Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ПРОДАЖЕЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
О.А. ДИЗЕР, Д.В. АНДРЕЕВ
Последствия от совершения административных правонарушений, связанных с незаконной продажей гражданами алкогольной и спиртосодержащей продукции, отрицательно влияют на широкий спектр общественных отношений, таких как жизнь, здоровье человека, правила торговли и добросовестность конкуренции, государственное управление в сфере производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции, а также экономические интересы государства.
Органы внутренних дел Российской Федерации, являясь органом публичной власти, реализующим правоохранительные функции, занимают центральное место в предупреждении и пресечении противоправных деяний, связанных с незаконной продажей гражданами алкогольной и спиртсодержащей продукции <1>. Согласно статистическим данным МВД России в 2021 г. сотрудниками полиции пресечено более 30 тыс. административных правонарушений, связанных с незаконной продажей алкогольной и спиртсодержащей продукции (ст. 14.2 КоАП РФ <2> - 22 364; ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ <3> - 15 798). Представленные цифры свидетельствуют о деятельности сотрудников полиции в данном направлении, а не о фактической ситуации совершаемых правонарушений в исследуемой теме, что обусловлено латентностью самого совершения деликта.
--------------------------------
<1> Дизер О.А. Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. N 3 (54). С. 40 - 44.
<2> Статья 14.2 КоАП РФ - Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
<3> Часть 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ - Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Нельзя не согласиться с мнением А.Н. Дерюги о том, что происходит постоянный рост латентности административных правонарушений. Данное мнение основывается на двух обстоятельствах: с одной стороны, граждане все меньше реагируют на событие правонарушения и не уведомляют полицию о совершенном деликте, не оказывают содействия в расследовании совершенных правонарушений, а с другой стороны, сами сотрудники полиции перестают фиксировать административные правонарушения <4>. Данное мнение определенно характеризует сложности в пресечении деликтов, связанных с незаконной продажей гражданами спиртосодержащей продукции. Так, одни граждане сами заинтересованы в совершении противоправного деяния, в свою очередь, другие граждане не обращают на это внимания, так как последствия совершенного деяния их не касаются. С другой стороны, сотрудники полиции сталкиваются со сложностями в самом пресечении противоправного деяния из-за латентности совершения и отсутствия единого механизма документирования правонарушений в рамках действующего административного законодательства.
--------------------------------
<4> Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность и предупреждение административных правонарушений // Закон и право. 2008. N 1. С. 16 - 20.
Важным направлением в деятельности полиции по недопущению противоправных деяний являются меры административно-правового предупреждения.
Отметим, что обязанности и задачи полиции по предупреждению правонарушений - продажи гражданами алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в ст. 12 Закона "О полиции" <5> и п. 2 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений, утвержденной Приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19 <6>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
<6> Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений". Доступ из СПС "Гарант". Документ опубликован не был.
В деятельности полиции меры административного предупреждения отличает четкая профилактическая направленность. Они преследуют цель недопущения правонарушений и преступлений, а также предотвращения возможности наступления каких-либо вредных, опасных для общества последствий. В этой связи указанные меры могут затрагивать различные права и интересы лиц, вовлеченных в орбиту их применения <7>.
--------------------------------
<7> Газизов Д.А. Административно-правовые меры по предупреждению отдельных видов преступлений, применяемые милицией // Полицейское право. 2005. N 1 (1). С. 50 - 55.
Применение полицией административно-правовых мер предупреждения в рассматриваемой сфере общественных отношений обусловлено их универсальностью, многоцелевой направленностью, возможностью воздействия на причины и условия, способствующие его совершению, а также на сознание и поведение лиц, действия, направленные на изготовление с целью продажи и продажу спиртосодержащей продукции домашней выработки, путем убеждения и (или) принуждения.
Прежде всего убеждение представляет собой один из способов достижения стоящих перед полицией целей и задач, направленных на предупреждение противоправных деяний, и заключается в воздействии на сознание и поведение людей путем реализации комплекса воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий в целях соблюдения правовых норм людьми и обеспечения дисциплинированности в обществе <8>.
--------------------------------
<8> Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. Организационно-правовые и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции. М., 1968. С. 11.
Стоит отметить тот факт, что применять административно-правовые меры предупреждения имеют право все сотрудники полиции независимо от занимаемой должности. Указанные меры могут быть направлены на лиц, совершивших правонарушение, на потерпевших и на иных граждан. Кроме того, отличительной особенностью данных мер является возможность их применения как до совершения административного правонарушения, так и после, непосредственно до прекращения противоправного деяния. С учетом многоцелевой направленности административно-правовых мер предупреждения, а также превентивного характера они способствуют предотвращению административных правонарушений и преступлений, связанных с незаконной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К мерам административного предупреждения относятся:
1. Правовое просвещение и правовое информирование (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"). Данная мера предполагает доведение до сведения граждан информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" полиция обязана размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, а также в сети Интернет информацию, направленную на предупреждение правонарушений, в том числе связанных с незаконной продажей спиртосодержащей продукции домашней выработки <9>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.
