Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ ИЛИ ЛИЦОМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. РЫЖКОВА
Одним из важных институтов административного права является институт административной ответственности. Административная ответственность охватывает почти все сферы общественной жизни: она применяется за правонарушения, посягающие на здоровье населения; в области охраны окружающей среды; в сельском хозяйстве; на транспорте; в области связи и информации и др. Административная ответственность, наступающая за совершение правонарушений, указанных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - "КоАП РФ", "Кодекс"), безусловно, является предметом глубокого анализа ученых разных поколений.
Традиционно административная ответственность определяется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами <1>.
--------------------------------
<1> Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999.
Представители науки также полагают, что административная ответственность используется как важное средство правовой охраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, опасность которых заключается в их значительной распространенности <2>.
--------------------------------
<2> Хаматова С.Х.: к.ю.н., автореферат "Административно-правовое регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", 2003.
Административную ответственность рассматривают как реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных санкций к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение <3>.
--------------------------------
<3> Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М.: Юристъ, 2000.
Под административной ответственностью понимают вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение <4>.
--------------------------------
<4> Россинский Б.В. Административная ответственность. М. Норма, 2009.
А.Б. Агапов отмечает, что административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности <5>.
--------------------------------
<5> Агапов А.Б. Административная ответственность. М.: Юрайт, 2011.
А.В. Мурашев определяет административную ответственность как отрицательную государственно-правовую оценку административного правонарушения и лица, его совершившего, путем наложения на виновного административного взыскания, повлекшего для него обязанность претерпевать лишения, определенные административно-юрисдикционным органом в пределах санкции нарушенной нормы, а также исполнение этой обязанности под воздействием государственного принуждения в целях воспитания граждан и предупреждения новых правонарушений <6>.
--------------------------------
<6> Мурашев А.В. Освобождение правонарушителей от административной ответственности органами внутренних дел. М., 1985.
И.А. Галаган, исследовав институт административной ответственности, писал о том, что под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к виновным в совершении административно-правовых норм, содержащих государственное и общественное осуждение, порицание их личности и противоправного деяния, выражающихся в отрицательных для них последствиях, которые они обязаны исполнить, и преследующих цели их наказания, исправления и перевоспитания, а также охраны общественных отношений в сфере государственного управления <7>.
--------------------------------
<7> Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (Государственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970.
Рассматривают административную ответственность и как вид юридической ответственности, представляющий собой сумму юридических характеристик, направленных на обеспечение охранительной функции государства. Такими характеристиками административной ответственности выступают: закрепление административной ответственности как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации; неразрывная связь административной ответственности и административного правонарушения; субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; мерой административной ответственности является неблагоприятное последствие личного или имущественного характера, выраженное в виде административного наказания; сравнительно простой, оперативный порядок назначения административного наказания, которое назначается как в судебном, так и во внесудебном порядке <8>.
--------------------------------
<8> Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Норма, 2009. С. 46 - 47.
Основанием административной ответственности за нарушение законодательства о трудовой миграции является административное правонарушение.
В условиях увеличения числа мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию, особо актуальным становится исследование проблем в сфере административной ответственности, предусмотренной за совершение административных правонарушений в области законодательства о трудовой миграции, а именно - с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее по тексту "КоАП РФ" <9>).
--------------------------------
<9> "Российская газета". N 256. 31.12.2001.
По статистике управлений Федеральных миграционных служб ряда субъектов Российской Федерации, был отмечен рост показателей по пресечению незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и привлечению их к административной ответственности. За 2013 год в Хабаровском крае к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ привлечен 1061 иностранный гражданин, что на 33% выше показателей 2012 года <10>. Органы исполнительной власти Новосибирской области в результате контрольной и надзорной деятельности за 2013 год выявили 1523 административных правонарушений по ст. 18.10 КоАП РФ <11>. Управление Федеральной миграционной службы по Брянской области сообщает, что за работу без разрешения к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ привлечено 490 иностранных граждан, что больше аналогичных показателей предыдущего года на 40% <12>. Департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей по Приморскому краю опубликовал статистику по 3235 административным правонарушениям по вышеуказанной статье <13>. В результате проверочных мероприятий Управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области за различные нарушения миграционного законодательства составлено 9842 протокола, из них по ст. 18.10 КоАП РФ - 801 протокол <14>.
--------------------------------
<10> Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://ufms-khb.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).
<11> Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms-nso.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).
<12> Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы по Брянской области [Электронный ресурс]. URL: http://ufms-bryansk.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).
<13> Официальный сайт Администрации Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://primorsky.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).
<14> Официальный сайт Управления Федеральной службы по Сахалинской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakhfms.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).
