Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
И.М. СУРИН
Правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации носит целенаправленный характер и направлено на достижение конкретного результата в будущем. Достижение такого результата основывается на использовании правовых средств как инструментов воздействия на общественные отношения. Д.А. Керимов подчеркивал, что "реализация же цели требует определенной деятельности, а также средств, с помощью которых цель объективируется" <1>.
--------------------------------
<1> Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. С. 293.
В науке сложилось множество подходов к определению понятия "правовые средства", однако единства среди данных подходов нет, также в науке административного права производство и оборот алкогольной продукции не рассматривались с точки зрения используемых административно-правовых средств, работы носили общий характер или рассматривали какую-либо отдельную их часть, что обосновывает актуальность исследования данного вопроса с точки зрения правовых средств, используемых для достижения поставленных целей.
В рамках существующей дискуссии относительно правовых средств можно выделить три подхода.
Согласно первому подходу правовые средства являются содержанием механизма правового регулирования <2>, куда входят "нормы права, правоотношения, акты применения норм права и способы правового регулирования (дозволение, разрешение, запрет)" <3>.
--------------------------------
<2> Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
<3> Шергин А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал МВД России. 2009. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhanie-mehanizma-administrativno-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 24.03.2023).
В соответствии со вторым подходом правовые средства - это явления, выражающиеся в виде инструментов и деяний, посредством которых субъекты права реализуют свои интересы (средства-установления и средства-деяния) <4>.
--------------------------------
<4> Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. N 2. С. 4 - 16.
Третий подход менее распространен, согласно ему под правовыми средствами понимаются те действия, которые приближают систему к цели <5>.
--------------------------------
<5> Пугинский Б.И., Семенкина Н.А. Правовая работа: Учебник. М., 2019. 206 с.
Важно отметить, что правовые средства в перечисленных значениях предстают перед нами как инструменты участников правоотношений, которые каждый из них использует для удовлетворения собственных интересов и достижения своих целей, вместе с тем они не раскрывают содержание данного понятия применительно к целям государства как регулятора общественных отношений либо делают это косвенно, не раскрывая сущностные характеристики, в связи с чем возникает вопрос, что понимается под правовыми средствами регулирования производства и оборота алкогольной продукции, а также виды, на которые они делятся. Соответственно, необходимо рассмотреть правовые средства как инструмент достижения целей государственного регулирования в области производства и оборота алкогольной продукции.
Под целями правового регулирования понимается "идеальный образ ожидаемого... результата, достигаемого при помощи права как средства" <6>. Целеполагание осуществляется государством в рамках деятельности по управлению общественными отношениями и находит свое выражение в том числе в государственных управленческих программах <7>.
--------------------------------
<6> Природа и значение цели в советском праве / Л.Д. Чулюкин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. С. 18.
<7> Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978. 336 с.
Цели административно-правового регулирования закреплены в абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <8> (далее - Закон N 171-ФЗ), а также в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р <9>, и их можно разделить:
- на сокращение потребления алкогольной продукции;
- изменение структуры ее потребления;
- обеспечение безопасности алкогольной продукции;
- защита экономических интересов государства;
- контроль за соблюдением законодательства.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
<9> Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р "О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
На примере первых двух целей рассмотрим, какие правовые средства используются государством для их достижения, но в целях дальнейшего исследования кратко охарактеризуем существенные признаки рассматриваемого правового явления.
Во-первых, существование такого термина обусловлено тем, что оно является инструментом достижения цели. Причем таким инструментом, которого достаточно для выполнения данной функции. Более того, правовые нормы, меры ответственности, и другие правовые конструкции самостоятельно выполнить функции правовых средств не могут и ими не являются <10>. Во-вторых, правовое средство всегда закреплено в нормативных правовых актах, в которых оно материализуется.
--------------------------------
<10> Цветков И.В. О понятиях "правовая работа" и "правовое средство" // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. N 3. С. 42 - 60.
Рассмотренные существенные признаки позволяют нам тезисно выявить правовые средства. Для снижения потребления алкогольной продукции используются следующие правовые средства:
1) сокращение мест реализации алкогольной продукции;
2) ограничение способов и времени реализации такой продукции;
3) снижение информированности граждан об алкогольной продукции.
Кратко охарактеризуем каждое из них.
1. Сокращение мест реализации алкогольной продукции основывается на установлении обязательных требований, выраженных в запретах и предписаниях, приводящих как к сокращению мест, где такую деятельность можно осуществлять, так и к снижению числа хозяйствующих предприятий, отвечающих таким требованиям. В первом случае сокращение мест реализации достигается путем установления запрета на такую деятельность в зданиях, строениях, а также на территориях, прилегающих к ним, в которых осуществляется образовательная деятельность, медицинская деятельность и иная деятельность.
Сокращение количества хозяйствующих субъектов, имеющих право на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и напитков на его основе, сидра, пуаре и медовухи), выглядит следующим образом:
- установление прямого запрета на продажу такой продукции индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ);
- введение лицензирования такой деятельности (ст. 19 Закона N 171-ФЗ);
- установление иных повышенных требований (предписаний), например к сроку аренды помещений, в которых будет реализовываться алкогольная продукция (ч. 3.2 и 3.2-2 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).
