Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ФОРМЕ СУДЕБНЫХ ЗАПРОСОВ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ (РОСРЕЕСТР)
Ю.М. КОЦУБИН
Коцубин Юрий Михайлович, судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики.
При рассмотрении одного из гражданских дел я столкнулся с ситуацией, когда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Карачаево-Черкесской Республике отказало в предоставлении затребованной судом информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), со ссылкой на то, что запрос суда не отвечает требованиям, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. N 231. 2010; N 260. 2011.
Не согласившись с данным отказом, я был вынужден повторить запрос и вынести в адрес Управления Росреестра частное определение, которое по результатам рассмотрения частной жалобы Управления Росреестра было оставлено без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Определение от 9 февраля 2011 г. по делу N 33-74/2011 <2>). В результате в настоящее время запросы судов Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении сведений из ЕГРП Управлением Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике беспрекословно исполняются, и никаких проблем в этом вопросе не возникает.
--------------------------------
<2> Документ опубликован не был.
Между тем, как оказалось, совершенно иная практика взаимоотношений судебных органов с территориальными управлениями Росреестра сложилась в других регионах России, в которых управления Росреестра практически убедили суды в правильности своей позиции, и последние стали оформлять судебные запросы в соответствии с Приказом Министерства экономического развития России от 14 мая 2010 г. N 180.
Более того, отдельные суды областного уровня в своих постановлениях прямо или косвенно поддержали в возникших спорах о форме судебных запросов территориальные органы Росреестра (например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2011 г. по делу N 33-28499 <3>).
--------------------------------
<3> Документ опубликован не был, имеется в СПС "КонсультантПлюс".
Не претендуя на право давать юридическую оценку вступившим в законную силу судебным актам, принятым в других регионах, и занятой некоторыми судами позиции, тем не менее позволю себе изложить свою точку зрения по данному вопросу, поддержанную Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики.
Как известно, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <4>, ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <5>, ст. 13 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <6>, п. 6 ст. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <7> законные распоряжения, требования, запросы, поручения и другие обращения судов и судей при осуществлении ими своих полномочий являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а их неисполнение является одним из проявлений неуважения к суду и влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
--------------------------------
<4> Российская газета. N 3. 1997.
<5> Российская газета. N 29. 2011.
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
<7> Российская газета. N 170. 1992.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации <8> государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
--------------------------------
<8> Российская газета. N 7. 2009.
В ч. 2 ст. 1 и в ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" воспроизведены конституционные положения о том, что судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей и что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В п. 4 ст. 1 этого же Закона указано, что судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону и в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Согласно ч. 2 ст. 8 ГПК РФ судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", самим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" <9>. Согласно ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами.
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.
Как видно из вышеприведенных положений федерального законодательства, нормативно-правовые акты могут регулировать деятельность федеральных судов и судей по осуществлению ими правосудия по гражданским делам только в том случае, если эти акты имеют форму федеральных законов. Никакие иные подзаконные нормативно-правовые акты, независимо от их формы и принявшего (издавшего) их органа, не могут устанавливать порядок судопроизводства по гражданским делам. Данный вывод в полной мере распространяется и на вопросы, связанные с формой обращения судов и судей с запросами (требованиями, распоряжениями и иными обращениями). Ни один орган государственной власти, ни одно федеральное министерство (служба, агентство, комитет и т.п.) не вправе вторгаться в деятельность судов и судей и устанавливать обязательную для них форму судебных запросов и иных обращений своими решениями, приказами, постановлениями или распоряжениями. Никакой нормативно-правовой акт органа исполнительной власти не может служить основанием для игнорирования нормативных положений федерального законодательства об обязательности и неукоснительном исполнении законных распоряжений, требований, поручений и запросов судов, в том числе о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления правосудия по гражданским делам. В этой связи доводы территориальных управлений Росреестра о необходимости для судов руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при направлении судебных запросов являются неправомерными.
Содержащееся в п. 7 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <10> указание на предоставление органу нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним полномочий устанавливать порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), и определять форму запросов о предоставлении этих сведений в силу вышеприведенных положений Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов не может и не должно трактоваться как право Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (равно как и любого иного органа исполнительной ветви власти) устанавливать порядок и форму судебных обращений и запросов о предоставлении сведений из ЕГРП, необходимых для производства по гражданским делам.
--------------------------------
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.
Как указано в п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 <11>, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. Согласно п. 2 названного Положения Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 24. Ст. 2867.
В соответствии с п. 2 и 3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 <12>, Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и актами Министерства экономического развития Российской Федерации.
--------------------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 25. Ст. 3052.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180, в силу указанных выше Постановлений Правительства Российской Федерации является обязательным для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных управлений, а также для любых юридических и физических лиц, обращающихся в органы Росреестра с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, кроме судов, поскольку запросы судов по своей сути являются одним из видов процессуальных документов по гражданским делам, а формы процессуальных судебных документов не могут устанавливаться ни Правительством Российской Федерации, ни любым иным органом исполнительной власти.
Направляемые в органы Росреестра судебные запросы, являющиеся процессуальными документами и имеющие своей целью получение достоверной информации, необходимой для разрешения находящихся в производстве судов гражданских дел, во всех случаях подлежат безусловному и неукоснительному исполнению. Отказ органов Росреестра в исполнении судебных запросов по формальным основаниям, со ссылкой на Приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180, при наличии реальной возможности исполнения этих запросов, является не чем иным, как неисполнением законных требований судов с вытекающими из этого правовыми последствиями. Считаю данную позицию достаточно аргументированной и полагаю, что с ней согласится подавляющее большинство действующих судей. Тем не менее очень хотелось бы узнать по данному вопросу точку зрения Верховного Суда Российской Федерации. В любом случае надеюсь, что обсуждение имеющейся проблемы будет способствовать ее скорейшему разрешению.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.