Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
М.В. ДЕГТЯРЕВ
Введение
Ответом на все более растущую сложность (в значении чрезмерной запутанности, энтропийности, "захламленности", утраты стройной системности) нормативно-правовых пространств эффективно может стать системная инновационализация права (в идеале - всей правовой системы, но хотя бы, если нас более волнует реальность, нежели наши собственные представления о ней, в ключевых сегментах), массированные разработка, тестирование (регуляторными экспериментами, регуляторными песочницами и др.) и обоснованное внедрение инновационных публично-правовых режимов. Инновационные публично-правовые режимы эффективны и в отношении регулирования сфер новых технологий, для которых ранее устоявшиеся, традиционно применяемые регуляторные режимы выказывают свою бесполезность или слабую эффективность. Применение всевозможных компьютерно-программных ("машинных") средств и технологий <1> может только оказать поддержку (пусть и весьма существенную) в публично-правовой и публично-управленческой деятельности, но никак не заменит инновационализации собственно права.
--------------------------------
<1> Понкин И.В. Машинная правовая аналитика: понятие, онтология и значение для правовой деятельности // Государственная служба. 2022. Т. 24. N 6. С. 40 - 46; Понкин И.В., Лаптева А.И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве. М.: Буки Веди, 2021. 174 с.
При этом речь не об "инновациях только ради инноваций" (как "вещи в себе"), а о тщательно выверенных и взвешенных нормопроектировочных и нормопроизводственных инициативах.
Однако понятие инновационного публично-правового режима является одной из самых неоднозначных (дискуссионных в части содержания) и, даже прямо скажем, неопределенных правовых категорий в публично-правовых науках.
В этой лексической конструкции требует разъяснений буквально все: и слово "режим", и производное от него словосочетание "правовой режим", и указанное в привязке к публично-правовой регуляторной онтологии и публично-правовому регуляторному пространству ("публично-правовой режим"). И на каждой последующей ступени смысловое усложнение идет экспоненциально-возрастающе (нелинейно, очень резко), одновременно это сопровождается размыванием смысловых границ понятий.
Фреймирующее (ограничивающее рамками) атрибутирование этому понятию в достройку еще и свойства "инновационный" (при том что понятию "инновационный" дается великое множество определений <2>) совсем уже сильно размывает смысл этого понятия.
--------------------------------
<2> См.: Морхат П.М. Понятие инноваций в науке: обзор научной мысли. М.: Буки Веди, 2015. 94 с.
Но поскольку понятие "публично-правовой режим" (да и уточненное в части параметров "инновационный публично-правовой режим") - это неотъемлемая часть научно-юридического тезауруса и тезауруса прикладного правового, невозможно обойти имеющиеся терминологические непроясненности относительно указанной терминологии.
Весьма существенный знаниево-интерпретационный пробел недостаточной исследованности и недостаточной объясненности в публично-правовых науках этой терминологии требует приложения определенных весьма существенных исследовательских усилий для устранения неоднозначности правового понимания и толкования указанных выражений.
Авторство крылатого выражения "Мы стоим на плечах предшествовавших нам атлантов" приписывается Бернару Шартрскому, со слов Иоанна Солсберийского, в его труде "Металогика" 1159 г.: "Бернар Шартрский сравнивал нас с [тщедушными] карликами, сидящими на плечах гигантов в том смысле, что мы видим больше и дальше, чем наши предшественники, - не потому, что у нас более острое зрение или больший рост, но потому, что мы возвышаемся и движемся на плечах этих гигантов" <3>.
--------------------------------
<3> The Metalogicon of John of Salisbury: A Twelfth-Century Defense of the Verbal and Logical Arts of the Trivium (Reprint ed.) / Translated with an Introduction & Notes: Daniel D. McGarry. Gloucester (Mass.): Peter Smith, 1955. xxvii; 305 p. P. 167.
