Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА РЕИМПОРТА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕИМПОРТА В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. СЕРЕБРЯКОВА, О.И. ГРАВЕ
Обращение к более подробному рассмотрению правового регулирования таможенной процедуры реимпорта, предусмотренной Таможенным кодексом Таможенного союза <1>, не является случайным. Таможенная процедура реимпорта является одной из наиболее часто заявляемых таможенных процедур.
--------------------------------
<1> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615 (далее - ТК ТС).
В соответствии с отчетными данными Калининградской областной таможни за 2013 г. помещение товаров производилось под 12 таможенных процедур. В общем декларационном объеме доля товаров, помещенных под таможенную процедуру "свободная таможенная зона", составила 57,0%. На втором месте - оформление таможенных деклараций в соответствии с таможенной процедурой "реимпорт" - 31,6%. Третье место занимают товары, помещенные под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", - 7,5% <2>.
--------------------------------
<2> http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20686:-2013
Международная конвенция "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (Киотская конвенция) раскрывает реимпорт как "таможенную процедуру, в соответствии с которой экспортированные товары могут быть приняты для внутреннего потребления с освобождением от импортных пошлин и налогов при условии, что они не подвергались никаким операциям по изготовлению, обработке или ремонту за рубежом, а также при условии обязательной уплаты любых сумм, взимаемых вследствие возврата или возмещения или условного освобождения от пошлин и налогов, либо любых субсидий или других сумм, предоставленных в связи с экспортом" <3>.
--------------------------------
<3> Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (подписана в Киото 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810 (далее - Киотская конвенция).
Основанием для определения содержания и условий процедуры реимпорта в таможенном законодательстве Таможенного союза послужили положения Киотской конвенции. Основополагающие положения правового регулирования таможенной процедуры реимпорта в Таможенном союзе содержатся в гл. 39 ТК ТС и гл. 36 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <4>. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет реимпорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в установленные сроки, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252 (далее - ФЗ N 311).
Реимпорт является комбинированной процедурой и предполагает изменение ранее заявленной процедуры. Часть 1 ст. 293 ТК ТС определяет круг товаров, которые могут быть помещены под процедуру реимпорта. Это следующие товары:
1) помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:
эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории Таможенного союза;
эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования;
таможенному органу представлены необходимые документы, содержащие сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории Таможенного союза;
2) помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли;
3) помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории Таможенного союза;
4) являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки.
Срок реимпорта некоторых категорий товаров может быть продлен в соответствии со ст. 286 ФЗ N 311.
При реимпорте производится возмещение налогов, которые не уплачивались в связи с вывозом товаров с таможенной территории либо были возвращены. Данное положение касается акциза и НДС, освобождение от уплаты которых, возврат или возмещение производятся при экспорте. Поэтому в случаях, когда реимпорт заявляется после таможенной процедуры экспорта, декларант товаров должен уплатить исчисленные суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза <5>, либо предоставить документы, подтверждающие, что указанные льготы не были использованы.
--------------------------------
<5> Подпункт 2 п. 1 ст. 288 ФЗ N 311.
В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта <6>. Данное положение позволяет возвратить ранее уплаченные вывозные пошлины, если товары были возвращены по причине наличия дефектов, несоответствия качества, при несоблюдении условий контракта, а также в других случаях, вызванных объективными причинами.
--------------------------------
<6> Статья 295 ТК ТС.
Например, российская организация экспортировала товар в Украину. В связи с обнаружением брака украинская сторона (покупатель) товар не приняла. Через два месяца после его вывоза российская организация намерена ввезти бракованный товар обратно в Россию.
В рассматриваемом случае товар, который в связи с обнаружением брака ввозится на территорию России, подлежит помещению под таможенную процедуру реимпорта, в случае если он соответствует условиям, предусмотренным ст. 293 ТК ТС. Организация в данном случае имеет право на возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, так как товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта. В соответствии с ч. 2 ст. 287 ФЗ N 311 возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится таможенными органами в порядке, установленном гл. 17 ФЗ N 311 <7>.
--------------------------------
<7> См.: Вопрос: Российская организация экспортировала товар на Украину (Консультация эксперта, 2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Весьма интересным представляется применение таможенной процедуры реимпорта в качестве завершающей процедуры при помещении товаров под процедуру свободной таможенной зоны. В настоящее время на территориях государств - членов Таможенного союза функционируют в общей сложности 35 свободных (специальных, особых) экономических зон (далее - СЭЗ, ОЭЗ), в которых насчитывается 1488 субъектов хозяйствования, а именно:
в Республике Беларусь расположены 6 СЭЗ, в которых зарегистрированы 523 предприятия - резидента СЭЗ;
в Республике Казахстан функционируют 9 СЭЗ, насчитывающих 481 резидента;
в Российской Федерации созданы 20 СЭЗ, в том числе в Калининградской области <8>, в которых зарегистрированы 484 субъекта хозяйствования <9>.
--------------------------------
<8> См.: Граве О.И., Серебрякова А.А. Судьба особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 2. С. 58 - 62.