Важной составляющей правового просвещения и правового информирования является проведение отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. Например, согласно п. 28 Инструкции по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 30 августа 2011 г. N 975 <10>, в отчете участкового уполномоченного полиции обязательно указывается информация по профилактике преступлений и административных правонарушений, в том числе связанных с незаконной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
--------------------------------
<10> Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. N 975 "Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России". URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Пропаганда правовых знаний, связанных с незаконной продажей спиртосодержащей продукции. Данная мера является одной из общих мер предупреждения правонарушений и распространяется на неопределенный круг лиц. На сотрудников полиции согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции возлагается обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний по направлениям деятельности полиции, к числу которых относится предупреждение административных правонарушений, связанных с незаконной продажей гражданами алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, пропаганда правовых знаний входит в непосредственные полномочия территориального органа МВД России на районном уровне <11>.
--------------------------------
<11> Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. N 355 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне". Доступ из СПС "Гарант". Документ опубликован не был.
К основным формам пропаганды правовых знаний относятся лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов по противодействию незаконной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции; оформление уголков правовых знаний, стендов на правовые темы и многие другие. Интернет-сайты и стенды территориальных органов МВД России содержат памятки и алгоритмы действий для граждан в случаях совершения правонарушений.
3. Проведение оперативно-профилактических операций (мероприятий). Целями данной профилактической меры являются: повышение эффективности деятельности полиции, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений; активное выявление лиц, совершивших правонарушения, связанные с незаконной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе домашнего изготовления. В рамках данного направления реализуются следующие оперативно-профилактические операции: "Алкоголь", "Контрафакт", "Самогон", - которые могут осуществляться в том числе совместно с другими субъектами профилактики правонарушений. Данные профилактические мероприятия способствуют выявлению и постановке на профилактический учет лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и допускающих правонарушения в быту, и своевременному принятию к ним мер правового воздействия.
Стоит отметить, что сотрудниками полиции возможно применение и других мер административного предупреждения, которые способствовали бы противодействию правонарушениям, связанным с незаконной продажей спиртосодержащей продукции домашнего изготовления, но в связи с отсутствием правовых норм применение их невозможно.
Так, не представляется возможным проведение индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, осуществляющих незаконную продажу спиртосодержащей продукции домашнего изготовления. Главой V Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности" не предусмотрена категория лиц, совершивших правонарушения против рассматриваемых общественных отношений, в отношении которых проводится данная мера административного предупреждения. Вместе с тем применение указанной меры способствовало бы более широкому применению мер профилактического воздействия.
Как представляется, действенным средством противодействия правонарушениям, связанным с незаконной продажей спиртосодержащей продукции, может стать "официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения" <12>. Однако отсутствие данной меры в арсенале полиции связано с определенными организационно-правовыми трудностями <13>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3851.
<13> Дизер О.А. Административно-правовая защита общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2019. С. 347.
Федеральный закон "О полиции" предоставляет органам полиции право объявить физическому лицу указанную выше меру предупреждения. В целях конкретизации порядка реализации данного правового акта был принят Приказ МВД России от 4 марта 2020 г. N 119 "О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения" <14>.
--------------------------------
<14> Приказ МВД России от 4 марта 2020 г. N 119 "О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Отметим, что официальное предостережение (предостережение) может быть объявлено физическому лицу только в случае отсутствия в его действиях признаков деяния, за совершение которого лицо могло быть привлечено к уголовной или административной ответственности.
Так, например, при поступлении информации об осуществлении продажи гражданином спиртосодержащей продукции домашнего изготовления сотрудниками полиции проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление фактов, указанных в информации. В случае неподтверждения поступившей информации сотрудниками полиции выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ), при этом лицо может сообщить, что изготавливает спиртные напитки для собственных нужд. Вместе с тем в отношении данного лица сотрудниками полиции не объявляется официальное предостережение (предостережение) <15>.
--------------------------------
<15> Данная информация получена по результатам опроса сотрудников полиции Омской, Новосибирской областей и Алтайского края.
На расширенном заседании коллегии МВД России глава государства отметил важность применения мер предупреждения и профилактики правонарушений: "...положительную роль сыграло решение предоставить полиции право объявления официального предостережения потенциальным преступникам и нарушителям закона. В прошлом году таких предостережений было объявлено около 111 тысяч, что способствовало сокращению числа преступлений, в том числе на бытовой почве. Надо и дальше активно использовать этот инструмент профилактического воздействия" <16>.
--------------------------------
<16> Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795.
Таким образом, полагаем, что нормативное закрепление и возможное применение данной административно-предупредительной меры, обладающей значительным профилактическим потенциалом, способствовало бы более эффективному воздействию в целях противодействия правонарушениям, связанным с незаконной продажей спиртосодержащей продукции.
Литература
1. Газизов Д.А. Административно-правовые меры по предупреждению отдельных видов преступлений, применяемые милицией / Д.А. Газизов // Полицейское право. 2005. N 1 (1). С. 50 - 55. EDN: RAMJAB.
2. Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность и предупреждение административных правонарушений / А.Н. Дерюга // Закон и право. 2008. N 1. С. 16 - 20. EDN: JWPGGL.
3. Дизер О.А. Административно-правовая защита общественной нравственности: диссертация доктора юридических наук / О.А. Дизер. Омск, 2019. 347 с.
4. Дизер О.А. Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России / О.А. Дизер // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. N 3 (54). С. 40 - 44.
5. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. Организационно-правовые и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции / Л.Л. Попов. Москва: Московский рабочий, 1968. 159 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.