Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
А.А. БЕЖЕНЦЕВ
Беженцев А.А., доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.
В целях придания нового, целенаправленного и организованного характера деятельности всех звеньев цепи профилактики правонарушений несовершеннолетних в современной России необходимо глубокое изучение накопленного опыта, его положительных и негативных сторон. Проводя ретроспективу развития системы профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, отметим, что рассматриваемая проблематика не нова и уходит корнями в XVII век.
До Соборного уложения, которое было принято в 1649 г. в Москве с одобрения царя Алексея Михайловича Романова, в законодательстве, регламентирующем уголовно-правовые отношения, было записано: "...чтобы Московского государства всяких чинов людем от большого до меньшаго... суд и расправа была во всяких делах всем равна" <1>, что в целом уравнивало положение подростков со взрослыми в уголовном процессе и устраняло возможность существования особого привилегированного положения малолетних правонарушителей.
--------------------------------
<1> Дмитриев Ф. История судебных инстанций и гражданского апелляционного производства от Судебника до Уложения о губерниях. М., 1959. С. 187 - 224.
При создании Петром I в 1715 г. "Артикула воинского" впервые к смягчающим обстоятельствам стало относиться малолетство преступника, однако крайне низкий возраст уголовной ответственности, обилие квалифицирующих признаков и чрезмерно жесткие санкции зачастую приводили к тому, что общие суды выносили суровые приговоры и назначали несовершеннолетним такие наказания, как каторжные работы и даже смертная казнь.
В последующие годы государство впервые на высшем законодательном уровне повсеместно на территории Московского централизованного государства устанавливает, что субъектами преступления признаются лица, принадлежащие ко всем сословиям, но не моложе семи лет. Следом, Указом от 26 июня 1765 г., были твердо оговорены два возрастных предела касательно лиц, не достигших совершеннолетия: "безусловная судимость", т.е. минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности устанавливался в десять лет, "возрастом смягчения" был возраст до семнадцати лет.
Прогрессивным этапом развития законодательства применительно к содержанию несовершеннолетних под стражей является первый общегосударственный акт в этой области (и в области улучшения тюремного дела вообще): Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. Все осужденные по нему были разделены на три разряда: бродяг, маловажных и важных, каждый из которых должен был содержаться в отдельном помещении, кроме этого, запрещалось содержание мужчин в одном помещении с женщинами, а несовершеннолетних - со взрослыми.
Во времена царствования императора Александра II, во второй половине XIX века, ознаменованной проведением коренных преобразований в судебной системе, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы так называемой превентивной политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям.
В 1910 г. в Санкт-Петербурге был создан первый специализированный судебный орган по делам малолетних. Серьезного внимания заслуживает организация при Санкт-Петербургском особом суде попечительской части, которая включала в себя положительно характеризующихся взрослых лиц (попечителей), разбирающихся в педагогике и психологических особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, призванных обеспечить процесс эффективной ресоциализации и реабилитации подростка. Как помощник судьи попечитель, владея основами уголовного, семейного, "школьного" права, выполнял функции по сбору сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего, совершившего противоправное деяние, его образе жизни, окружении, которое могло повлиять на формирование его противоправных намерений.
Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних, уделялось в социалистическом обществе. 14 января 1918 г. был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О комиссиях для несовершеннолетних" <2>. В ст. 1 этого нормативно-правового акта конкретизировалось, что суды и тюремное заключение для малолетних и всех не достигших совершеннолетия лиц упраздняются, а дела о несовершеннолетних обоего пола до семнадцати лет, совершивших антиобщественные и противоправные проступки, рассматриваются комиссиями для несовершеннолетних.
--------------------------------
<2> СУ РСФСР. 1918. N 16. Ст. 227.
В вышедшем 20 марта 1920 г. Декрете о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях в форме действия, указывалось, что при невозможности применения к лицу, не достигшему совершеннолетия, педагогических, психологических, воспитательных и медицинских мер воздействия дело следует передавать для разбирательства по существу в народный суд, таким образом, все протоколы о совершении несовершеннолетними старше четырнадцатилетнего возраста тяжких и особо тяжких преступлений должны были в течение суток с момента доставления и задержания направляться в адрес народного судьи. По закону ему необходимо было в течение трех суток со дня получения протокола провести все следственные мероприятия по определению роли лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в тяжком противоправном деянии и внести в комиссию по делам несовершеннолетних подробный доклад <3>. Важным фактом является и то, что до заслушивания в комиссии доклада народного судьи члены комиссии не могли вмешиваться в его действия, что, безусловно, способствовало полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела о преступлении несовершеннолетнего.
--------------------------------
<3> Инструкция комиссии по делам несовершеннолетних. СУ РСФСР. 1920. N 13. Ст. 83.
