Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ТРЕБОВАНИЯХ К ЧЛЕНАМ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИМ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
П.А. КАБАНОВ
Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права.
В соответствии с требованиями современного российского законодательства о государственной гражданской службе при формировании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту - комиссия. - Примечание автора - П.К.) необходимо в их состав включать представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Законодатель установил лишь обязательное участие в составе комиссий представителей научных и образовательных учреждений, не установив перечень других организаций, которые могут делегировать своих представителей в ее состав, тем самым предоставив органам государственной власти самостоятельно решать этот вопрос. Открытый перечень организаций, представители которых могут принимать участие в качестве членов комиссии, в настоящее время уточнен Президентом РФ. Им предложено, что наравне с представителями научных и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, возможно введение в состав комиссий представителей:
а) общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти;
б) общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;
в) профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.
При этом если участие представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, является обязательным условием деятельности комиссии, то включение в ее состав представителей общественного совета, общественной организации ветеранов и профсоюзной организации носит рекомендательный характер. Следовательно, указанные категории членов комиссии можно условно разделить на тех, кто обязательно должен входить в состав комиссий, - представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, и тех, кто может входить в их состав по усмотрению руководителя органа государственной власти, - представители общественного совета, общественной организации ветеранов и профсоюзной организации при определенных условиях.
На наш взгляд, к членам, обязательно входящим в состав комиссии, не замещающим должности государственной службы представителям научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного образования можно предъявлять повышенные требования к уровню профессиональной подготовки, характеризующие их как независимых экспертов. На это обстоятельство указывается и другими отечественными специалистами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Астанин В.В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе) // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 20.
Во-первых, это занятие должности профессорско-преподавательского состава по основному месту работы в образовательном учреждении высшего и дополнительного профессионального образования, либо должности научного сотрудника научно-исследовательской организации, либо должности преподавателя в учреждении среднего профессионального образования. Проведенный нами анализ состава комиссий в федеральных органах исполнительной власти свидетельствует о том, что представителей образовательных учреждений среднего профессионального образования в них не обнаружено. Основную долю в составе комиссий составляют профессорско-преподавательский состав высших профессиональных образовательных учреждений и незначительное количество научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, как правило, представляющих образовательные учреждения, не находящиеся в ведомственном подчинении. Хотя встречаются случаи включения в состав комиссии и представителей ведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования либо научно-исследовательских учреждений. На наш взгляд, предпочтительнее выглядит та комиссия, в составе которой находятся представители вневедомственных научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений.
Во-вторых, наличие у членов Комиссии высшего и желательно послевузовского профессионального образования. В отдельных правовых актах о составе комиссий прямо указывается на наличие у независимого эксперта ученой степени кандидата или доктора наук, в других указание на наличие послевузовского профессионального образования отсутствует.
В-третьих, наличие опыта прохождения государственной и/или муниципальной службы не менее трех лет, если при этом бывший служащий не был уволен с государственной или муниципальной службы за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований к урегулированию конфликта интересов.
В-четвертых, преподавание учебных дисциплин, связанных с обучением студентов и слушателей порядку прохождения государственной и/или муниципальной службы, не менее трех лет. На наш взгляд, деятельностью, связанной с гражданской и/или муниципальной службой, должны считаться преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов прохождения гражданской и/или муниципальной службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах либо муниципальной службы в органах местного самоуправления.
В-пятых, обязательным условием должно быть отсутствие у члена комиссии судимости за совершение преступлений, что свидетельствует о его нравственных личных качествах и профессиональной репутации. Кроме того, в отношении члена комиссии не должно быть судебных решений, вступивших в законную силу, о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.
В-шестых, обязательным условием для члена Комиссии является наличие российского гражданства и отсутствие иностранного. Это положение, как и сформулированное в предыдущем абзаце, основано на требованиях российского федерального законодательства об общественных органах - общественных советах и комиссиях. Хотя исходя из общих принципов антикоррупционного законодательства - сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества - возможно участие в деятельности комиссии и представителей иностранных научных и образовательных учреждений, если они удовлетворяют вышеперечисленным требованиям и это положение прямо указано в нормативном правовом акте, регулирующем деятельность комиссии.
На наш взгляд, необходимо предъявлять дополнительные требования и к членам комиссии, которые могут входить в ее состав, то есть к представителям общественных и профсоюзных организаций. Такие требования должны быть не столь высокими, как к независимым экспертам, и отражать специфику деятельности комиссии. Во-первых, представители общественных и профсоюзных организаций должны соответствовать общим требованиям к членам комиссии (наличие российского гражданства, отсутствие сведений о судимости, отсутствие ограничений, связанных с дееспособностью, и наличие высшего профессионального образования). Во-вторых, представители общественных и профсоюзных организаций для равноправного и компетентного участия в работе комиссии должны иметь опыт прохождения государственной и/или муниципальной службы не менее трех лет.
На наш взгляд, сформулированные и предлагаемые нами общие и дополнительные требования к членам комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, не занимающим должности государственной службы, с одной стороны, позволят повысить эффективность деятельности названных комиссий, а с другой - обеспечить реализацию принципа вовлечения институтов гражданского общества в деятельность органов публичной власти по противодействию коррупции.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.