Это именно так и должно быть, когда мы выстраиваем некоторую сложную теоретическую конструкцию, претендующую на новизну в той определенной области знаний, где, казалось бы, все и без нас уже давно исследовано и объяснено.
Наш концептуальный подход не только не вступает в противоречие с концептуально-дефинитивными подходами мэтров отечественной административно-правовой науки, иных направлений отечественной и зарубежной науки, но и объективно базируется на них как отправных опорных точках.
Понятие "публичный" в контексте обсуждаемого тематического горизонта
Согласно нашему концепту смысловое наполнение понятия "публичный" может быть раскрыто через следующие аспекты:
- имея непосредственное отношение к публичной власти и к системе публичной власти (по смыслу ст. 67, 71 и 80 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), характеризует и отображает онтологическую ("плоть от плоти") или формальную принадлежность, относимость или атрибутированность этой системе;
- проистекает из природы и онтологии публичной власти, из природы и объема функций, компетенций, целей, задач и дел, традиционно относимых к компетенции публичной власти;
- отражает суверенную волю государства (и местного самоуправления) как носителя публичной власти, сопряженное с нею и реализующее ее властное повелевание, побуждение и понуждение (как субстрат любой власти).
Понятие публично-правового режима
Согласно нашему научному подходу парадигмально-инструментальную основу (и природу) научного концепта "публично-правовой режим" составляют следующие научные концепты:
- концепты Б.В. Россинского, Д.Н. Бахраха и Ю.Н. Старилова <4> о системной упорядоченности в основе системы норм права и о порядке правового регулирования;
- концепты И.В. Понкина о сложном онтологическом порядке, процессуальном порядке, об онтологии и гомеостазе в публично-правовом порядке и в целом публичном порядке <5>;
- концепт В.Б. Исакова <6> о правовой онтологической форме порядка;
- концепт Н.И. Матузова и А.В. Малько <7> о распорядке (об упорядоченности) действия права;
- концепты Г.В. Мальцева о праве как организованной системе, составляющей лишь часть соционормативного регулирования общества, представляющего специфический сектор более широкой сферы - социального регулирования, осуществляемого на базе множества упорядочивающих факторов, далеко не всегда сводимых к норме, а также об отдельных правовых режимах в рамках правопорядка <8>;
- концепт Уильяма Бернама о присущем правовой системе свойстве стремления к упорядоченности, согласованности и ясности <9>;
- концепт Уоррена Маккаллока о "гетерархии" (распределенном управлении) <10>;
- концепт Бертрана де Жувенеля <11> о значении и природе повелевания структуре реализации власти;
- концепт Стивена Краснера <12> о структурном содержании правового режима;
- концепт Джона Ролза об "упорядоченном" (well-ordered) обществе <13>;
- концепт Джона Элстера о структурных элементах социального порядка - стабильных и предсказуемых моделях поведения и кооперативном поведении <14>.
--------------------------------
<4> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 456; Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2000.
<5> Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия "порядок" // Административное право и процесс. 2016. N 11. С. 8 - 10; Ponkin I.V. Homeostasis of the system of public administration // Государственная служба. 2018. Т. 20. N 3. С. 18 - 22; Понкин И.В. Понятие "процесс" в праве и в публичном управлении // Вестник гражданского процесса. 2017. Т. 7. N 2. С. 11 - 30.
<6> Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34 - 39.
<7> Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. С. 14.
<8> Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 5, 33.
<9> Бернам У. Правовая система США / пер. с англ. М.: Новая юстиция, 2007. С. 1042.
<10> McCulloch W.S. A Heterarchy of Values Determined by the Topology of Nervous Nets // Bulletin of Mathematical Biophysics. 1945. Vol. 7. N 2. P. 89 - 93.
<11> Жувенель де Б. Власть: Естественная история ее возрастания / пер. с франц. М.: ИРИСЭН; Мысль, 2011. С. 43, 50, 148.
<12> Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Regimes / ed. by S.D. Krasner. Ithaca (N.Y., USA): Cornell University Press, 1983. P. 2.
<13> Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.