Рост правонарушений по статье 18.10 КоАП РФ обусловил необходимость изменения структуры и содержания самой статьи. В первой редакции КоАП РФ от 30.12.2001 статья 18.10 Кодекса имела название "Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы". В настоящее время статья называется "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации", т.е. конкретизирован субъект, совершающий административное правонарушение. Данное изменение, на наш взгляд, является оправданным, так как на федеральном уровне понятие "иностранная рабочая сила" не отражено, а термины "иностранный гражданин" <15> и "лицо без гражданства" <16> определены в законодательстве.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О гражданстве Российской Федерации". СЗ РФ. 03.06.2002. N 22. Ст. 2031.
<16> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3032.
Что касается структуры статьи 18.10 КоАП РФ, то последние изменения вступили в законную силу 9 августа 2013 года. Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ <17> дополнил статью 18.10 КоАП РФ частью 3: "Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации". Этим же законом статья была дополнена примечанием, которое будет проанализировано далее.
--------------------------------
<17> Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение" // "Российская газета". Федеральный выпуск N 6137. 25.06.2013.
Часть 1 анализируемой статьи устанавливает ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешения либо патент требуются в соответствии с Федеральным законом <18>. Данное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.
--------------------------------
<18> Нарушение данной части статьи влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Общий порядок получения иностранным гражданином разрешения на работу разграничивает понятия "работодатель" (при заключении трудового договора с иностранным работником) и "заказчик" (при заключении гражданско-правового договора). При этом в обоих случаях заключающая договор сторона может быть как физическим, так и юридическим лицом, получившим в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключившим определенный тип договора с иностранным гражданином. К иностранному гражданину применяются требования о возрастном цензе - не младше 18 лет и наличие разрешения на работу. Даже при наличии разрешения на работу иностранному гражданину следует учитывать тот факт, что осуществлять трудовую деятельность он может только в том субъекте Российской Федерации, который указан в разрешении на работу.
Отсутствие у иностранного гражданина патента также является основанием привлечения к административной ответственности по части 1 ст. 18.10 КоАП РФ. Патент - это документ, дающий право иностранному гражданину, не входящему в официальную квоту, легально заниматься трудовой деятельностью на территории Российской Федерации у физических лиц, предоставляющих работу, не связанную с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании договора. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента <19>.
--------------------------------
<19> Ст. 13 прим. 3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014). Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц на основании патента регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Особенностью наличия патента у иностранного гражданина является обязанность уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа <20>. На сегодняшний день уплата налога осуществляется в размере 1000 рублей в месяц. Срок действия патента - 1 год.
--------------------------------
<20> Статья 227.1 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014). Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Правительство РФ ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию <21>, обусловленную предложениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом их демографической ситуации и возможностей конкретного субъекта РФ по обустройству иностранных граждан и ситуацией на рынке труда.
--------------------------------
<21> Постановление Правительства РФ от 12.09.2013 N 800 (ред. от 28.03.2014) "Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу".
Потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников на 2014 год установлена в количестве 1631586 человек <22>, что составляет 93,5% от потребности 2013 года <23>. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности составляет 357894 приглашений <24>.
--------------------------------
<22> П. 2 Постановления Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 977 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год".
<23> ИА "ГАРАНТ": [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/503693/#ixzz2yy42fuEK. (дата обращения: 02.09.2014).
<24> Постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 977 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год".
Таким образом, порядок осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации детально урегулирован как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения заключается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключении им договора на выполнение работ (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения на работу или патента. При этом важно отметить следующее: статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации <25> устанавливает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании непосредственного заключения трудового договора между работником и работодателем, но также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Таким образом, работодатель должен проявлять должную осмотрительность и на этапе фактического допуска работника к выполнению своих трудовых обязанностей обязан проверить наличие соответствующего разрешения на работу.
--------------------------------
<25> "СЗ РФ". 07.01.2002. N 1 (ч. 1), ст. 3.
Субъектом анализируемого правонарушения является иностранный гражданин или лицо без гражданства. В ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено, что иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях <26>. Исключения составляют случаи, когда нормы прямо предусматривают, что в качестве субъектов правоотношений иностранные граждане и лица без гражданства выступать не могут.