Переломным моментом в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних является создание специализированных органов правопорядка по борьбе в первую очередь с преступлениями не достигших совершеннолетия лиц. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел <4> (31 мая официально признан Днем подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации). Данным Постановлением были ликвидированы созданные в 1918 г. комиссии по делам несовершеннолетних, и вся деятельность по ликвидации беспризорности и безнадзорности, устройству несовершеннолетних "ложилась на плечи" милиции.
--------------------------------
<4> См.: Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18.12.2003 N 1005.
Ряд новых серьезных вопросов в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних возник в период войны, когда тысячи и тысячи детей были лишены жилья, семьи, родителей, что способствовало росту числа беспризорных и безнадзорных детей и, как результат, количества преступлений по линии несовершеннолетних, однако репрессивные меры, применяемые в указанный период к несовершеннолетним, остановили дальнейшие негативные последствия.
Следующим этапом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось подписание 3 июня 1967 г. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" <5>, которые действуют и по сей день. Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних стали организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, охрана их прав, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории.
--------------------------------
<5> Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.
Важной вехой в комплексной деятельности по профилактике асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и преступлений лиц, не достигших восемнадцати лет, стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <6>. Данный нормативный акт в настоящее время утратил юридическую силу (диапазон действия его полной редакции: с 21 сентября 1993 г. по 13 января 2000 г.), но именно он заложил основу для развития законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.
--------------------------------
<6> Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. N 37. Ст. 3449.
Дальнейшая эволюция законодательства, регламентирующего как правовой статус не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, так и деятельность органов системы противодействия правонарушениям лиц, не достигших совершеннолетия, безусловно, связана со своевременным принятием на федеральном уровне важнейших нормативных актов, среди которых особо следует выделить Уголовный кодекс Российской Федерации <7>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <8> и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ <9>.
--------------------------------
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1).
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.
В 90-е годы XX века органы милиции, координирующие деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, носили различные названия (30 июня 1991 г. инспекции по делам несовершеннолетних были реорганизованы в подразделения по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, которые в свою очередь 26 мая 2000 г. были переименованы в отделы по делам несовершеннолетних; 2 апреля 2004 г. центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей были переименованы в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), а к настоящему моменту низовое звено подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел представлено центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и отделами по делам несовершеннолетних.
Итак, идеи по оптимизации государственно-общественных механизмов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности начали генерироваться столетия назад, а становление и развитие отечественных государственных органов по контролю за совершением несовершеннолетними противоправных деяний прошло достаточно длительный путь.
В завершение научной статьи можно сделать вывод о том, что история развития отечественных государственных органов по профилактике безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия - это не что иное, как генезис принципа индивидуального подхода к данной категории правонарушителей, возведенный в ранг государственной политики.
Анализ исторического принципа индивидуализации в данном контексте показывает, что мы имеем дело с поступательным его развитием, пиком которого, как представляется, стал советский период, т.к. в это время государство не только обеспечивало деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, но и одновременно занималось их обеспечением.
Однако в период реформ и перехода к новому укладу экономики государство оказалось не способным осуществлять дальнейшую поддержку указанной системы. Таким образом, деятельность по профилактике и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказалась на пороге полной деградации и разрушения, т.к. в условиях сложившихся реалий исполнение поставленных задач могло обеспечиваться только посредством рыночных механизмов, которые до конца еще не сформировались. В 90-е годы центр тяжести социально-превентивной работы в исследуемой сфере сместился в сторону подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Не удивительно, что в сложившихся условиях особую актуальность приобретает вопрос о том, каков потенциал этих подразделений в предупредительной деятельности, все ли резервы в законодательстве и иных государственных правовых механизмах задействованы с целью более успешной профилактической деятельности в сегменте правонарушений несовершеннолетних.
Литература
1. Андрюхина Н.Г. Становление и развитие органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского городского юридического института. 2006. N 1.
2. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних (теоретическое введение в изучение спецкурса): Учебное пособие. М., 1970.
3. Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968.
4. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. N 7.
5. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. 2002. N 7.
6. Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: Исторический аспект // Адвокатская практика. 2005. N 6.
7. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1958.
8. Ландо А.С. Представители несовершеннолетних обвиняемых в советском уголовном процессе. Саратов, 1977.
9. Лутошкин Г.Ю., Лутошкина Т.В. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. М.: Департамент кадрового обеспечения, 2006.
10. Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М., 2005.
11. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М.: Наука, 1990.
12. URL: http://www.disserr.ru.
13. URL: http://www.lawinfo.ru.
14. URL: http://www.urait.ru.
15. URL: http://www.urait-book.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.