Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СЛУЖЕБНОМ ПРАВЕ
М.Б. ДОБРОБАБА
Добробаба Марина Борисовна, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Дисциплинарные правоотношения занимают особое место в системе служебных правоотношений и представляют собой особый вид административно-правовых отношений, которые относятся к "внутриорганизационным управленческим отношениям, связанным с обеспечением деятельности государственных органов" <1>. Выявление сущности и характера служебных правоотношений, связанных с привлечением государственных служащих к дисциплинарной ответственности, обусловлено определением правовой природы дисциплинарной ответственности государственных служащих.
--------------------------------
<1> Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. С. 46 - 47.
Юридическая ответственность в государственном управлении - объект межотраслевого исследования. Как известно, в теории права традиционно выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную и материальную. Это деление осуществляется в соответствии с правовой природой и общеправовым (межотраслевым) характером видов этой ответственности. Правовые проблемы дисциплинарной ответственности находятся на стыке наук административного и трудового права. Традиционно в юридической литературе дисциплинарную ответственность рассматривают в качестве трудовой ответственности <2>. Более того, дисциплинарную ответственность наряду с материальной в юридической литературе нередко именуют "трудоправовой ответственностью" <3>. Следует признать, что на сегодняшний день заимствование существующих юридических конструкций видов ответственности неоправданно, а дисциплинарная ответственность не может быть отнесена к подвиду трудовой ответственности.
--------------------------------
<2> См., напр.: Гусов К.Н., Полетаев Ю.Н. Ответственность по российскому трудовому праву: Науч.-практ. пособие. М., 2008.
<3> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 452.
При осмыслении феномена дисциплинарной ответственности отечественными учеными обращалось внимание на административно-правовой характер ответственности в организациях с вертикальной субординационной структурой, в частности на государственной службе <4>. При этом дисциплинарная ответственность долгое время отождествлялась или сближалась в господствующей доктрине и общественном мнении с карательной властью государства именно благодаря наличию ответственности должностных лиц. Позже попытки отдельных ученых отнести дисциплинарную ответственность к разновидности административной были довольно редкими и объяснялись тем, что в советский период администрация предприятий отождествлялась с низовым звеном государственного аппарата <5>.
--------------------------------
<4> Резон А.Ф. О дисциплинарном праве // Журнал гражданского и уголовного права. 1899. N 7, 8.
<5> См.: Агарков М.М. Предмет и метод советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. N 8-9. С. 52 - 57; Ямпольская Ц.А. Основы советского государственного управления в советский период. М., 1954. С. 64.
В каждой отрасли права существуют или должны существовать свои институты юридической ответственности, но они, по мнению М.В. Лушниковой, "проявляются не вместо, а вместе с пятью общеправовыми, так как виды отраслевой ответственности - модификация видов общеправовой ответственности, определяемая спецификой предмета, метода и принципов отрасли" <6>. При этом отрасли публичного права тяготеют к модификации административной и дисциплинарной ответственности, а отрасли частного права - к гражданско-правовой ответственности.
--------------------------------
<6> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006. С. 837.
Полагаем, что на сегодняшний день целесообразно ставить вопрос о внутреннем расслоении отраслевых видов юридической ответственности. Выделение нами дисциплинарной ответственности государственных служащих в рамках административной ответственности обусловлено тем, что в настоящее время государственная служба - институт административного права, а государственный служащий - субъект административного права, реализующий функции государства, что предопределяет его публично-правовой статус. Дисциплинарная ответственность государственных служащих как элемент их правового статуса регулируется исключительно федеральным законом о виде государственной службы <7>. Поскольку регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих нормами трудового права не допускается, дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет исключительно административно-правовую природу и наряду с общей административной ответственностью является подвидом административной ответственности - дисциплинарной административной ответственностью <8>.
--------------------------------
<7> См.: ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) (п. 4 ст. 10) "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; 2011. N 1. Ст. 31.
<8> См.: Добробаба М.Б. Отраслевая принадлежность дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации // Современное право. 2008. N 4. С. 90 - 94.
В теории юридической ответственности дисциплинарная ответственность рассматривается, как правило, в контексте учения об охранительных правоотношениях. Первым высказал идею о том, что нарушение правовой нормы ведет к возникновению особого охранительного правоотношения, имеющего целью применение к нарушителю определенной санкции, Н.Г. Александров <9>. Близка к данной концепции позиция ученых, которые полагают, что юридическая ответственность - это применение к виновному лицу государственного принуждения за совершенное правонарушение. При этом данный процесс реализуется через особое охранительное правоотношение <10>. С.С. Алексеев связывал охранительные правоотношения с охранительной функцией права. Они складываются на основе охранительных юридических норм, возникают вследствие юридического факта - правонарушения. В их рамках осуществляется юридическая ответственность и применяются меры защиты субъективных прав <11>.