<14> Elster J. The cement of society: A Study of Social Order. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. viii; 311 p. P. 1.
Опуская в этом материале длинные выкладки, приведшие нас от осмысления и учета вышеназванных концептов к результирующей авторской дефиниции, сразу изложим ее ниже.
Публично-правовой режим - это нормативно-правовой (т.е. сформированный и санкционируемый публичной властью посредством норм права и подкрепленный ее властно-силовыми возможностями принуждения к подчинению) порядок регуляторного ландшафта в конкретной сфере, в конкретных условиях, по конкретным направлениям и видам деятельности и/или в отношении конкретного круга субъектов, в форме системно-дифференцированного комплекса явных (прямого и непосредственного действия) и неявных (косвенного и опосредованного действия) нормативных правовых норм (предписаний, принципов, материальных и процессуальных) и процедур (алгоритмов) принятия и реализации решений, воплощая субстратизацию рационализированного текущего и нацеленного на перспективу властного повелевания.
Понятие публично-правового режима, усложняемое атрибутированием качества инновационности
В рассматриваемом словосочетании "инновационный публично-правовой режим" слово "инновационный" квалифицирующе (через атрибутирование определенного набора качеств) достраивает и концептуально уточняет наше словосочетание "публично-правовой режим". И важно досконально разобраться, что именно это меняет и меняет ли, придает ли, инвертирует ("переворачивает") ли в его понимании.
Как писал В.П. Соловьев, особенно привлекательным в синергетике является то, что, опираясь на такие понятия, как "параметр порядка", "принцип подчинения", она позволяет формализовать исследования в областях науки, которые еще не подверглись математизации и которые, возможно, никогда и не будут математизированы (например, теорию инновационного развития экономики) <15>. То есть инноватика может быть принципиально не формализуемой или сложно-формализуемой, и это тоже затрудняет ее исчерпывающее понимание.
--------------------------------
<15> Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). Киев: Феникс, 2006. С. 9.
Поскольку понятие "инновационный" имеет множество (порою сталкивающихся, но чаще размытых) интерпретаций, для прояснения его значения - для получения субстрата смыслового значения (прямого, контекстного, коннотативного, дискурсивного - они по итогам исследования сошлись) понятия "инновационный" в качестве эмпирической основы нами были исследованы профильное (для регулирования инноваций) законодательство Российской Федерации (как федеральное, так и субъектов РФ), а также 59 зарубежных нормативных правовых актов (10 государств; в других наших работах эти акты перечислены детально), посвященных инновациям в тех или иных областях либо в тех или иных аспектах: Испании (1 общенациональный закон, 15 региональных актов - автономных сообществ Мадрид, Кастилия и Леон, Галисия, Канарские острова, Мурсия, Ла-Риоха, Эстремадура, Валенсия, Арагон, Кастилия-Ла-Манча, Балеарские острова, Астурия, Кантабрия, Наварра); Аргентины (5 федеральных законов, 20 региональных (провинциальных) актов - автономного города Буэнос-Айрес, а также провинций Рио-Негро, Буэнос-Айрес, Катамарка, Чако, Кордова, Формоса, Ла-Пампа, Ла-Риоха, Мендоса, Мисьонес, Рио-Негро, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Крус); Франции (3 акта); Канады (6 региональных (провинциальных) актов - провинций Квебек, Альберта, Нью-Брансуик, Саскачеван, Манитоба); Швейцарии (1 союзный закон, 2 региональных (кантональных) закона - кантонов Берн и Юра); США (1 федеральный закон); Великобритании (1 закон); КНР (1 закон); Бразилии (2 федеральных закона); Мексики (1 федеральный закон).
Опуская в этом материале длинные выкладки, приведшие нас от осмысления и учета этих российских и зарубежных актов к результирующей авторской дефиниции понятия "инновационный публично-правовой режим" (через промежуточную авторскую же дефиницию понятия "правовая инновация", показанную в других наших изданиях), сразу изложим ее ниже, тем самым завершая настоящий материал.
