Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ В ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ
С.И. ИСТОМИН
На страницах журналов "Юридический мир" <1> и "Таможенное дело" <2> уже обсуждались вопросы, возникающие при использовании эквивалентной компенсации в таможенной процедуре переработки на таможенной территории. Как показывает практика, тема эквивалентной компенсации продолжает оставаться актуальной, о чем говорит издание Правительством Российской Федерации Постановления от 20.08.2015 N 872, которым утверждены Правила замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории <3>, содержащие ряд новых положений, регулирующих использование замены товаров, перемещаемых через таможенную границу, и разработка новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Применение эквивалентной компенсации достаточно часто вызывало возникновение спорных вопросов как со стороны таможенных органов, так и участников внешнеторговой деятельности. Причем вопросы возникали по существу при одной и той же формулировке норм, регулирующих использование эквивалентной компенсации.
--------------------------------
<1> Юридический мир. 2009. N 5.
<2> Таможенное дело. 2009. N 1.
<3> Собрание законодательства РФ. 31.08.2015. N 35. Ст. 4990.
Таможенный кодекс (далее - ТК) Российской Федерации в редакции 1993 года не содержал нормы, непосредственно регулирующей замену товаров, относя отдельные вопросы применения таможенных режимов (таможенных процедур) и условий проведения операций по переработке товаров к компетенции Правительства Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации (статьи 24, 59 ТК РФ).
Поскольку хозяйственная практика требовала возможности замены товаров, Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями было издано Постановление от 8 августа 1999 г. N 908 "Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем при ремонте российской авиационной техники", согласно которому допускалась замена ввозимых для ремонта неисправных изделий на аналогичные (отличающиеся заводскими или порядковыми номерами) исправные российские изделия, а также вывоз с таможенной территории Российской Федерации в качестве продуктов переработки исправных российских изделий до ввоза предназначенных для ремонта аналогичных неисправных изделий <4>.
--------------------------------
<4> Собрание законодательства РФ. 23.08.1999. Ст. 4276.
Необходимо обратить внимание, что такая компенсация допускалась как при гарантийном ремонте, так и послегарантийном.
Статья 186 ТК РФ в редакции 2003 года содержала ряд положений, регулирующих применение эквивалентной компенсации, которая представляет собой равноценную замену.
Следует отметить, что с введением в действие ТК РФ в указанной редакции компенсация применялась почти в течение 5 лет и таможенные органы выдавали соответствующее разрешение на замену товаров, в том числе относящихся к машинотехнической продукции. Обоснование использования компенсации изложено в ряде учебных изданий, подготовленных сотрудниками таможенной службы <5>. Затем позиция таможенных органов изменилась до полного отрицания компенсации, причем внятного публичного объяснения не произошло.
--------------------------------
<5> Таможенное право России: Учебник / Под общ. ред. С.И. Истомина и В.А. Максимцева. М.: СофтИздат, 2005; Таможенное право Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. М.: СофтИздат, 2007.
Между тем действовавшая нормативная база не содержала каких-либо положений, исключающих замену товаров (Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" <6>, Приказ ФТС от 15 сентября 2005 г. N 867 "Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории" <7>).
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 19.09.2005. N 38. Ст. 3800.
<7> Таможенный вестник. 2005. Октябрь. N 20.
Положения, содержащиеся в приведенных нормативных актах, не содержали каких-либо исключений и для машинотехнической продукции.
Основной довод таможенных органов о том, что качество и техническая характеристика вывозимого товара не будут совпадать с качеством товара ввозимого, т.к. первый исправен, а второй неисправен, не может быть принят во внимание. Замена товаров происходит в процедуре переработки на таможенной территории, включающей в себя проведение ремонта ввозимого товара. Следовательно, главным вопросом, подлежащим выяснению, является возможность ремонта ввозимого товара и восстановления его технических свойств до уровня вывозимого.
В отличие от производственных процессов изготовления изделий машиностроительной промышленности в производственных процессах ремонта в подавляющем большинстве случаев участвуют не новые детали, агрегаты и узлы, а уже работавшие, имеющие износы, повреждения, дефекты и т.п. В то же время из ремонта авиатехника должна выходить с ресурсами, не только равными ресурсам до первого ремонта, установленным авиапромышленностью, но и превышающими их. При этом выпуск продукции из ремонта производится по техническим условиям на новую продукцию. Ни по летным характеристикам, ни по параметрам всех бортовых систем, ни по уровню комфорта для пассажиров и экипажа отремонтированный самолет (вертолет) совершенно не должен отличаться от нового <8>.
--------------------------------
<8> Орлов К.Я., Пархимович В.А. Ремонт самолетов и вертолетов: Учебник. М.: Транспорт, 1986. С. 10.