<9> См.: Гармонников С.Н. Признание товарами Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны // Журнал российского права. 2013. N 9. С. 81 - 84.
Возможность применения таможенной процедуры реимпорта в качестве завершающей процедуры при помещении товаров под процедуру свободной таможенной зоны предусматривается специальным Соглашением <10>. Оно действует в отношении иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны.
--------------------------------
<10> Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18 июня 2010 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения - 13 июля 2012 г. (далее - Соглашение).
Следуя положениям абз. 2 п. 8 ст. 17 Соглашения, можно выделить основные аспекты применения процедуры реимпорта в данном случае:
под процедуру реимпорта могут помещаться товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
использование процедуры реимпорта возможно, только если указанные товары признаны товарами Таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Какие же товары понимаются под товарами Таможенного союза?
Согласно ТК ТС для таможенных целей товар может иметь статус товара Таможенного союза либо статус иностранного товара. Статус товаров для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товаром.
Товары Таможенного союза могут свободно перемещаться на единой таможенной территории, и при таком перемещении товаров ТК ТС не предусматривает необходимости совершения с ними каких-либо таможенных формальностей.
Соответственно, если товары не могут быть признаны товарами Таможенного союза, они для таможенных целей рассматриваются как иностранные товары. Иностранные товары находятся под таможенным контролем все время их нахождения на единой таможенной территории Таможенного союза <11>.
--------------------------------
<11> См.: Искоскова М.В. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 7 - 11.
Рассмотрим, каковы особенности определения статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), на примере Калининградской области.
Определение статуса товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области, осуществляется в порядке, установленном ст. 19 Соглашения, а также решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 515 <12>.
--------------------------------
<12> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 515 "О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада" // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения - 25 января 2011 г.).
Товары считаются подвергнутыми достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров выполняется одно из следующих условий:
произошло изменение классификационного кода товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;
произошло изменение стоимости товаров (процентная доля добавленной стоимости достигла 30%);
в отношении товара выполнены условия, производственные и технологические операции, достаточные для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза (данное условие должно выполняться независимо от первых двух условий).
В качестве документа, подтверждающего статус товара, выдается заключение. Форма, порядок заполнения заключений, а также порядок их выдачи и применения определены решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 <13>.
--------------------------------
<13> Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 "О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза" // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения - 8 ноября 2010 г.).
Применяются две формы заключений:
форма заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза - форма товара Таможенного союза (далее - форма ТТС);
форма заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза, - форма иностранного товара (далее - форма ИТ).
Заключения выдаются уполномоченными органами стран - членов Таможенного союза.
В Калининградской области заключения о статусе товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, выдаются Калининградской торгово-промышленной палатой на основании заявления резидентов ОЭЗ в Калининградской области или "участников переходного периода" (лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 г. осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ <14>). Заключение выдается только на основании акта экспертизы, составленного экспертом Калининградской торгово-промышленной палаты. Экспертиза проводится в отношении фактически произведенной/отгружаемой партии готовой продукции.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Документ утратил силу с 1 июля 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 280.
Предоставление при осуществлении таможенных операций заключения о статусе товаров формы товара Таможенного союза (формы ТТС) позволяет участникам внешнеэкономической деятельности поместить товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, под процедуру реимпорта. При этом в отношении товаров, вывозимых на другую территорию Таможенного союза, ввозные таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Кроме того, предоставляется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции согласно пп. 23 п. 1 ст. 131 ФЗ N 311.
Рассмотренный порядок применения процедуры реимпорта в отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и вывозимых из Калининградской области на остальную часть Таможенного союза, используется с 6 июля 2010 г. - начала применения Соглашения о СЭЗ.
До этого в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и подвергшихся достаточной переработке на территории области, вывозимых на остальную часть территории Таможенного союза, применялась процедура выпуска для внутреннего потребления. При помещении под процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров ввозные пошлины, налоги, сборы за таможенные операции также не взимались.
Применение процедуры реимпорта было обусловлено изменениями в законодательстве, связанными с определением статуса товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Товары, ввезенные на территорию ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования (п. 3 ст. 9 Соглашения). Поскольку товар в результате переработки на территории ОЭЗ может приобрести статус товара Таможенного союза, то дальнейший вывоз такого товара с территории ОЭЗ на остальную территорию Таможенного союза можно рассматривать как реимпорт - ввоз товара Таможенного союза на территорию Таможенного союза.
Однако указанная льгота распространяется только на лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 г. осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", и будет действовать до 1 апреля 2016 г.
В дальнейшем предусматривается применение общего порядка определения статуса товаров, согласно которому товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров. В этом случае процедура реимпорта не может быть применена и при вывозе указанных товаров на остальную территорию Таможенного союза будет использоваться процедура выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в установленном Соглашением порядке.
Библиографический список
1. Гармонников С.Н. Признание товарами Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны // Журнал российского права. 2013. N 9.
2. Граве О.И., Серебрякова А.А. Судьба Особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 2.
3. Искоскова М.В. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе // Таможенное дело. 2013. N 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.