Вместо заключения
Согласно результирующей авторской дефиниции инновационный публично-правовой режим - это правовой режим, обоснованно (с точки зрения публичных интересов, социальных и публичных потребностей, ожиданий, запросов и требований) и релевантно связанный с внедрением или успешным тестированием правовых инноваций, направленных в своей новизне на позитивное конструирование, обеспечение или стимулирование развития или охранения социальной реальности и социального порядка (включая создание инструментов или методов для этого), а равно характеризуемый выраженной направленностью на улучшение правового порядка и правового ландшафта или их элементов и существенно выраженной полезностью и проактивностью (в логике будущего) в создании или существенном увеличении весомой публичной пользы (достижении или охраны публичных интересов).
Литература
1. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2-е изд., изм. и доп. Москва: Норма, 2005. 800 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2000. 623 с.
3. Бернам У. Правовая система США / перевод с английского; У. Бернам. Москва: Новая юстиция, 2007. 1216 с.
4. Жувенель де Б. Власть: Естественная история ее возрастания / перевод с французского; Б. де Жувенель. Москва: ИРИСЭН; Мысль, 2011. 546 с.
5. Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование / В.Б. Исаков // XXVI съезд КПСС и развитие теории права: межвузовский сборник научных статей / ответственный редактор А.Ф. Черданцев. Свердловск: СЮИ, 1982. С. 34 - 39.
6. Мальцев Г.В. Социальные основания права / Г.В. Мальцев. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2011. 800 с.
7. Матузов Н.И. Правовые режимы: понятие и виды / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Правовая наука и реформа юридического образования: Право и политика: современные проблемы соотношения и развития: сборник научных трудов. Вып. 4 / редколлегия: Т.М. Бялкина, А.П. Глебов, Т.Д. Зражевская [и др.]; ответственный редактор Ю.Н. Старилов. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. С. 12 - 21.
8. Морхат П.М. Понятие инноваций в науке: Обзор научной мысли / П.М. Морхат. Москва: Буки Веди, 2015. 94 с.
9. Понкин И.В. Машинная правовая аналитика: понятие, онтология и значение для правовой деятельности / И.В. Понкин // Государственная служба. 2022. Т. 24. N 6. С. 40 - 46.
10. Понкин И.В. Понятие "процесс" в праве и в публичном управлении / И.В. Понкин // Вестник гражданского процесса. 2017. Т. 7. N 2. С. 11 - 30.
11. Понкин И.В. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве / И.В. Понкин, А.И. Лаптева. Москва: Буки Веди, 2021. 174 с.
12. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия "порядок" / И.В. Понкин // Административное право и процесс. 2016. N 11. С. 8 - 10.
13. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз; научный редактор В.В. Целищев; перевод с английского В.В. Целищева при участии В.Н. Карповича и А.А. Шевченко. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995. 531 с.
14. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике: синергетические эффекты инноваций / В.П. Соловьев. Киев: Феникс, 2006. 560 с.
References
1. Elster J. The cement of society: A Study of Social Order / J. Elster. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 311 p.
2. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables / S.D. Krasner // International Regimes / ed. by S.D. Krasner. Ithaca (N.Y., USA): Cornell University Press, 1983. P. 1 - 21.
3. McCulloch W.S. A Heterarchy of Values Determined by the Topology of Nervous Nets / W.S. McCulloch // Bulletin of Mathematical Biophysics. 1945. Vol. 7. Iss. 2. P. 89 - 93.
4. Ponkin I.V. Homeostasis of the system of public administration / I.V. Ponkin // Государственная служба. 2018. Т. 20. N 3. С. 18 - 22.
5. The Metalogicon of John of Salisbury: A Twelfth-Century Defense of the Verbal and Logical Arts of the Trivium (Reprint ed.) / John of Salisbury; Translated with an Introduction & Notes D.D. McGarry. Gloucester (Mass.): Peter Smith, 1955. 305 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.