--------------------------------
<26> Ч. 1 ст. 2.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // "СЗ РФ". 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Что касается возрастного ценза субъекта настоящего административного правонарушения, то по общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако в ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплено, что иностранный работник имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет. Таким образом, законодатель исходит из того, что субъект правонарушения должен достигнуть 18 лет, чтобы получить соответствующее разрешение и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Необходимо учитывать, что при недостижении возраста 18 лет согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Субъективная сторона административного правонарушения по статье 18.10 КоАП РФ заключается в вине в форме умысла и неосторожности. Безусловно, пересекая границу чужого государства, иностранный гражданин должен понимать, что на территории другой страны существуют определенные правила приема на работу иностранцев. Поэтому следует ожидать, что в большинстве случаев иностранные работники и лица без гражданства умышленно не получают разрешение на работу/патент, не изучив порядок его получения или посчитав, что смогут избежать административного наказания, либо нуждаются в срочном трудоустройстве. Так как с каждым годом процедура получения разрешения на работу усложняется, да и количество трудовых мигрантов не сокращается, получение такого рода разрешения занимает много времени, а услуги по получению разрешений на работу и патентов не являются дешевыми. Таким образом, иностранная рабочая сила нелегально устраивается на работу на свой страх и риск. Например, из Постановления по делу об административном правонарушении N 5-533/2014 от 16 апреля 2014 года Серпуховского городского суда следует, что Шералиев Б.Р. (осуществляющий трудовую деятельность на территории Московской области в качестве подсобного рабочего на территории цеха по обработке древесины) свою вину в совершении административного правонарушения признал и обстоятельства совершения правонарушения не оспаривал, в том числе и то, что он не имеет разрешения на работу <27>. В решении Октябрьского районного суда города Кирова по делу N 12-188/2014 отмечается, что иностранный работник Абдуллаев А.Э. в своих объяснениях от 11.02.2014 полностью признал свою вину <28>.
--------------------------------
<27> [Электронный ресурс]. URL: www.rospravosudie.com. (дата обращения: 02.09.2014).
<28> См. аналогичные дела с признанием полностью своей вины иностранным гражданином - Постановление Московского городского суда от 18 марта 2014 г. N 4а-79/14, решение Ленинградского областного суда от 12 февраля 2014 г. N 7-117/2014, решение Московского городского суда от 24 октября 2013 г. по делу 7-3132. [Электронный ресурс]. URL: www.rospravosudie.com. (дата обращения: 02.09.2014).
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 и ст. 23.67 КоАП РФ дела о правонарушениях по указанной статье рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или судьями, в случае представления им таких дел должностными лицами уполномоченных органов. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами уполномоченных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
За нарушение части 1 ст. 18.10 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В судебной практике бывают случаи, когда компетентными органами применялось наказание по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения. Интересным является судебное дело в отношении иностранного гражданина, который прибыл в Российскую Федерацию по деловой визе в российский офис, чтобы провести некую консультацию сотрудников и переговоры между российскими и иностранными партнерами. Необходимо ли ему получать в данном случае разрешение на работу? Ведь он фактически приступает к выполнению своих обязанностей, тем самым по ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации появляется основание для заключения трудового договора. В ходе проверки соблюдения миграционного законодательства органами миграционный службы в отношении этого гражданина было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере 5000 рублей. По данному делу иностранным гражданином была подана жалоба в суд с просьбой отменить постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ. Суд, рассматривая дело, учел следующие факты: иностранный гражданин пребывал в России по приглашению российского юридического лица с оформлением однократной деловой визы, трудовой договор не заключал, заработной платы от российской компании не получал. В административном деле отсутствовали доказательства фактического приступления к работе со стороны иностранного гражданина. Суд отметил, что федеральным законодательством не предусмотрено оформление разрешения на работу для осуществления деловых поездок для иностранных граждан и признал постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным, удовлетворив полностью жалобу иностранного гражданина <29>.
--------------------------------
<29> Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 18.03.2013 по делу ГО Чжигана, гражданина КНР.
Что касается административного выдворения как меры административного наказания, то оно предусмотрено в ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ и может быть применено дополнительно к наложению штрафа, а также как обязательное к штрафу за повторное в течение одного года незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности (ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ).
Кодекс закрепляет, что состояние административной наказуемости продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически <30>. Данная мера наказания согласно ст. 3.10 КоАП РФ заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Данная мера применяется только судьями.
--------------------------------
<30> Ст. 4.6 КоАП РФ.
Примечание к ст. 18.10 КоАП РФ гласит, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи, то есть за повторное в течение одного года совершение такого административного правонарушения. Данное примечание дополнило статью относительно недавно и обусловлено большим количеством нарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства данной статьи, а также неисполнением ими требований самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Частью второй статьи 18.10 КоАП РФ установлено что нарушение, предусмотренное данной статьей, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В последние годы складывается тенденция к увеличению штрафов в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях. Такие положения Кодекса нарушают принцип юридического равенства, закрепленный в статьях 6 (часть 2), 19 (часть 2), 55 и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку вводят на территории этих субъектов Российской Федерации административные штрафы в размере, повышенном по сравнению со штрафами за те же административные правонарушения, совершенные в других субъектах Российской Федерации.
