Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Ю.В. СЕРГЕЕВА
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране, угрожают национальной безопасности Российской Федерации.
В России одной из главных задач органов государственной власти, местного самоуправления, правозащитных и иных общественных организаций является поддержание межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие. В рамках решения этой задачи особый упор необходимо делать на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления, особенно в молодежной среде.
Правовые нормы, направленные на противодействие экстремизму, нацелены на регламентирование определенного участка общественных отношений, что позволяет утверждать о существовании правового института <1>. По мнению М.Н. Марченко, институт права может рассматриваться как относительно обособленная группа взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений <2>.
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119.
<2> Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, издательство "Проспект", 2004. С. 562.
На наш взгляд, в рамках административного права можно выделить институт противодействия экстремизму, составной частью которого является субинститут противодействия молодежному экстремизму. А.В. Малько отмечает: "Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права" <3>.
--------------------------------
<3> Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 169.
Учитывая, что согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной 14 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации <4>, одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности является противодействие экстремизму, представляется, что институт противодействия экстремизму можно отнести к более крупному подразделению системы права - к отраслевому институту общественной безопасности. Подобной позиции придерживается также Н.А. Босхамджиева <5>.
--------------------------------
<4> URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
<5> Босхамджиева Н.А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 29.
Содержание института противодействия экстремизму определяют прежде всего правовой режим и метод правового регулирования, которые применяются для выделения соответствующих отраслей и институтов права.
Правовой режим в научной литературе рассматривают как "систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов" <6>, "как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы "распорядок" действия права" <7>.
--------------------------------
<6> Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000. С. 410.
<7> Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1.
По определению Ю.А. Тихомирова, "административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Он устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строго целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния" <8>. Аналогичное определение дал С.М. Петров: "Под административно-правовыми режимами понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления" <9>.
--------------------------------
<8> Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001. С. 325.
<9> Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 468.
С.С. Маилян считает, что административно-правовые режимы могут быть ориентированы на решение проблем как позитивного, так и негативного характера. В первом случае они содействуют эффективности функционирования государственных структур в их влиянии на социальные процессы. Во втором случае режимы призваны предупредить развитие негативных тенденций в тех или иных областях государственного управления.
Как отмечает А.П. Шергин, "правовые режимы, регулируемые нормами административного права, несмотря на все их разнообразие, ориентированы преимущественно на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка" <10>. Эти правовые комплексы играют значительную роль в противодействии экстремизму как одной из угроз национальной безопасности.
--------------------------------
<10> Шергин А.П. Правовой режим контртеррористической операции и административно-правовые меры его обеспечения // Труды ВНИИ МВД России. М., 2007. С. 14.
Административно-правовой режим противодействия экстремизму можно определить как нормативно установленный особый порядок функционирования уполномоченных субъектов противодействия экстремизму. Указанному режиму присущи следующие признаки:
- правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах национальной безопасности Российской Федерации;
- используемые административно-правовые средства являются не только способом устранения экстремистской угрозы, но и обеспечивают функционирование уполномоченных государственных органов;
- субъектами, или участниками, правового режима являются уполномоченные государственные органы, а также негосударственные организации и объединения, граждане, оказывающие содействие в сфере противодействия экстремизму;
- в правовых актах закреплены определенные режимные правила, регламентирующие порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями;
- деятельность субъектов противодействия экстремизму основана на единых правовых принципах, формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.
Выделение самостоятельного административно-правового института противодействия экстремизму обусловлено особенностью метода правового регулирования, который используют органы власти и управления в целях реализации режимных требований.
Административно-правовой метод - это способ, прием, осуществление функций исполнительной власти в процессе государственного управления <11>.
--------------------------------
<11> Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право: учебник. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2013. С. 162.
Базовыми методами управления являются убеждение и принуждение. Под убеждением понимается совокупность средств воспитательного, разъяснительного, а также поощрительного характера. Принуждение, напротив, представляет собой совокупность мер негативного воздействия, которые вынуждают субъект соответствующих правоотношений изменить свое поведение и подчиниться законным требованиям представителя власти <12>.
--------------------------------
<12> Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
Методы убеждения в системе мер противодействия экстремизму занимают особое место. Логическое осмысление содержания основополагающего нормативного правового акта в сфере противодействия экстремизму - Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" - показывает его приоритетную направленность на принятие превентивных мер.
Согласно ст. 2 указанного Закона одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Статьей 5 предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в т.ч. воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, только когда убеждение и общественное воздействие (в т.ч. от имени саморегулируемых организаций) не приводят к положительным результатам и происходит отклонение поведения от установленного правопорядка, возникает необходимость применения метода принуждения, в т.ч. административного принуждения <13>.
--------------------------------
<13> Дугенец А.С. Некоторые концептуальные вопросы административной ответственности в российском праве // Административное и административно-процессуальное право. Ч. 2. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. С. 267.
Д.Н. Бахрах указывает, что административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения, их использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий <14>.
--------------------------------
<14> Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан СССР. М., 1989. С. 18.
Административное принуждение реализуется в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти в отношении лиц, не связанных служебными отношениями с органом, осуществляющим принуждение. Оно является проявлением государственно-властного характера полномочий этих органов. От иных видов государственного принуждения его отличает ряд специфических признаков. В частности, административное принуждение осуществляется во внесудебном порядке полномочными государственными органами. Меры его чрезвычайно разнообразны и применяются не только с целью наказания правонарушителей <15>.
--------------------------------
<15> Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры. Теоретические вопросы. Пермь: Пермское книжное издательство, 1974. С. 9.
Для поддержания режима противодействия экстремизму могут применяться все виды административного принуждения: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административного наказания, административно-восстановительные меры <16>.
--------------------------------
<16> Попов Л.Л., Шергин А.П. Классификация мер административного принуждения // Избранные труды юбиляра. М.: Акад. экон. безопасности МВД России, 2005. С. 76 - 90.
Таким образом, административное право занимает ведущее место в регулировании общественных отношений, возникающих в процессе противодействия экстремизму. Существование самостоятельного административно-правового института противодействия экстремизму достигается установлением соответствующих административно-правовых режимов, которые формируются разнообразными нормативными правовыми актами, а также применением административно-правовых методов убеждения и принуждения, организацией деятельности государственных органов по противодействию экстремизму. Дальнейшее совершенствование этого административно-правового института призвано способствовать повышению эффективности противодействия экстремизму.
Литература
1. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 468.
2. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119.
3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан СССР. М., 1989. С. 18.
4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000. С. 410.
5. Босхамджиева Н.А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 29.
6. Волков А.М, Дугенец А.С. Административное право: учебник. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2013. С. 162.
7. Дугенец А.С. Некоторые концептуальные вопросы административной ответственности в российском праве // Административное и административно-процессуальное право. Ч. 2. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. С. 267.
8. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
9. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 169.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби: издательство "Проспект", 2004. С. 562.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1.
12. Попов Л.Л., Шергин А.П. Классификация мер административного принуждения // Избранные труды юбиляра. М.: Акад. экон. безопасности МВД России, 2005. С. 76 - 90.
13. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры. Теоретические вопросы. Пермь: Пермское книжное издательство, 1974. С. 9.
14. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001. С. 325.
15. Шергин А.П. Правовой режим контртеррористической операции и административно-правовые меры его обеспечения // Труды ВНИИ МВД России. М., 2007. С. 14.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.