Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКОВ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
О.В. МАЛЬЦЕВ
Экономическое развитие и усложнение рыночных процессов привели к необходимости выделения нового направления в формировании предпринимательской среды - налогообложения. К сожалению, в действующем законодательстве данное понятие отсутствует. В связи с чем хотелось бы отметить, что для целенаправленного закрепления данного понятия необходимо разобраться в его сущности и сущности составляющих его элементов.
По нашему мнению, предпринимательская среда представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые зависят от проводимой государством политики в области законодательства, экономики и социальной сферы, а также личностных качеств предпринимателей (знания, опыт, квалификация, целеустремленность, самостоятельность, инициатива и т.д.) и выбранной формы организации предпринимательской деятельности.
Формирование предпринимательской среды является составной частью государственной социально-экономической политики, как следствие предпринимательская среда формируется Федерацией в целях создания общих равных условий для развития хозяйствующих субъектов на всей территории РФ. Одним из ее направлений является дальнейшее совершенствование налогового законодательства, которое, по меньшей мере, должно быть понятным.
Зачастую, не имея навыков и опыта налогового планирования, предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда уплата налогов за счет собственных финансовых ресурсов вовремя практически невозможна. За этим неминуемо следует правонарушение и юридическая ответственность в виде штрафа, что усугубляется начислением пени. Решение проблемы возможно. Положения гл. 9 Налогового кодекса РФ позволяют избежать нарушения вполне законными способами. Таковых в НК РФ три: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Все они представляют собой перенос срока уплаты налогов. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; необходим документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований и справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; требуются пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм; сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой; документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом; копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке; копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 15. Ст. 1827; 2001. N 37. Ст. 3692; 2003. N 43. Ст. 4239) Перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога; 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам, с процентами или без. На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в НК РФ. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы: а) заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита; б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов; в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам; г) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения; д) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора; е) копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений; ж) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; з) в необходимых случаях заверенная в установленном порядке копия договора поручительства.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов).
В соответствии с налоговым законодательством изменился перечень субъектов, принимающих решения об изменении сроков. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, ранее были финансовые органы, но теперь ими являются по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Произошедшие изменения упростили процедуру принятия решения, приблизив специально уполномоченные органы к налогоплательщикам, что является безусловным достоинством законодательства. Однако вопреки положениям ст. 1 части первой Налогового кодекса регламентация применения данных способов не сводится только к законодательству, а регулируется еще и Приказами ФНС России от 4 октября 2006 г. N САЭ-3-19/654@ и от 21 ноября 2006 г. N САЭ-3-19/798@, что существенно расходится с понятием налогового законодательства, к которому данные Приказы не отнесены.
Однако такое положение дел легко объяснимо тем фактом, что НК РФ содержит положения, содержание которых сложно уяснить без дополнительных разъяснений ФНС России. В частности, это относится к ст. 62 НК РФ, посвященной обстоятельствам, исключающим изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение: возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Такая формулировка не может быть признана достаточно понятной, так как порождает массу вопросов. Почему налогоплательщику отказывают, когда его вина в нарушении законодательства еще не доказана? Ведь в рамках принципа презумпции невиновности вина доказывается только судом. Как воспринимать отказ, если в дальнейшем налогоплательщик будет признан невиновным, - как незаконный? Имеет ли налогоплательщик право обратиться вновь с заявлением об изменении сроков? С какого момента должен исчисляться месячный срок для принятия решения уполномоченным органом? Возможно ли исчисление срока с момента первого обращения? Зачем специально уполномоченным органам дается этот срок, если в рамках него невозможно установить наличие оснований для отказа. О чем свидетельствует положение той же статьи, в котором закреплено, что при наличии обстоятельств, указанных в ст. 62 НК РФ, вынесенное решение подлежит отмене. И как понимать формулировку "...имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство". Что является такими обстоятельствами? Ведь таковых в законодательстве нет, а акты, где они закреплены, к законодательству не относятся. Еще одним примером несовершенства правовой регламентации налоговых отношений является тот факт, что лицо, в отношении которого вынесено судом решение о совершенном преступлении в налоговой сфере, не лишено возможности подавать заявление об отсрочке или рассрочке, и по данному факту должно быть принято решение об удовлетворении данного заявления, так как исчерпывающий перечень оснований для отказа в изменении сроков не содержит запрета на перенос срока уплаты налогов и сборов в отношении лиц, виновных в налоговых преступлениях, после признания их таковыми вступившим в силу решением суда.
В таких условиях можно долго создавать механизмы для снижения налогового бремени, однако будут ли они созданы когда-либо, остается неопределенным.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.