Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕНЬГАМИ ПО ВЗЯТКАМ!
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
Чуть более года прошло с того момента, как в качестве инструмента борьбы с коррупцией было решено задействовать большие деньги. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" ввел наказание за коррупционные действия в виде штрафов, кратных размерам взяток. Пора подвести первые итоги законодательного нововведения.
Магия цифр
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" важнейшим принципом противодействия коррупции является приоритетное применение комплексных организационных, социально-экономических, правовых мер по предупреждению коррупции. Примером конкретной реализации данного принципа является Закон N 97-ФЗ, согласно которому размеры штрафов за взяточничество теперь кратны сумме самой взятки. Взятки в зависимости от их размера поделены на четыре группы: простые (не более 25 тыс. руб.), значительные (свыше 25 тыс. руб., но не более 150 тыс. руб.), крупные (свыше 150 тыс. руб., но не более 1 млн. руб.) и особо крупные (свыше 1 млн. руб.). Максимальный размер штрафа за получение или дачу взятки равен 100-кратной сумме взятки. При этом штраф не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. (ч. 2 ст. 46 УК РФ).
Должностное лицо, получившее простую взятку, может быть оштрафовано на сумму от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., а лицо, давшее эту взятку, - на сумму от 300 тыс. до 600 тыс. руб. До 17 мая 2011 года штрафы за аналогичное преступление составляли: для взяткополучателя - от 100 тыс. до 500 тыс. руб., для взяткодателя - не более 200 тыс. руб.
За особо крупную взятку (например, 1,5 млн. руб.) получатель теперь наказывается штрафом в размере от 120 млн. до 150 млн. руб., а взяткодатель - штрафом в размере от 105 млн. до 135 млн. руб. До внесения изменений максимальный размер штрафа за получение взятки составлял 1 млн. руб., за дачу взятки - 500 тыс. руб. Отметим, что вместо кратных штрафов за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки к нарушителям могут применяться другие меры ответственности - арест, ограничение или лишение свободы на определенный срок либо лишение свободы со штрафом в меньшем (но тоже кратном) размере.
Еще одно новшество - введение уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве, то есть за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование им в достижении либо реализации соглашения о получении и даче взятки (ст. 291.1 УК РФ). Очень крупные штрафы (до 500 млн. руб.) или лишение свободы на срок до семи лет со штрафом, кратным сумме взятки, предусмотрены за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Опережающими темпами
Начиная с 2008 года средний размер взятки по выявленным преступлениям растет ускоренными темпами, опережая уровень инфляции. Так, в 2008 году этот показатель составлял 9 тыс. руб., 2009-м - 23 тыс., 2010-м - уже 60 тыс., а в 2011-м - 263 тыс. В отдельных регионах страны размер взятки превышает среднероссийские показатели в разы <1>.
--------------------------------
<1> Справка Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД России за 2011 год.
Согласно статистике ВС РФ за получение взятки в 2011 году были осуждены 1992 человека (в 2010-м - 2185 человек), а за дачу взятки - всего 2279 человек. По новым редакциям статей УК РФ были вынесены приговоры каждому третьему из числа осужденных за получение или дачу взятки и половине из числа осужденных за коммерческий подкуп <2>. Причем кратные штрафы в первую очередь стали заменять условное лишение свободы.
--------------------------------
<2> Здесь и далее справка Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ за 2011 год.
Если по старой редакции ст. 290 УК РФ ("Получение взятки") около 25% осуждены к лишению свободы, более 50% - к условному лишению свободы и лишь четверть - к штрафам, то среди осужденных по новой редакции статьи уже 55% были осуждены к кратным штрафам, а доля осужденных условно сократилась до 36%. Сегодня реальное или условное лишение свободы за получение взяток уже не освобождает от штрафа как дополнительного наказания, хотя и в несколько меньшем размере.
Еще чаще штрафы стали применяться в отношении взяткодателей. Они стали основным видом наказания для 80% осужденных по статье о даче взятки в новой редакции. При том что по старой редакции ст. 290 УК РФ штрафы назначались менее чем половине осужденных. Доля осужденных взяткодателей к условному лишению свободы сократилась с 50 до 15%.
