Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫВОДА ЧЛЕНОВ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ИЗ ИХ СОСТАВА
П.А. КАБАНОВ
Формирование адекватной угрозе системы противодействия коррупции невозможно без создания субъектов, наделенных полномочиями не только борьбы с коррупцией, но по профилактике коррупции и установления высоких стандартов к служебному поведению государственных и муниципальных служащих. В связи с этим в органах государственной власти и органах местного самоуправления стали создаваться специализированные органы - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту - Комиссия - Примечание автора). В результате появились целые группы нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих порядок их формирования и организации деятельности. Относительно полно в этих нормативных правовых актах отражаются цели, задачи и основные направления деятельности комиссий в определенном составе. Однако как показывает правоприменительная практика, состав Комиссии со временем в силу различных причин может изменяться, а члены Комиссии в силу тех же причин подлежат выводу из ее состава. Вместе с тем до настоящего времени этот вопрос не урегулирован в нормативных правовых актах, посвященных организации и обеспечению деятельности комиссий, и даже не рассматривался в научной литературе.
Разумеется, что основания для вывода из состава Комиссии различных категорий членов, входящих в нее, должны быть различными. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой правового регулирования создания (формирования) комиссий на различных уровнях власти, а с другой - правовым положением их членов.
На наш взгляд, для государственных (муниципальных) служащих в качестве одного из оснований может служить личное письменное заявление на имя руководителя государственного органа (органа местного самоуправления) о выходе из состава Комиссии в силу различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Это положение можно признать общим основанием. Оно должно распространяться на всех членов Комиссии в силу того, что они включаются в состав комиссии на добровольной основе и, следовательно, могут добровольно сложить с себя эти полномочия, обратившись с письменным заявлением, за исключением тех государственных (муниципальных) служащих, которые входят в состав Комиссии по должности (председатель и секретарь). Здесь освобождение от членства в Комиссии возможно только по иным основаниям объективного характера. Одним из объективных оснований вывода государственного (муниципального) служащего из состава Комиссии является его увольнение с государственной (муниципальной) службы. Другим объективным основанием для вывода государственного (муниципального) служащего из состава Комиссии является его перевод в другой орган государственной власти (орган местного самоуправления). В качестве основания для вывода из состава Комиссии может являться перевод государственного (муниципального) служащего на другую должность в том же органе, связанный с утратой им его должностного статуса, послужившего основанием его включения в состав Комиссии по должности. Например, должностное лицо кадровой службы органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, может быть переведено на другую должность, а на его должность может быть принято другое лицо, которое в соответствии с полученным статусом обязано входить в состав Комиссии в качестве секретаря, а лицо, утратившее этот статус, подлежит выводу. Еще одним основанием для вывода члена Комиссии из числа государственных (муниципальных) служащих является совершение им правонарушения, связанного с несоблюдением требований к служебному поведению и (или) требований к урегулированию конфликта интересов.
Для членов Комиссии, не замещающих должности государственной (муниципальной) службы, могут быть как общие основания вывода из состава Комиссии (письменное заявление на имя соответствующего руководителя), так и несколько иные. Эти основания могут носить как субъективный, так и объективный характер. В качестве одной из причин вывода из состава Комиссии ее члена, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы может служить письменная информация председателя или секретаря Комиссии об уклонении члена Комиссии от работы в ее составе, представленная руководителю органа, сформировавшему Комиссию, либо мотивированное решение Комиссии о выводе из ее состава соответствующего члена по данному основанию.
Объективным основанием для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава является информация о его поступлении на государственную или муниципальную службу, то есть утрата им статуса независимого эксперта, представителя общественности, если он представлял в Комиссии научное или образовательное учреждение либо общественную организацию.
На наш взгляд, еще одним объективным основанием для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава является утрата гражданства Российской Федерации и/или получение им иностранного гражданства в силу положений федерального законодательства о деятельности общественных органов (общественных палат и комиссий).
Очевидным объективным основанием для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава может служить осуждение его за совершение преступления после вступления приговора в законную силу или решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
В качестве самостоятельного основания вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава является вступившее в законную силу судебное решение о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.
Наиболее спорным основанием для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава следует признать его увольнение из научной организации или образовательного учреждения среднего, высшего или дополнительного профессионального образования, которое его рекомендовало в состав Комиссии по письменному уведомлению руководителя, рекомендовавшего этого члена в состав Комиссии. На наш взгляд, изменение места работы независимым экспертом не всегда связано с утратой им полученных профессиональных (экспертных) навыков. Здесь важнейшей составляющей является информация о том, по каким основаниям он был уволен из научной организации или образовательного учреждения среднего, высшего или дополнительного профессионального образования. Если основанием для увольнения явилось невыполнение им профессиональных обязанностей либо нарушение норм профессиональной этики, то вывод такого члена из состава Комиссии может оказаться оправдан. В случаях, если член Комиссии уволился в связи с переводом в другое научное или образовательное учреждение либо в связи с ликвидацией или реорганизацией этого учреждения, тогда этот вопрос может быть решен иначе - вносятся изменения в правовой акт с указанием нового места работы эксперта.
Объективным основанием для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава являются достоверные сведения о выходе его из состава общественной или профсоюзной организации, которая его рекомендовала в состав Комиссии, либо ликвидация или реорганизация в форме разделения этой организации. Очевидно, что в результате таких обстоятельств член Комиссии утратил свой статус, необходимый для пребывания в ее составе.
Объективными основаниями для вывода члена Комиссии, не замещающего должности государственной (муниципальной) службы, из ее состава являются его смерть либо вступившее в законную силу решение суда о признании его безвестно отсутствующим или умершим.
Наиболее сложным процедурным вопросом является порядок вывода из состава Комиссии ее членов. Нам представляется, что решение о выводе членов Комиссии из ее состава независимо от оснований должно приниматься на заседании Комиссии путем голосования, а оформляться ее решением. При этом при принятии решения о выводе из состава комиссии ее председателя или секретаря, а равно независимого эксперта, на заседании должна быть представлена и обсуждена новая кандидатура на замещение вакантной должности. Это обусловлено тем, что без участия в работе Комиссии указанных лиц невозможно эффективное исполнение возложенных на нее задач по рассмотрению поступающих на рассмотрение материалов, а без включения в ее состав нового независимого эксперта происходит приостановление деятельности всей Комиссии, которая не правомочна принимать решения. Поскольку при нарушении структурного состава Комиссии, предусматривающего, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии (ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>), решения Комиссии признаются не законными и подлежащими отмене.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Разумеется, что вывод члена Комиссии из ее состава должен осуществляться принятием правового акта руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления, образовавшего Комиссию, о внесении изменений в ее состав.
О принятом руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления решении о выводе из состава Комиссии письменно уведомляются бывший член Комиссии, члены Комиссии и другие заинтересованные лица. К другим заинтересованным лицам, которые подлежат уведомлению, следует отнести научные организации, образовательные учреждения среднего, высшего или дополнительного профессионального образования, общественные и профсоюзные организации, которые его рекомендовали в состав Комиссии.
В целях прозрачности работы Комиссии вся информация об изменениях в составе Комиссии должна размещаться в сети Интернет на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Предлагаемые нами правовые основания и порядок вывода членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов из их состава направлены на совершенствование правового регулирования деятельности названных комиссий и могут оказаться полезными для повышения эффективности их работы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.