Таким образом, критерием для возможного проведения ремонта ввозимого товара (например, двигателя) является установление его технического состояния. Если оно не является предельным, характеризующим состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена, то ремонт является целесообразным.
Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект. Предельное состояние для самолетов и вертолетов определяется наступлением момента, когда дальнейшая эксплуатация невозможна или нецелесообразна <9>.
--------------------------------
<9> Там же. С. 5.
Можно сделать вывод, что замена товаров при эквивалентной компенсации предполагает возможность восстановления качественных и технических свойств ввезенного товара, которые будут соответствовать товару, предназначенному для замены. В противном случае оснований для эквивалентной компенсации не имеется.
Так, при замене вышедшего из строя двигателя, например РД-33, серии 2, на такой же двигатель не приходится говорить о том, что они не совпадают по описанию. Качество и техническая характеристика могут быть восстановлены в результате ремонта.
Ремонт товаров является операцией по переработке, эквивалентная замена предусматривает отдельный порядок и свои условия, поэтому она рассматривается как самостоятельная операция в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории.
Необходимо отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур <10> допускает возможность использования эквивалентной компенсации.
--------------------------------
<10> Собрание законодательства РФ. 08.08.2011. N 32. Ст. 4810.
Доводы таможенных органов, что неисправный товар, ввозимый на таможенную территорию, не отвечает качеству и техническим характеристикам вывозимого с таможенной территории товара с рабочими свойствами, приводят к выводу, что в рамках действующего таможенного законодательства возможна замена неисправного товара на неисправный. Это, по мнению таможенных органов, и будет эквивалентной компенсацией, что и прозвучало в судебном заседании в связи со спором таможенного органа с хозяйствующим субъектом, который был разрешен судом в пользу последнего, но такое мнение противоречит экономическому содержанию планируемой хозяйственной операции и здравому смыслу.
В 2010 году вступил в действие ТК Таможенного союза, статья 248 которого по существу не отличается от содержания статьи 186 ТК РФ в редакции 2003 года, которая вызывала разночтения, а поэтому не работала.
Для того чтобы снять такие разночтения, очевидно, появился абзац 2 пункта 2 статьи 248 ТК Таможенного союза, в соответствии с которым при ввозе товаров для гарантийного ремонта состояние их исправности не учитывается, но ведь ремонт может быть и послегарантийным, тогда состояние товара нужно учитывать? В таком случае мы вновь возвращаемся к той неопределенности, которая исключила из практики замену товаров.
При анализе указанного абзаца 2 возникают дополнительные вопросы в связи с неоднозначностью его толкования. В частности, в этом абзаце речь идет о ввозе частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Если, например, вывозился двигатель, то обратный ввоз относится только к составляющим такого двигателя, а можно ли ввезти двигатель? Другой вопрос относится к процедуре вывоза: если двигатель первоначально вывозился в процедуре экспорта, затем ввозился для ремонта, после чего вывезен в процедуре реэкспорта и вновь вышел из строя, возможно ли применение абзаца 2, т.к. вывоз был не в процедуре экспорта, а таможенная декларация, сопровождавшая данную процедуру в экспорте, отсутствует в связи с истечением срока хранения?
Приведенные положения существенно ограничивают использование эквивалентной компенсации, допуская ее только при гарантийном ремонте, исключая ее, таким образом, в послегарантийном ремонте. Можно ли рассматривать замену товаров при гарантийном ремонте как эквивалентную компенсацию? Как уже указывалось, эквивалентная компенсация представляет собой равноценную замену, которая при гарантийном ремонте может не соответствовать равноценности. Например, при эксплуатации какой-либо машинотехнической продукции может выявиться дефект, исключающий ее дальнейшее использование и требующий ее замены в связи с невозможностью восстановления первоначального качества. В этом случае происходит замена на новое изделие без ремонта ввезенного, в связи с чем не имеется оснований говорить о равноценности замены.
С другой стороны, продукция может быть изготовлена в таможенной процедуре переработки на таможенной территории и вывезена с таможенной территории Таможенного союза в процедуре реэкспорта. В таком случае эквивалентная компенсация не может быть использована.
Отдельно следует остановиться на экономической составляющей процедуры переработки и эквивалентной компенсации. Отрицание компенсации со стороны таможенных органов сопровождается доводом, что компенсация используется для уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов. При анализе такого довода можно прийти к выводу, что и при неиспользовании компенсации возможно осуществить ввоз и вывоз товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов, не нарушая таможенного законодательства.
