России от 14 февраля 2022 г. N ЕД-7-20/106@ "Об утверждении Порядка использования мобильного приложения "Мой налог".
Важный налоговый информационный ресурс - государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации ("Честный знак"). В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <25> данная система автоматически собирает и обрабатывает информацию об обороте товаров, подлежащих маркировке, а также передает в ФНС РФ такие сведения онлайн <26>. Аналогичную роль в отношении партии товаров выполняет система прослеживаемости товаров, которая позволяет выявлять случаи сокрытия товаров, занижения на этой основе таможенной стоимости, устанавливать факты существенного разрыва в уровне цен на ввозимые товары одной партии на внутреннем рынке, фальсификации сведений об остатках товара и его реализованных объемах <27>.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
<26> "Честный знак" поможет снизить административную нагрузку для добросовестных налогоплательщиков // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn53/news/activities_fts/10017355/ (дата обращения: 20.12.2022).
<27> Егоричев А.В. НДС: некоторые аспекты системы прослеживаемости товаров // Налоговая политика и практика. 2019. N 5. С. 26.
Сведения из информационной системы "Картотека арбитражных дел", обеспечивающей сбор информации о движении судебных дел из арбитражных судов <28>, также могут быть использованы в налоговых спорах в качестве доказательства. Например, по одному из дел о взыскании НДС суд подтвердил отсутствие реальной юридической помощи по представлению интересов в деле с помощью данной системы <29>.
--------------------------------
<28> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)".
<29> Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2022 г. N Ф03-3964/22 по делу N А73-11910/2021.
Еще одним налоговым информационным ресурсом можно назвать Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), сведения из которого могут помочь опровергнуть реальность осуществления хозяйственной деятельности контрагентами, являющимися в период выполнения работ или оказания услуг ликвидированными, взаимозависимыми или аффилированными <30>. Особую роль, как представляется, это играет в спорах по вопросам о проявлении налогоплательщиками должной осмотрительности <31>.
--------------------------------
<30> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. N ВАС-14642/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
<31> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2011 г. N 10096/11.
Видится, что некоторые налоговые информационные ресурсы могут быть лишены функции выявления нарушений налогового законодательства ввиду отсутствия прямого доступа к ним налоговых органов (данные предоставляются по запросу), но могут применяться в доказывании при разрешении налоговых споров.
Среди таких цифровых инструментов можно выделить систему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - система "Платон"), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС Алкоголь), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС Лес), Автоматизированную информационную систему "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий").
Система "Платон" способна аккумулировать сведения о перемещении транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, что особенно актуально, поскольку в Российской Федерации зарегистрировано около 1,7 млн грузовых автомобилей <32>. Сведения из системы "Платон" способны выявить фиктивные перевозки груза контрагентом <33> и отсутствие зарегистрированных в системе транспортных средств для осуществления перевозок, что подтверждено судебной практикой <34>. Однако доказательственное значение данных сведений различно: некоторые суды прямо указывают, что они признаются доказательством <35>, другие же относятся к их доказательной силе скептически <36>, подчеркивая, что система предназначена для отслеживания пройденного транспортным средством расстояния только по федеральным трассам, не служит целям установления местонахождения транспортного средства в определенный момент времени, а также на то, что само средство GPS технически не привязано к транспортному средству и может быть отключено, временно заблокировано владельцем автомобиля или перемещено на иное транспортное средство. Не исключаются и сбои в работе системы, на что не раз обращалось внимание <37>. Поэтому сегодня представляется верным говорить о природе доказательств, полученных с помощью системы "Платон", прежде всего как ориентирующих, которые могут помочь обнаружить признаки налогового правонарушения и побудить налоговый орган к проведению дополнительных проверок и мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ. Необходимо отметить, что наличие недоработок и сбоев свойственно не только системе "Платон", но и любой другой системе. Аналогичными системами в этой сфере являются Автоматизированная система весогабаритного контроля, Система "Контроль передвижения транспорта".
--------------------------------
<32> Бобровская О.Н. О перспективах использования системы "Платон": задачи, оптимизация, налогообложение // Транспортное право и безопасность. 2016. N 6. С. 60.
<33> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2018 г. N А66-4713/2017.
<34> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2019 г. N Ф06-51663/19 по делу N А12-45193/2018.
<35> Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 июля 2021 г. по делу N А73-2838/2021.
<36> Решение Арбитражного суда Воронежской области от 8 июня 2021 г. по делу N А14-15192/2019.
<37> Ковшикова Г.А. Преимущества и недостатки системы "Платон" // Инновационное развитие территорий: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Череповец, 21 марта 2017 г.) / Отв. за вып. З.М. Магрупова. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2017. С. 14.
Системой, также способной помочь в доказывании налоговых правонарушений, выступает ФГИС "Меркурий", которая позволяет подтвердить действительность операций, осуществленных с товарами, подлежащими сопровождению ветеринарными сопроводительными документами <38>, а также наличие или отсутствие регистрации в данной системе налогоплательщика, его контрагентов <39>. Сведения из ФГИС "Меркурий" также оцениваются судами по-разному: одни считают <40>, что данные сведения не могут быть приняты в силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <41>, другие допускают такое доказательство по делу <42>.
--------------------------------
<38> ФГИС "Меркурий" было использовано в качестве доказательства поставки товара в решении Арбитражного суда Ростовской области от 26 октября 2022 г. по делу N А53-20906/2022.