При установлении мер административной ответственности за административные правонарушения законодатель связан принципами юридического равенства и справедливости, равно как и вытекающими из статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями возможных ограничений прав и свобод, соблюдение которых допускает дифференциацию, приводящую к различиям в правах и обязанностях субъектов права, только в том случае, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им <31>.
--------------------------------
<31> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П.
Закрепляя административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации), законодатель в силу имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы <32>. Из этого следует, что с изменением социальных и экономических обстоятельств, в частности свидетельствующих о возрастании негативных последствий при совершении административных правонарушений в сфере незаконного осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, законодатель также вправе вводить более строгие санкции за их совершение, но с обязательным учетом того, что дифференциация составов административных правонарушений, а также определение меры административной ответственности не могут быть произвольными и должны основываться на объективных характеристиках административных правонарушений и соответствовать принципам и нормам Конституции РФ.
--------------------------------
<32> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П <33> сказано, что в порядке конкретизации статей 72 (пункт "к" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1), и относит к компетенции Российской Федерации в этой области, в частности, установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 1.3), а к компетенции субъектов Российской Федерации - установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также - в установленных данным Кодексом пределах и формах - организацию производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1.3.1). Тем самым, по существу, в системе действующего правового регулирования административной ответственности не исключается - как следствие соответствующих законодательных решений субъектов Российской Федерации - дифференцированное закрепление как оснований административной ответственности, так и размеров административных санкций применительно к одним и тем же составам административных правонарушений в различных субъектах Российской Федерации.
--------------------------------
<33> Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П "По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Безусловно, такого рода увеличение размеров штрафов в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской областях стало тенденцией для законодателя (например, ст. 19.27 КоАП РФ - Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета). Подобные изменения связаны, прежде всего, с огромным притоком иностранных граждан в города федерального значения, с повышенным уровнем заработной платы, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, с другой стороны - со спросом на дешевую рабочую силу у работодателей, заказчиков работ или услуг (зачастую граждане РФ не хотят устраиваться на работу, которая связана с услугами жилищно-коммунального обслуживания, строительством и т.п.). При этом другие субъекты Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы, предоставленного им статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации, по мнению Конституционного Суда РФ, не лишены возможности обратиться к Федеральному Собранию с предложением рассмотреть вопрос об установлении повышенной административной ответственности в области нарушения законодательства о трудовой миграции со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, если этого требует специфика миграционной обстановки в данном субъекте.
Однако, учитывая, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пп. 1 части 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ), ситуация об установлении на федеральном уровне штрафов для отдельных субъектов становится спорной по отношению к позиции Конституционного Суда РФ.
Нам представляется правильной точка зрения об установлении административной ответственности по вопросам, не отнесенным КоАП к ведению РФ, в законах субъектов РФ. Так, ряд субъектов РФ принял свои законы в отношении административных правонарушений - Кодекс города Москвы об административных правонарушениях <34>, Закон Республики Бурятия "Об административных правонарушениях" <35>, Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" <36> и др.
--------------------------------
<34> "Вестник мэра и Правительства Москвы". 12.12.2007. N 69.
<35> "СЗ Республики Бурятия". N 4 - 5 (145 - 146). 2011 г.
<36> "Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края". 10.11.2003. N 11.
Установление повышенных штрафов за административные правонарушения на определенной территории субъекта РФ в федеральном законе нарушает принцип юридического равенства (ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ст. 55, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ), поскольку вводит на территории этих субъектов РФ административные штрафы в повышенном размере по сравнению со штрафами за те же административные правонарушения, совершенные в других субъектах.
Таким образом, проведенный анализ положений статьи 18.10 КоАП РФ дает основания полагать, что внесенные в нее изменения в сторону увеличения штрафных санкций для иностранных лиц и лиц без гражданства за незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации соответствует целям повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также поддержанию стабильности миграционной политики государства, но при этом не соответствует установленным правилам разграничения компетенции между РФ и субъектами РФ. Данные штрафы должны быть установлены законами субъектов РФ и исключены из федерального законодательства.
Ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о трудовой миграции соответствует Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 13 июня 2012 года <37>, где намечен ряд мероприятий, способствующих разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком трудовых мигрантов.
--------------------------------
<37> Официальный сайт Президента России. (Последнее посещение - 09.05.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15635 (дата обращения: 02.09.2014).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.