2. Средством ограничения способов и времени реализации такой продукции являются запреты на продажу алкогольной продукции дистанционным способом (подп. 14 ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ), с 23 часов до 8 часов в силу ч. 9 ст. 16 Закона N 171-ФЗ. Вместе с запретом продажи в ночное время для предотвращения покупки алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, где временные ограничения на реализацию не действуют, было введено требование об обязательном вскрытии такой продукции при ее продаже (абз. 3 п. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Применение данного правового средства направлено на усложнение процесса покупки такой продукции, а также на сокращение случаев спонтанной покупки алкогольной продукции во время ее распития в ночное время.
3. Правовое средство снижения информированности направлено на установление особых требований, предъявляемых к рекламе алкогольной продукции, данные меры введены ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <11> (далее - Закон о рекламе): требования к содержанию рекламы (ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе); ограничение каналов распространения рекламы алкогольной продукции (ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе) - запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет, в периодических печатных изданиях, в телепрограммах и др.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О рекламе" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
Правовые средства изменения структуры потребления алкогольной продукции в пользу менее крепкой алкогольной продукции складываются из стимулирования производства пива, напитков на его основе, сидра, пуаре и медовухи, а также развития винодельческой отрасли в России, для достижения такой цели государство активно применяет правовые средства.
1. Государственная поддержка отечественных виноделов, в целях которой был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" <12>, в котором, помимо всего прочего, особое внимание уделено мерам государственной поддержки. В связи с применением комплекса мер, направленных на развитие виноделия в России, по состоянию на 2022 г. площадь виноградников впервые может преодолеть планку в 100 тыс. га <13>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
<13> Борис Титов: "В наступающем году господдержка виноделия будет измеряться не только в декалитрах продукции, но и в новых рабочих местах для жителей южных регионов" // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/11/23/boris-titov-v-nastupayuschem-godu-gospodderzhka-vinodeliya-budet-izmeryatsya-ne-tolko-v-dekalitrah-produktsii-no-i-v-novih-rabochih-mestah-dlya-zhitelei-yuzhnih-regionov (дата обращения: 24.03.2023).
2. Сниженные размеры государственной пошлины на лицензию на производство вина, которые составляют 65 000 руб., тогда как аналогичная лицензия на производство водки стоит 9 500 000 руб. (п. 94 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ <14>).
--------------------------------
<14> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
3. Сниженные требования к уставному капиталу юридических лиц. Например, для производства водки организациям необходимо иметь уставный капитал в размере 80 млн руб., тогда как на производителей вина или пива и напитков на его основе такое требование не распространяется (п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ).
Рассмотренный перечень правовых средств не исчерпывается этим, но он позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, по названию правовых средств, а также по их функциональному значению можно заключить, что в основе действия правового средства лежат способы правового регулирования, которых на данный момент выявлено четыре вида: дозволения, позитивные обязывания и запреты <15>, в связи с чем можно выделить ограничивающие правовые средства, задача которых состоит в пресечении либо сокращении деятельности, которая препятствует достижениям целей государства. В нашем примере такими правовыми средствами являются средства сокращения мест реализации алкогольной продукции.
--------------------------------
<15> Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 39 - 48.
Также необходимо выделить поощряющие (подталкивающие) правовые средства, которые, наоборот, стимулируют деятельность, которая таким целям отвечает, путем установления сниженных (льготных) требований, что в полной мере реализовано в отношении производителей вина.
В то же время необходимо отметить, что в 2022 г. выросло потребление алкогольной продукции <16>, а структура потребления алкогольной продукции снова сдвинулась в пользу крепкой алкогольной продукции <17>, что указывает на недостаточность используемых правовых средств для достижения целей регулирования и на необходимость их дальнейшего совершенствования.
--------------------------------
<16> Никакому наркотику не светят такие гигантские кладбища, которые есть у алкоголя // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5682157 (дата обращения: 05.03.2023).
<17> Россияне стали чаще употреблять крепкий алкоголь и реже пиво // Деловая газета "Взгляд". URL: https://vz.ru/news/2022/8/9/1171779.html (дата обращения: 05.03.2023).
Во-вторых, правовое средство является структурным элементом механизма правового регулирования, который состоит из системы таких средств <18>, структура которых состоит из норм права, юридических фактов, правоотношений, актов реализации права, которая обеспечивает функционирование правового средства.
--------------------------------
<18> Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
Таким образом, правовым средством является структурный элемент механизма правового регулирования, использованием которого обеспечивается воздействие на общественные отношения для достижения поставленных целей.
Литература
1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. Москва: Юридическая литература, 1966. 187 с.
2. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве / С.М. Зырянов // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 39 - 48.
3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) / Д.А. Керимов. 2-е изд. Москва: Аванта+, 2001. 560 с.
4. Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема / А.В. Малько // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. N 2(225). С. 4 - 16.
5. Пугинский Б.И. Правовая работа: Учебник / Б.И. Пугинский, Н.А. Семенкина; Ответственный редактор Б.И. Пугинский. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Зерцало-М, 2019. 206 с.
6. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе / Ю.А. Тихомиров. Москва: Наука, 1978. 336 с.
7. Цветков И.В. О понятиях "правовая работа" и "правовое средство" / И.В. Цветков // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. N 3. С. 42 - 60.
8. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве / Л.Д. Чулюкин. Казань: Издательство Казанского университета, 1984. 103 с.
9. Шергин А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования / А.П. Шергин // Научный портал МВД России. 2009. N 1. С. 3 - 12.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.