Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ДОСТУП И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
И.В. ДАРХАЕВА, Н.В. ИВАНОВА
Право граждан на получение информации и доступ к ней в целом изучается широко, и изучение сопровождается научными дебатами на протяжении последних десятилетий <1>.
--------------------------------
<1> См.: Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации // Научные и технические библиотеки. 2004. N 5. С. 5 - 14; Баранова Н.Б. Конституционное право граждан на информацию и его реализация в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2005. С. 15; Кабанов А.А., Смольяков А.А., Томин В.А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации. СПб., 2006; Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права гражданина на информацию в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
По нашему мнению, рассматриваемое право влияет на качество жизни и занимает первостепенную позицию в осуществлении иных гражданских прав.
В принятых за последние десятилетия правовых актах различных стран, в частности России, закреплено право граждан на доступ к информации и получение информации, в том числе информации о несовершеннолетних.
При этом остается вопрос, от чего хотел бы и должен быть защищен пользователь информации. Отвечая на него, согласимся со следующей позицией: "Во-первых, от информации, которая способна тем или иным образом травмировать его психику (особенно это относится к несовершеннолетним). Во-вторых, несовершеннолетние должны быть защищены от получения такой информации, а также пропаганды и агитации, которая наносит вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В-третьих, потребитель должен быть защищен от недостоверной информации, в том числе от недобросовестной и неэтичной рекламы, а также информации нерекламного характера, включая информацию, распространяемую в период избирательной кампании. В-четвертых, от агрессивной по направленности информации: от навязчивой рекламы, от скрытого информационного (в том числе рекламного) воздействия, от "языка вражды". С данным определением нельзя не согласиться" <2>.
--------------------------------
<2> Безугленко О.С. Правовая защита детей от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 5.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" раскрывает понятие информационной безопасности детей как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В феврале 2015 года прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка деятельности кафе, в ходе которой установлено, что в свободном доступе в заведении, в том числе для несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет, имеются комиксы, которые не предназначены для указанных лиц и по своему содержанию могут нанести вред здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию. В целях устранения нарушений внесено представление.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" регламентировано, что конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения РФ о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.
При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.
Указанная норма связана с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <3>.
--------------------------------
<3> В мае 2014 года Роскомнадзор провел систематический мониторинг российского сегмента сети Интернет, в результате которого было выявлено более 200 сайтов, распространяющих в открытом доступе персональные данные несовершеннолетних россиян и их родителей.
Развитие высоких технологий привело к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубило проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Одна из основных проблем в этой сфере - нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей и молодежи.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 - 3 ч. 4 ст. 41 этого Закона.
Часть 3 ст. 137 УК устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
На наш взгляд, введение указанной нормы стало одной из убедительных форм защиты прав несовершеннолетних на получение информации и доступ к ней, а также защиты от негативных последствий злоупотребления права иными лицами. Однако данных о возбуждении уголовных дел по указанной статье УК на сегодняшний день нет.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 14) установил правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Федеральным законодательством также установлен запрет на распространение информации о способах самоубийства, сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних и т.д.
Необходимо обеспечить фильтрацию информации, получаемой несовершеннолетними, как с помощью интернет-провайдеров, так и посредством надлежащего технического оснащения образовательных учреждений.
Так, еще с 1 апреля 2008 г. в рамках национального приоритетного проекта "Образование" российские школы обеспечены лицензионными компьютерными программами и системой фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от нежелательных сайтов.
Надлежащая работа фильтров позволяла бы полностью ограничить несовершеннолетних обучающихся от информации, оказывающей на них негативное влияние в сети Интернет.
Вместе с тем проводимые органами прокуратуры проверки показали, что зачастую закупаемые контент-фильтры работают не в полной мере.
Так, в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проверки в общеобразовательном учреждении установлено, что в школе возможен доступ к сайтам, содержащим пропаганду инцеста, в том числе между родителями и несовершеннолетними детьми, которые деструктивно, коммуникативно-агрессивно влияют на психику, культуру, языковое и правовое сознание детей в силу использования обсценной лексики, прямых и скрытых призывов к инцесту, а также приемов манипулирования сознанием получателя информации.
Система контентной фильтрации призвана блокировать доступ к материалам с призывами к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности РФ, подрыву безопасности, созданию незаконных вооруженных формирований, сайтам с порнорекламой. К информации, не совместимой с задачами школы, относятся сведения, содержащие публичные призывы к половому сношению между близкими родственниками, наносящие вред нравственному развитию несовершеннолетних, а равно подрывающие основы и ценности семьи.
Прокуратура района регулярно предъявляет иски об ограничении доступа к запрещенной законом информации путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адреса сайта.
Мы считаем, что на сегодняшний день законодатель предпринял адекватные меры по защите информационных прав несовершеннолетних. Вместе с тем механизм применения отдельных норм требует корректировки.
Так, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) любой гражданин может дополнить Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Такая возможность, несомненно, является прогрессом информационной защиты прав граждан в нашем государстве.
Вместе с тем Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр, в отношении: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет; информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, указанный перечень не содержит исчерпывающую информацию, которая может наносить вред несовершеннолетним, в том числе о способах самоубийств и др.
На наш взгляд, необходимо расширить перечень такой информации, что позволит более эффективно обеспечить право несовершеннолетних на доступ и получение информации.
Пристатейный библиографический список
1. Баранова Н.Б. Конституционное право граждан на информацию и его реализация в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2005.
2. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
3. Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права гражданина на информацию в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
4. Кабанов А.А., Смольяков А.А., Томин В.А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации. СПб., 2006.
5. Хургин В.М. О праве граждан на доступ к информации // Научные и технические библиотеки. 2004. N 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.