Из почти 2 тыс. всех осужденных к штрафам по коррупционным делам большинству (1852 лицам) были назначены штрафы от 25 тыс. до 500 тыс. руб.; 38 - приговорены к штрафам от 500 тыс. до 1 млн. руб.; 15 - от 1 млн. до 2,5 млн. руб. и лишь 16 - от 2,5 млн. до 15 млн. руб. Таким образом, общий размер назначенных штрафов по данной категории дел за первый год превысил 122 млн. руб.
При этом из 69 осужденных к штрафам на суммы свыше 500 тыс. руб. всего 9 были приговорены по старой редакции ст. 290 УК РФ, из них 4 - к максимальному ранее штрафу в 1 млн. руб. Остальные понесли наказание уже по новым кратным штрафам.
Помимо штрафа законодательство было дополнено ст. 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", по которой прокуроры вправе возбуждать дела в отношении юридических лиц, в интересах которых давалась взятка. В 2011 году в суды было направлено 68 таких административных материалов, в результате чего было наказано 27 лиц (23 - юридических и 4 - должностных и иных). Причем общая сумма наложенных штрафов составила 81,4 млн. руб.
Точка зрения ВС РФ
В июне 2012 года Президиум ВС РФ разъяснил, что взятка в крупном размере, полученная либо данная до 17 мая 2011 года, должна квалифицироваться судами по новым правилам (Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждены Президиумом ВС РФ 27 июня 2012 года).
Судам разрешено назначать взяточникам кратный штраф, но обязательно в размере от 25 тыс. до 500 млн. руб. При этом речь идет не только о взяточниках, которые совершили преступление до мая 2011 года, но до сих пор не осуждены, но и об осужденных. Пересмотра дела не смогут добиться только взяточники, чья судимость уже погашена. Статья 10 УК РФ ограничивает распространение закона, которому может придаваться обратная сила, моментом погашения, снятия судимости, поскольку с этого времени устраняются все неблагоприятные последствия осуждения. До этого пересмотр приговора возможен. Не коснется новшество и получивших условные сроки. Для освобождения осужденным взяточникам придется подать ходатайство о пересмотре приговора в суд по месту отбывания наказания <3>.
--------------------------------
<3> http://img.rg.ru.
В июле текущего года ВС РФ предложил также устранить противоречия в УК РФ, касающиеся установления предельного размера штрафов за получение взятки. Сегодня суд может назначить штраф в размере не более 50-кратной суммы взятки. При этом, если речь идет о взятке до 500 руб., возникает противоречие. Так, для взятки в 400 руб. этот потолок составит 20 тыс. руб. При этом ч. 2 ст. 46 УК РФ устанавливает, что штраф за взятку не может быть в случае его кратного исчисления менее 25 тыс. руб. Еще в июне ВС РФ определил, что штраф в таком случае необходимо назначать в размере 25 тыс. руб., даже если это противоречит ст. 290 УК РФ <4>.
--------------------------------
<4> http://top.rbc.ru.
Точка зрения Генпрокурора
Между тем Генпрокурор РФ Ю. Чайка на заседании коллегии по итогам работы в первом полугодии 2012 года жестко раскритиковал правоохранительные органы за недостаточно результативную борьбу с коррупцией. "Проведенный анализ свидетельствует об их низкой активности в выявлении и расследовании организованных форм коррупции и взяточничества. Количество выявленных фактов взяточничества без каких бы то ни было объективных причин сократилось на 12%", - заявил он <5>. Мнение чиновника подтверждают социологические исследования. Согласно апрельскому опросу ФОМ четверть россиян признают, что давали взятку должностному лицу (чаще других - москвичи, люди с высшим образованием и высокими доходами). Причем взяткодателей осуждает менее половины респондентов.
--------------------------------
<5> Куликов В. Проверка с пристрастием // Российская газета. 08.08.2012.
Получается, что динамика роста выявленных взяток существенно отстает от динамики уровня коррупции в целом по стране. Таким образом, назрела серьезная необходимость пересмотра критериев оценки деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.