--------------------------------
<9> См.: Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. С. 91 - 95.
<10> См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 381 - 382.
<11> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 268 - 269.
Охранительное дисциплинарное правоотношение возникает в связи с совершением дисциплинарного проступка между государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, и представителем нанимателя (руководителем, командиром) <12>. Это правоотношение носит односторонний характер: государственный служащий обязан нести ответственность за совершенное деяние, а представитель нанимателя имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание. В служебных правоотношениях в роли нанимателя выступает государство, другой стороной правоотношений является государственный служащий. Данный подход основывается на так называемой теории юридической личности государства, согласно которой "государство, т.е. сама Российская Федерация... в строго юридическом смысле может рассматриваться наряду с гражданином как самостоятельная сторона государственно-служебного правоотношения..." <13>. Поэтому правомерно говорить о двойственности субъекта на стороне нанимателя: государственный служащий, с одной стороны, находится в правоотношении с государством-нанимателем, а с другой - с руководителем государственного органа как представителем нанимателя. При этом, в случае привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности, речь идет об официальной отрицательной оценке государственного служащего от имени государства.
--------------------------------
<12> Поскольку четкое понятие дисциплинарного проступка в служебном законодательстве отсутствует, представляется, что необходимо унифицировать понятие "дисциплинарный проступок государственного служащего". См. об этом: Добробаба М.Б. Проблема понимания дисциплинарного проступка в служебном праве // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 32 - 34.
<13> Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12. С. 11 - 24.
В свою очередь, государственные служащие как сторона дисциплинарных правоотношений обладают особой правосубъектностью, которая является частью их административной правосубъектности <14>. Объектом дисциплинарного служебного правоотношения служит поведение государственных служащих, уровень служебной дисциплины, отражающий количественную и качественную оценку их поведения. Следует отметить, что при реализации в рамках охранительных правоотношений дисциплинарной ответственности государственных служащих речь должна идти о существовании элементарных материальных охранительных правоотношений по дисциплинарной ответственности государственных служащих, которые возникают в рамках сложного длящегося служебного правоотношения.
--------------------------------
<14> Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С. 23.
Дисциплинарные правоотношения в служебном праве нельзя сводить исключительно к охранительным дисциплинарным правоотношениям. Следует выделить группу дисциплинарных правоотношений, связанных с удержанием лица от совершения дисциплинарного проступка посредством угрозы применения дисциплинарных взысканий, содержащейся в служебном законодательстве. Установленный нормами служебного законодательства запрет в совершении деяния, проявляющегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на государственного служащего должностных обязанностей, налагает на них обязанность воздержаться от совершения дисциплинарного проступка. В данном случае речь идет не о правовом регулировании общественных отношений, а о правовом воспитательном и превентивном воздействии на поведение государственных служащих. В связи с этим нами уже поднимался вопрос о необходимости законодательного закрепления неотвратимости дисциплинарной ответственности в служебном праве, проведении работы по систематизации дисциплинарных проступков <15>. Такая работа будет способствовать усилению управленческого воздействия на состояние дисциплины в государственном аппарате.
--------------------------------
<15> Добробаба М.Б. Административное усмотрение при привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности // Очерки новейшей камералистики. Краснодар: Изд-во "Кубанькино", 2008. N 1. С. 15 - 16.
Следует отметить, что представитель нанимателя (руководитель, командир) как носитель дисциплинарной власти при определенных условиях обязан поощрить государственного служащего. Это позволяет в рамках дисциплинарных правоотношений выделить группу поощрительных правоотношений. Полагаем, что не следует недооценивать значение поощрительных мер при правовом регулировании дисциплинарных правоотношений в служебном праве.
Являясь разновидностью служебных правоотношений, дисциплинарные правоотношения с участием государственных служащих имеют публичный характер, что обусловлено их правовой моделью и теоретическим анализом элементов структуры служебных правоотношений <16>.
--------------------------------
<16> См.: Лупарев Е.Б., Добробаба М.Б., Мокина Т.В. Общая теория публичных правоотношений: Монография. М.: Юрлитинформ, 2011; Добробаба М.Б. Служебные правоотношения как элемент системы публичных правоотношений // Современное право. 2009. N 10. С. 58 - 63.
Таким образом, дисциплинарные правоотношения в служебном праве необходимо рассматривать как элемент системы публичных правоотношений, имеющих внутриорганизационный управленческий характер и охватываемых административно-правовым регулированием. Публично-правовой характер этих отношений, особенности их структуры позволяют представить дисциплинарную ответственность государственных служащих как подвид общей административной ответственности - дисциплинарную административную ответственность.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.