Отрицая возможность эквивалентной компенсации, таможенные органы предлагают использовать таможенные процедуры реимпорта и экспорта в качестве альтернативы.
При использовании процедуры реимпорта участник внешнеэкономической деятельности может столкнуться с вопросами определения таможенной стоимости тех же двигателей, которые вывозились в экспорте в составе самолета, а затем ввозятся для ремонта. Тем более если при экспорте самолета при определении его стоимости применялись скидки.
Определенные сложности возникнут при реимпорте по поводу возмещения налогов, которые не уплачивались в связи с вывозом товаров с таможенной территории.
Необходимо принять во внимание, что при реимпорте требуется доказать, что вывозился именно тот товар, который ввозится в данной процедуре. Авиатехника состоит из множества комплектующих, не все из которых находят свое отражение в формуляре, являющемся сопроводительным документом при поставке авиатехники, поэтому возникнут вопросы, связанные с подтверждением вывоза.
При экспорте иностранный заказчик должен будет оплатить полную стоимость, например, двигателей, в то же время при ремонте он должен будет оплатить только стоимость услуг по ремонту, т.е. меньшую сумму, поэтому со стороны иностранного заказчика возникнет вопрос об экономической целесообразности такой сделки.
Пункт 5 статьи 248 ТК Таможенного союза устанавливает, что если замена иностранных товаров эквивалентными товарами разрешается, то вывоз продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, допускается до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза. При этом порядок такой замены определяется законодательством государств - членов Таможенного союза, который разработан спустя пять лет после введения в действие ТК Таможенного союза, что не добавляло ясности в применении эквивалентной компенсации.
Правила замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года, устанавливают порядок такой замены, вызывающий ряд вопросов, которые, несомненно, возникнут в правоприменительной практике.
Порядок замены зависит от вида операций, которые планируется выполнять в процессе переработки товаров. По общему правилу документом об условиях переработки является разрешение, выдаваемое таможенным органом. В соответствии с правилами замена товаров возможна с разрешения таможенного органа, которое может быть выдано одновременно с выдачей разрешения на переработку товаров. Правила допускают выдачу разрешения на замену после выдачи разрешения на переработку товаров.
Для получения разрешения на замену товаров заинтересованное лицо должно указать в заявлении на переработку товаров ряд сведений, перечисленных в пункте 3 Правил. При положительном рассмотрении заявления таможенный орган в разрешении на переработку указывает о разрешении замены товаров.
Пункт 6 статьи 249 Закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает возможность использования в качестве заявления на переработку товаров таможенной декларации на ввозимые иностранные товары, если выполняемой операцией будет выступать ремонт таких товаров. В таком случае разрешение на замену выдается в виде отдельного документа, форма которого определяется Федеральной таможенной службой.
Решение таможенного органа о выдаче разрешения на замену возможно при соблюдении определенных условий, в числе которых общим является совпадение описания, качества и технических характеристик иностранных товаров и эквивалентных товаров. При ремонте предусматриваются дополнительные условия: 1) иностранные товары заменяются эквивалентными товарами, являющимися продукцией лица, непосредственно совершающего операции по переработке; 2) возможность замены иностранных товаров эквивалентными предусматривается договором о продаже товаров союза (в случае операций по гарантийному ремонту) или договором об оказании услуг по ремонту товаров (в случае совершения операций по возмездному ремонту).
Такое условие, как замена иностранных товаров эквивалентными товарами, являющимися продукцией лица, непосредственно совершающего операции по переработке, на практике существенно затруднит возможность замены товаров, если не исключит ее. Иностранные заказчики выстраивают свои отношения в связи с эксплуатацией российской продукции с предприятием-интегратором, которое поставило такую продукцию.
Высокотехнологичная продукция, например летательный аппарат, состоит из многих тысяч составляющих, значительная часть которых в рамках производственной кооперации изготавливается рядом других предприятий, специализирующихся на выпуске определенной продукции. Соответственно, в отношении такой продукции предприятие-интегратор не может непосредственно совершать операции по переработке. При таком положении данное предприятие не может ставить вопрос о замене товаров.
Следует отметить, что вопрос о ремонте высокотехнологичной продукции решается в стране-заказчике после предварительного исследования, в процессе которого участвуют специалисты предприятия-изготовителя такой продукции, которые формулируют предложения об объеме ремонта или замене изделий. В конечном итоге предприятие-интегратор всегда согласовывает вопрос о замене товаров с предприятием-изготовителем.