<39> Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2022 г. по делу N А55-18071/2022.
<40> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2019 г. N Ф10-4178/19 по делу N А14-18371/2018.
<41> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2022 г. N 603-ФЗ).
<42> Определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 г. по делу N 8Г-29442/2021.
Аналогичными вышеназванным системам являются ЕГАИС Лес и ЕГАИС Алкоголь. Они также позволяют подтвердить действительность операций с древесиной <43> и алкоголем <44> и регистрацию в данной системе.
--------------------------------
<43> Решение Арбитражного суда Брянской области от 3 августа 2022 г. по делу N А09-2609/2022.
<44> Решение Арбитражного суда Республики Крым от 6 июня 2022 г. по делу N А83-760/2021.
В качестве налогового информационного ресурса, не выполняющего функцию выявления, могут выступать сайты, а именно их доменные имена. Их совпадение может иметь место при предоставлении налоговой и бухгалтерской отчетности (сведения по запросу может обеспечить АО "Региональный сетевой информационный центр") и указании в банковских досье контактного адреса электронной почты <45>. Однако имеют место и случаи, когда при совпадении IP-адресов суды признавали решения налогового органа недействительными, указывая на то, что данные обстоятельства могут объясняться техническими особенностями подключения к сети Интернет, а также обращая внимание на то, что данный факт объективно не повлиял на финансовые результаты деятельности в результате исполнения сделок <46>.
--------------------------------
<45> Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2022 г. по делу N А45-32471/2020.
<46> Решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2021 г. по делу N А45-32471/2020.
Все вышеперечисленные налоговые информационные ресурсы, помимо классификации по функциям, можно подразделить в зависимости от доступа на находящиеся у налогоплательщика (например, ФГИС "Меркурий"), налогового органа (в частности, АСК НДС-2), в открытом доступе (ЕГРЮЛ и др.).
В связи с ролью налоговых информационных ресурсов в выявлении и доказывании в налоговых спорах нарушений налогового законодательства представляется верным внести понятие налоговых информационных ресурсов в п. 7 ч. 2 ст. 88 НК РФ, закрепив право налогового органа на использование информационных ресурсов и запрос сведений из них у компетентных лиц при налоговой проверке для выявления признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, налоговые информационные ресурсы сегодня помогают выявлять нарушения налогового законодательства, а также дополняют арсенал источников доказывания, которые могут быть использованы при разрешении налоговых споров в досудебном и судебном порядке налогоплательщиками и налоговыми органами. Полагаем, что во избежание налоговых рисков в условиях цифровизации налогоплательщики должны учитывать роль налоговых информационных ресурсов в налоговых спорах и делать выбор в пользу отказа от схем ухода от налогообложения, переходить на более безопасную, правильную и легальную модель ведения деятельности. Налоговые органы, представляется, в свою очередь, должны идти в ногу со временем и использовать в своей деятельности всю совокупность налоговых информационных ресурсов для успешного выявления и доказывания в вышестоящем налоговом органе и суде фактов нарушения налогового законодательства.
Список литературы
Бакаева О.Ю., Покачалова Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. N 42. С. 616 - 643.
Батаев И.Т. Сервисная и контрольная функция налогового администрирования в системе цифрового взаимодействия государства и экономических субъектов: Дис. ... канд. экон. наук. Грозный, 2020. 220 с.
Бобровская О.Н. О перспективах использования системы "Платон": задачи, оптимизация, налогообложение // Транспортное право и безопасность. 2016. N 6. С. 60 - 65.
Егоричев А.В. НДС: некоторые аспекты системы прослеживаемости товаров // Налоговая политика и практика. 2019. N 5. С. 26 - 28.
Ковшикова Г.А. Преимущества и недостатки системы "Платон" // Инновационное развитие территорий: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Череповец, 21 марта 2017 г.) / Отв. за вып. З.М. Магрупова. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2017. С. 11 - 15.
Никонова А.С., Черноусова К.С. Цифровизация и влияние цифровых технологий на эффективность налогового контроля // Вопросы студенческой науки. 2020. N 12. С. 350 - 354.
Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2012. N 1-1. С. 19 - 24.
Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. N 46. С. 303 - 316.
Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики. 2017. N 2. С. 191 - 197.
Рыбакова С.В., Калинина И.А. Налоговый спор в аспекте гарантий прав налогоплательщиков // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 141 - 150.
Савгурова А.Б. Международный обмен информацией по вопросам налогообложения: Российская практика // Актуальные проблемы налоговой политики: Сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. молодых налоговедов (Минск - Москва - Владимир - Калуга - Екатеринбург - Владивосток, 1 - 3 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.Р. Пинская, А.В. Тихонова. М.: Перо, 2019. С. 276 - 279.
Садовская Т.Д. Цифровизация налогового администрирования: возможности и перспективы для взаимодействия граждан и государства // Финансовое право в условиях цифровизации экономики: Материалы междунар. науч.-практ. круглого стола (Минск, 13 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. ун-т, 2020. С. 126 - 131.
Севостьянов И.А., Кулюкин С.Л. Совершенствование механизма привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. N 2. С. 81 - 83.
Севостьянов И.А. Проблемы налогового администрирования в условиях цифровой экономики // Наука и общество. 2019. N 3. С. 41 - 45.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.