Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
И.А. ЮРЧЕНКО
В общей системе мер борьбы с преступностью, предпринимаемых обществом, главенствующие позиции - явно в лице его государственных структур (правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел). Однако следует отметить, что постоянно звучащие на разных уровнях декларации о необходимости использования новейших технических разработок в борьбе с преступностью редко содержат конкретные рекомендации, скорее отмечают необходимость заняться данным вопросом более предметно.
В последние годы внедрение в повседневную практику правоохранительных органов значительного количества технических средств самого разного назначения ускорилось настолько, что действующее законодательство не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, за счет чего затрудняется использование инновационных разработок в борьбе с правонарушителями. Между тем эффективная работа по раскрытию и расследованию дел административного производства без законодательной поддержки применения новых технических средств практически невозможна. Недостаточность, противоречивость, а иногда и отсутствие правовой базы использования технических средств в сфере административного судопроизводства приводит к возникновению правовых и процессуальных проблем, существенно влияющих на качество производства административного расследования, рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде, приводящих к нарушению прав и свобод граждан.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости формирования в КоАП РФ раздела, регламентирующего общие положения применения технико-криминалистических средств. Полагаем, что в его структуру следовало бы включить:
- цели и субъекты использования достижений науки и техники в административном судопроизводстве;
- пределы допустимости такого использования;
- общие правила применения технико-криминалистических средств и иных технических новинок, а также процессуального оформления получаемых результатов.
Здесь на первый план выступают проблемы так называемой текущей организации этой деятельности, включающие вопросы взаимодействия указанных сотрудников и соответствующих подразделений, планирования мероприятий с применением технико-криминалистических средств, а также последующей оценки их результативности. При указанном подходе технико-криминалистическое обеспечение выступает как самостоятельный вид административной деятельности, со всеми присущими ей элементами: анализ, планирование, принятие решений, обеспечение их выполнения, взаимодействие и т.п.
Так, Н.А. Селиванов полагает, что общая допустимость определяется требованиями быстроты, полноты, правильности расследования, оканчивающегося вынесением правосудного приговора, и строгого соблюдения прав и интересов граждан, гарантированных законом. Она должна иметь своими предпосылками, во-первых, научную состоятельность метода или средства и, во-вторых, его соответствие принципам гуманизма и демократии ... что ... применимы лишь научно обоснованные технические средства и методы, обеспечивающие достоверные результаты, что новая техника должна внедряться в следственную и судебную практику только на основании рекомендаций соответствующих компетентных органов <1>. Он также считает, что уместны только такие технические приемы и средства, которые не противоречат действующему законодательству, а к лицам применимы лишь те методы, которые не связаны с унижением человеческого достоинства, не причиняют физических страданий и не наносят ущерба здоровью <2>.
--------------------------------
<1> Селиванов Н.А. Научно-технические средства расследования преступлений: дис. ... д.ю.н. М., 1965. С. 35.
<2> Селиванов Н.А. Советская криминалистика. Теоретические проблемы. М., 1978. С. 125.
На способ достижения этой цели обращает внимание А.А. Леви, который считает, что применяемые в судопроизводстве средства и методы должны быть основаны на хорошо изученных наукой физических, химических, биологических и иных явлениях, причем недопустимы неполнота получаемой с их помощью информации или ее искажение в процессе фиксации, хранения, передачи, исследования и воспроизведения <3>.
--------------------------------
<3> Леви А.А. Вопросы правовой регламентации применения научно-технических средств в уголовном судопроизводстве // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. Киев, 1980. С. 16 - 17.
Е.В. Уткин разделяет рассматриваемый принцип допустимости на основные (законность, научность, этичность (нравственность), гуманизм) и факультативные (безопасность способов применения научно-технических средств, достоверность полученных результатов, целесообразность, экономичность, эффективность) <4>.
--------------------------------
<4> Уткин Е.А. Уголовно-процессуальные проблемы использования научно-технических средств в стадии судебного разбирательства. Одесса, 1987. С. 37.
Нельзя не согласиться с И.П. Пампушко, который указывает на то, что подобное деление является искусственным и что оно противоречит самому понятию принципа как основополагающего требования <5>. Все принципы в этом смысле "основные", и только их система обеспечивает правомерность, а значит, и законность применения средств и методов криминалистической техники. Однако, как мы видим, ряд авторов в качестве самостоятельного принципа допустимости обозначают именно законность, что также вряд ли оправдано, так как: во-первых, законность - это общий принцип законодательства об административных правонарушениях и очевидно, что он распространяется на всю сферу действий, определяющих его содержание; во-вторых, законность правомерно рассматривать как одну из важнейших целей административного судопроизводства, а технико-криминалистическое обеспечение выступает как одно из средств достижения данной цели; в-третьих, несоблюдение данного принципа допустимости сопряжено с угрозой нарушения законности.
--------------------------------
<5> Пампушко И.П. Совершенствование правовых и организационных основ применения криминалистической техники в раскрытии преступлений: дис. ... к.ю.н. М., 1996. С. 73.
Из сказанного следует, что согласно ст. 1.1 КоАП РФ применяемые технико-криминалистические средства и методы по характеру и функциональному назначению должны соответствовать нормам законодательства России, международного права и международных договоров Российской Федерации, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Опираясь на вышесказанное, систему рассматриваемых принципов следует сгруппировать следующим образом:
Принцип научной обоснованности. Технико-криминалистическое обеспечение должно применяться только при наличии научно обоснованных методик, а результаты должны быть устойчивыми, проверяемыми, объективными и достоверными.
