Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
П.Н. ВАСИЛЕНКО
Василенко Глеб Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России.
В теории административного права термин "институт" означает совокупность административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, пронизаны внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующей сферы государственного управления. Главная функция любого правового института состоит в обеспечении целостного эффективного регулирования общественных отношений.
Административно-правовой институт декларирования - это совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами уполномоченных органов государственной власти о своих доходах, доходах третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.
Декларирование отражает проявление множества управленческих отношений и связей, которые необходимо урегулировать при помощи норм государственно-властного характера. Это комплекс управленческих отношений, который включает в себя отношения, связанные с процессом организации и функционирования аппарата декларирования; отношения, возникающие между субъектами декларирования (декларант, декларационный орган) в самых различных сферах жизни общества и государства: налоговой, таможенной, обеспечения безопасности, подтверждения соответствия качества, энергетики, промышленности, торговли и многих других. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как вся управленческая деятельность государства должна выражаться именно в правовой форме.
В нормах института декларирования проявляются особенности административно-правового регулирования соответствующих управленческих отношений, которые выражаются в том числе в методах правового регулирования рассматриваемой сферы.
Административно-правовые методы декларирования отличаются определенной спецификой и направлены прежде всего на хозяйствующие субъекты. Специфика заключается в том, что сами эти субъекты в нынешних условиях могут использовать законодательно предусмотренные методы декларирования для оценки состояния производимых ими товаров, оказываемых услуг или для определения уровня безопасности на используемых ими объектах производства и т.д.
Форма осуществления декларационных мероприятий в рамках определенного административно-правового режима носит зачастую уведомительный характер. Такая модель регулирования общественных отношений позволяет государству переносить часть ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства с чиновника на декларанта, при этом декларирование осуществляется самим хозяйствующим субъектом или гражданином. Таким образом, государство стимулирует развитие механизмов внутрихозяйственного контроля, создавая предпосылки развития конкуренции на основе стремления хозяйствующих субъектов к повышению качества своих товаров, работ и услуг.
Важно отметить, что декларирование как административно-правовой институт в России формировалось последовательно на протяжении длительного времени, однако получило свое новое качественное развитие относительно недавно. На сегодня можно с уверенностью говорить о том, что либерализация административного законодательства позволила декларированию окончательно выйти за пределы привычного для многих специалистов межотраслевого института налогового или таможенного права и приобрести качества и признаки, характеризующие его как самостоятельный комплексный административно-правовой институт.
Функционирование механизмов декларирования возможно при условии применения административно-правовых методов правового регулирования, направленных на установление определенного порядка декларационных действий; предоставление декларанту возможности выбора одного из установленных законом вариантов поведения для достижения цели достоверности при декларировании; предоставление декларанту возможности выбрать модель декларирования по своему усмотрению, не нарушая при этом закон.
Состояние профильного законодательства и практики правоприменения показывает, что методы административно-правового регулирования, применяемые в сфере декларирования, характеризуются меньшей степенью императивности, нежели методы, задействованные в других институтах административного права, например институте государственной службы или лицензирования: они менее затратны с точки зрения используемых финансовых и трудовых ресурсов, но при этом весьма эффективны.
Декларирование необходимо рассматривать также в контексте декларационных полномочий субъектов административного права.
Среди федеральных органов исполнительной власти указанными полномочиями обладают:
- Федеральная налоговая служба России;
- Федеральная таможенная служба России;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
- Министерство сельского хозяйства РФ;
- Министерство транспорта РФ;
- Федеральное космическое агентство России;
- Министерство промышленности и торговли РФ;
- Министерство энергетики РФ;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России и др.
Деятельность субъектов декларирования опосредуется материальными и процессуальными административно-правовыми нормами. Материальные нормы в институте декларирования определяют основные положения, обусловливающие характерные черты этого правового института. К материальным нормам относятся: понятие, принципы декларирования; права и обязанности субъектов декларирования; способы декларирования; сроки декларирования; контроль и надзор в сфере декларирования.
Процессуальные нормы регулируют отношения относительно реального выполнения положений, содержащихся в материальных правовых нормах. Причем в каждом конкретном субинституте, который входит в институт административно-правового декларирования (таможенное, налоговое, энергетическое, лесное, подтверждения соответствия и других), содержатся конкретные процессуальные положения и процедуры. К ним следует отнести порядок подготовки, подачи и рассмотрения декларации и т.д.
Обязательным элементом институционального построения в рамках отрасли права является система профильных источников. Декларирование соответствует данной парадигме в полном объеме. Правовые источники института декларирования располагаются практически на всех уровнях нормативно-правового регулирования. На сегодняшний день ключевыми источниками рассматриваемого административно-правового института являются:
- Налоговый кодекс РФ;
- Таможенный кодекс Таможенного союза;
- Лесной кодекс РФ;
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи";
- Федеральные законы, определяющие различные технические регламенты (о требованиях пожарной безопасности, на молоко и молочную продукцию, соковую продукцию из фруктов и овощей, табачную продукцию, продукцию в области генно-инженерной деятельности, масложировую продукцию);
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения";
- Закон РФ от 20 августа 1993 г. "О космической деятельности";
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" и многие другие.
Современный административно-правовой институт декларирования - это система правовых норм, которая регулирует отношения, формирующиеся в процессе организации государственной системы декларирования, определения статуса субъектов декларирования, гарантий и процедур его реализации, а также механизмов контроля (надзора) в сфере декларирования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.