Достаточно часто предприятие-интегратор имеет в резерве ряд изделий, входящих в конечную продукцию, например авиационные двигатели, стойки шасси, и целый ряд других, которые испытывают наибольшие нагрузки в процессе эксплуатации. Почему в таких случаях предприятие-интегратор не вправе ставить вопрос о замене товаров, тем более если ремонт ввозимых товаров согласован с предприятием-изготовителем, которое будет непосредственно выполнять ремонтные операции?
Чем вызвано такое ограничение (непосредственное совершение операций по переработке) - из текста правил не вытекает.
Важное значение имеют положения о начале течения срока переработки товаров. При вывозе с таможенной территории продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, до ввоза иностранных товаров срок переработки начинается при ремонте со дня вывоза продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, в других случаях - со дня (начала) использования в технологическом процессе совершения операций по переработке эквивалентных товаров.
Следует обратить внимание на такое обстоятельство, которое связывается при ремонте с началом срока переработки, как день вывоза продуктов переработки, а не день их выпуска. День вывоза может быть подтвержден авианакладной, товарно-транспортной накладной.
Более сложным представляется определение начала срока переработки при выполнении других операций, нежели ремонт. Использование в технологическом процессе эквивалентных товаров в соответствии с пунктом 12 Правил возможно после получения разрешения на переработку, о чем в течение трех рабочих дней лицо, получившее такое разрешение, должно уведомить таможенный орган. В то же время получение разрешения на переработку может не содержать разрешения на замену товаров, которое может быть получено позже. Использование в технологическом процессе эквивалентных товаров может не иметь смысла, если таможенный орган откажет в замене товаров. Представляется, что пункт 12 правил требует дополнительных разъяснений.
Таможенную процедуру переработки на таможенной территории по своему содержанию можно отнести к экономической процедуре. Появление в рамках переработки на таможенной территории эквивалентной компенсации объясняется ее использованием как элемента комплексного способа осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности, предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов).
Анализ положений, характеризующих переработку на таможенной территории, позволяет сделать вывод, что она включает в себя импорт (ввоз товаров) и экспорт (вывоз товаров). Экономические условия потребовали совершенствования традиционных таможенных процедур, а также расширения их перечня и применения в их рамках новых приемов, лучше приспособленных к некоторым специфическим потребностям экономики. Существующая правоприменительная практика вряд ли способствует использованию новых приемов.
Выше уже указывалось, что международная практика не исключает эквивалентной компенсации, в то же время практика применения ТК РФ и ТК Таможенного союза свидетельствует о непоследовательности в понимании содержания компенсации, несмотря на предпринимаемые попытки каким-то образом обозначить присутствие компенсации в таможенном законодательстве. Такое положение объясняется, в частности, тем, что отсутствует понимание об отдельном месте ремонтных операций в переработке, экономическом содержании переработки и эквивалентной компенсации, несмотря на достаточно длительное время, прошедшее после введения в действие ТК в редакции 1993 года, отразившего новые экономические реалии. Очевидно, что первоначально необходимо разобраться в экономике эквивалентной компенсации: происходит ли недопоступление в бюджет таможенных платежей при ее использовании. Для ответа на возникающие вопросы целесообразно обратиться к мировому опыту.
Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности <11>. В связи с этим современное состояние нормативной базы, регулирующей таможенные отношения в сфере ремонта российской авиатехники, поставленной иностранным заказчикам, должно способствовать повышению ее конкурентоспособности.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.
В настоящее время проводится работа по подготовке новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в котором существенно обновлена диспозиция статьи, регулирующей условия эквивалентной компенсации. Предлагаемая в проекте ТК формулировка близка к редакции ТК РФ 2003 г. Какая окончательная формулировка будет принята, пока неизвестно, так как в ходе работы над проектом возникали те же подходы, которые свели эквивалентную компенсацию на нет, т.е. непоследовательность проявляла себя и в этой работе.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 19.09.2005. N 38. Ст. 3800.
2. Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 N 872 "Правила замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории" // Собрание законодательства РФ. 31.08.2015. N 35. Ст. 4990.
3. Постановление Правительства РФ от 08.08.1999 N 908 "Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем при ремонте российской авиационной техники" // Собрание законодательства РФ. 23.08.1999. Ст. 4276.
4. Приказ ФТС от 15 сентября 2005 N 867 "Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории" // Таможенный вестник. 2005. Октябрь. N 20.
5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Собрание законодательства РФ. 08.08.2011. N 32. Ст. 4810.
6. Орлов К.Я., Пархимович В.А. Ремонт самолетов и вертолетов: Учебник. М.: Транспорт, 1986. С. 10.
7. Таможенное право России: Учебник / Под общ. ред. С.И. Истомина, В.А. Максимцева. М.: СофтИздат, 2005.
8. Таможенное право Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. М.: СофтИздат, 2007.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.