Принцип безопасности технико-криминалистических средств для окружающей среды, жизни и здоровья людей, которые их применяют и в отношении которых они применяются. Согласно п. 2 ст. 2.10 КоАП РФ... в равной мере... в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данной нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Принцип этичности применения технических средств, т.е. создание условий, исключающих оскорбление лица, унижение его чести и человеческого достоинства <6>.
--------------------------------
<6> Корухов Ю.Г. Организация и нормативное регулирование криминалистических исследований в деятельности правоохранительных и правоприменительных органов: дис. ... д.ю.н. М., 1977. С. 195.
Принцип эффективности. Данный принцип должен обеспечивать высокую результативность по защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, защите общественной нравственности, охране окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защите законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ) при минимальных затратах (не усложнять процессуальный порядок, быть не дорогим в производстве и эксплуатации и т.п.). Эффективность использования технических средств находится в прямой зависимости не только от своевременного назначения экспертизы на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, полноты и конкретности сформулированных вопросов, но и от того, насколько умело и широко представлены в оценке обстоятельств административного правонарушения данные различных отраслей знания (медицина, техника и др.), а также от правильно выбранного эксперта и специалиста, определения времени производства экспертизы, тщательности и полноты подготовки объектов и материалов, подлежащих исследованию <7>.
--------------------------------
<7> Солнцев К.Н. Использование специальных познаний и технических средств при рассмотрении дел об административных правонарушениях как элемент реализации институтов общей части КоАП РСФСР // Адъюнктура ВНИИ МВД России - 30 лет: история и перспективы. М., 2000. С. 186.
Указанные принципы в конечном счете должны соответствовать требованиям всесторонности, полноты, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения выполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Представляется, что перечисленные принципы следовало бы закрепить в нормах административного законодательства. Это мнение разделяют большинство ученых-криминалистов и процессуалистов <8>, а также подтверждается данными проведенного нами опроса должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, судей, специалистов и экспертов. Да и более половины (61%) из числа опрошенных респондентов высказались за необходимость регламентации в КоАП РФ принципов допустимости и общих правил применения технико-криминалистического обеспечения в административном судопроизводстве.
--------------------------------
<8> Корухов Ю.Г. Указ. соч. С. 295; Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 133.
В этой связи неслучайно в КоАП РФ включена специальная ст. 26.8, в которой сказано о возможности использования специальных технических средств в производстве по делам об административных правонарушениях, однако она адресована только к специальным техническим средствам измерения, а ведь и применение в целях фиксации криминалистически значимой информации современных технических средств, использующих цифровую форму, вызывает еще довольно настороженное отношение как среди практических работников, так и среди ученых-криминалистов. В связи с этим необходима выработка правил, условий, определяющих возможность использования при расследовании дел об административных правонарушениях результатов применения подобного рода технических средств, представленных в цифровом виде. Наилучшим образом, на наш взгляд, решен данный вопрос в законе об ОРД, где в ст. 6 называются критерии допустимости использования технических средств и систем при проведении ОРМ <9>. Таким образом, создан прецедент, который представляется необходимым распространить и на действующее административное законодательство, тем самым способствуя реализации конечной цели технико-криминалистического обеспечения - это создание условий для быстрого и эффективного использования технико-криминалистических средств в целях обеспечения законности, предупреждения и пресечения правонарушений, максимально возможного устранения ущерба, причиненного обществу.
--------------------------------
<9> Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. (с изм.) // ВВС. 1995. N 17. Ст. 882; 1995. N 33. Ст. 1912.
Существующая тенденция сближения практики расследования преступлений и рассмотрения дел об административных правонарушениях показывает, что многие положения криминалистики, приемы и методы, выработанные ею, оказываются эффективными при их использовании в административном процессе, который немыслим без применения в нем исследований ученых в области криминалистической техники и разработанных ими технических средств. Комплексное исследование теоретических проблем криминалистического обеспечения в административной деятельности будет способствовать разработке предложений по повышению эффективности правотворческого процесса, укреплению законности в практической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и других правоприменителей, совершенствованию норм административного права, усилению охраны прав и законных интересов человека и гражданина в России.
Список литературы
1. Селиванов Н.А. Научно-технические средства расследования преступлений: дис. ... д.ю.н. / Н.А. Селиванов. М., 1965. С. 35.
2. Селиванов Н.А. Советская криминалистика. Теоретические проблемы / Н.А. Селиванов. М., 1978. С. 125.
3. Леви А.А. Вопросы правовой регламентации применения научно-технических средств в уголовном судопроизводстве / А.А. Леви // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. Киев, 1980. С. 16 - 17.
4. Уткин Е.А. Уголовно-процессуальные проблемы использования научно-технических средств в стадии судебного разбирательства / Е.А. Уткин. Одесса, 1987. С. 37.
5. Пампушко И.П. Совершенствование правовых и организационных основ применения криминалистической техники в раскрытии преступлений: дис. ... к.ю.н. / И.П. Пампушко. М., 1996. С. 73.
6. Корухов Ю.Г. Организация и нормативное регулирование криминалистических исследований в деятельности правоохранительных и правоприменительных органов: дис. ... д.ю.н. / Ю.Г. Корухов. М., 1977. С. 195.
7. Солнцев К.Н. Использование специальных познаний и технических средств при рассмотрении дел об административных правонарушениях как элемент реализации институтов общей части КоАП РСФСР / К.Н. Солнцев // Адъюнктура ВНИИ МВД России - 30 лет: история и перспективы. М., 2000. С. 186.
8. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская / под ред. Р.С. Белкина. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 133.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.