Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К "ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВОСУДИЮ"
М.Д. ОМАРОВ
В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" в Российской Федерации с 2002 года осуществляется построение системы электронного государства. Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими <1>.
--------------------------------
<1> Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.
Вместе с тем Концепция электронного государства предусматривает переход не только к электронному правительству, но также становление электронного правосудия. В России уже имеется опыт перехода к электронным сервисам в данной сфере.
Так в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Российской Федерации, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию <2>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002 - 2010 годы)" // СПС "КонсультантПлюс".
В рамках выполнения указанной ФЦП создана и функционирует Государственная автоматизированная система "Правосудие", предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
В последующем Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 N 75 утверждена Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, которая определяет цели, задачи, принципы и основные подходы к реализации построения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".
Среди целей создания данной системы, обозначенных в Концепции, указаны, в частности, такие как: поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений; сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи; повышение эффективности процессов судебного делопроизводства, оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел и информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.
Реализация обозначенных целей предполагает переход системы судов общей юрисдикции посредством внедрения ГАС "Правосудие" к конечной цели информатизации судов общей юрисдикции - "электронному правосудию", которое предполагает внесение изменений в процессуальное законодательство, что, в свою очередь, позволит гражданам и юридическим лицам совершать процессуальные действия в цифровой форме.
На сегодняшний день имеется значительное число нормативно-правовых и ведомственных актов, регламентирующих техническое обеспечение функционирования комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие". К их числу относятся: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О техническом регулировании", ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и другие. В общей сложности около 40 нормативных актов (законов, указов Президента, постановлений Правительства, ведомственных актов Судебного департамента).
Однако для реализации вышеуказанной конечной цели необходимо надлежащее правовое регулирование процесса внедрения информационных подсистем ГАС "Правосудие" непосредственно в осуществление правосудия или судопроизводство.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 ГПК РФ и ст. 30 УПК РФ". Так, ст. 14 ГПК РФ дополнена третьим пунктом, в котором прописано, что состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Аналогичные нормы предусмотрены в ст. 30 УПК РФ. Возникает вполне уместный вопрос, почему в статьях не указано наименование автоматизированной информационной системы ГАС "Правосудие". Ответ очевиден - нет достаточного правового регулирования.
Считаем, что решить данную проблему можно только принятием Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Правосудие". Необходимость принятия настоящего Федерального закона можно обосновать:
- отсутствием четкого законодательного закрепления правовых, организационных, программно-технических мер, обеспечивающих достоверность обработки данных средствами ГАС "Правосудие" и невозможность их фальсификации;
- недостаточной урегулированностью общественных отношений, возникающих при использовании и развитии ГАС "Правосудие" (статус ГАС "Правосудие"; правовой режим - комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов; безопасность информации системы; юридическая сила документов, получаемых с использованием ГАС "Правосудие"; доступ к информационным ресурсам; финансирование использования и развития системы и т.п.);
- наличием в ГАС "Правосудие" информационных ресурсов, содержащих данные персонального характера о гражданах и юридических лицах, участвующих в рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и дел об административных правонарушениях судами, сбор и обработка которых должны регулироваться исключительно федеральным законом.
Хотелось бы еще раз отметить, что одной из ключевых норм данного Закона могла бы стать норма о юридической силе документов, получаемых с использованием ГАС "Правосудие", потому что в перспективе при полном переходе судов общей юрисдикции к системе электронного документооборота неизбежно возникнут вопросы придания юридической силы документам, получаемым с использованием ГАС "Правосудие".
Кстати, по вопросу придания юридической силы электронным документам по поручению Правительства Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект федерального закона для установления правового режима электронного документа и обеспечения его юридической значимости в органах судебной власти и прокуратуры, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде, затрагивающий вопросы, связанные с деятельностью судов при осуществлении правосудия.
Законопроектом предусматривается возможность использования в ходе судопроизводства в качестве письменных доказательств электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, а также установление порядка оформления в электронном виде процессуальных документов, удостоверенных аналогичным образом.
Более того, 1 февраля 2012 г. Совет Судей Российской Федерации принял Постановление N 290 "Об использовании юридически значимых электронных документов в деятельности органов судебной власти", в котором рекомендовал Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с главным конструктором ГАС "Правосудие" обеспечить разработку опытного образца комплекса программ ГАС "Правосудие" для использования электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, в деятельности органов судебной власти.
Также наряду с принятием Закона "О ГАС "Правосудие" в ближайшей перспективе необходимо внести изменения в процессуальное законодательство в части регламентации использования информационных систем в судопроизводстве (электронное правосудие).
В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как регистрация заявлений, подача исков, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронной форме, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет и прочее. В ближайшей перспективе также возникнут вопросы создания электронных архивов и хранилищ.
Необходимо отметить, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее - АПК РФ), в отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ, некоторые из указанных примеров уже реализованы и успешно работают.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ в АПК РФ внесены изменения, предусматривающие электронное судопроизводство. К примеру, ч. 1 ст. 41 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Или положения ч. 1 ст. 125 АПК РФ, предусматривающей, что исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях обеспечения единых стандартов доступа к правосудию граждан и организаций представляется целесообразным, в перспективе, внесение аналогичных поправок в ГПК РФ и УПК РФ.
Таким образом, при постоянно возрастающих темпах информатизации судов общей юрисдикции необходимость совершенствования правового регулирования процессов создания и согласованного использования информационных технологий и информационных ресурсов в судопроизводстве приобретает сегодня особое значение и является, по сути, важным шагом или необходимым условием для перехода Российской Федерации к "электронному правосудию".
Список использованной литературы
1. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.
2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002 - 2010 годы)" // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.