Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ - ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Е.А. ПУЛОВ
Одним из направлений национальной стратегии России является здоровье нации.
В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.
Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта.
Достижение задач физического и духовного оздоровления населения невозможно без соответствующего развития физической культуры и спорта.
Важнейшим условием решения проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового образа жизни, но и станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации.
Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, определяя стратегический приоритет политики в сфере детства, отметил: "...это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. "Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей", - отмечал еще Лев Толстой. Между тем в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом - четыре пятых населения".
Физическая культура и спорт являются важной составляющей жизни современного общества и наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации.
Изменения в обществе, в демографии, общественном здоровье, жизненных установках и других аспектах внешней и внутренней среды обусловливают различия физических потребностей населения в спортивных занятиях и соответственно в специфике организации спортивной работы.
Каждый субъект Российской Федерации, исходя из конкретных потребностей, определяет свою региональную политику в области развития физической культуры и спорта, темпы создания спортивной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы, развитие кадрового потенциала, организацию работы с населением по месту жительства, развитие детского спорта.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России урегулированы Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Вопросы образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) в основном регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях", проблемы научно-методического и технического развития физкультуры и спорта - Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", развитие физкультуры и спорта в общеобразовательных учреждениях - Законом РФ "Об образовании", пропаганда физической культуры и спорта по каналам теле- и радиовещания - Законом РФ "О средствах массовой информации" и иными нормативными правовыми актами.
Важно отметить, что в последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной значимости массового спорта, которая проявляется в том числе в повышении роли государства в поддержке его развития.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., реализуется Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ 11 января 2006 г. N 7.
Сегодня особого внимания требуют проблемы, связанные с развитием массового спорта, созданием условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения.
Большая роль в этом процессе принадлежит как самим жителям, так и органам местного самоуправления и общественным организациям, по инициативе которых должно осуществляться развитие придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ст. 9) к полномочиям органов местного самоуправления в данной области относит:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; осуществление иных полномочий.
В соответствии со ст. 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение условий для развития на территориях поселения, муниципального района, городского округа физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий является прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Вместе с тем возможности и потенциал массового спорта сегодня не используются в полной мере, и во многом из-за отсутствия четкого правового регулирования любительского массового спорта.
Следует отметить, что немаловажная роль принадлежит массовому спорту и в становлении гражданского общества, именно поэтому к вопросам его доступности сегодня привлечено внимание различных общественных формирований.
12 апреля 2011 г. Общественной палатой Российской Федерации были проведены общественные слушания на тему: "Проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи и пути их решения", по итогам которых была принята резолюция.
В слушаниях приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества.
Участники общественных слушаний в принятом ими документе рекомендовали:
Правительству Российской Федерации:
1. Поручить Министерству регионального развития Российской Федерации разработать федеральную нормативную правовую базу организации спортивно-досуговой работы по месту жительства, устанавливающую:
включение в перечень должностей служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, должности "педагог-организатор воспитательной, оздоровительной и спортивно-культурно-массовой работы с населением по месту жительства";
размер (1 - 2%) отчислений от оплаты услуг ЖКХ на организацию культурно-воспитательной и спортивно-досуговой работы с населением;
нормативы площади встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения в объектах недвижимого имущества, в том числе непосредственно в жилых домах, объектов социального назначения: детских, подростковых и молодежных клубов, помещений для организации спортивной, кружковой работы и т.п.
2. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и в целях стимулирования социальной, научной и производственной инициативы профессиональных кадров, работающих в сфере самозанятости, поручить профильным ведомствам определить государственные, в том числе социальные, заказы для признанных профессиональных сообществ, работающих в социальной, образовательной и физкультурной сферах.
3. В связи с многоаспектностью вопроса формирования здорового образа жизни, необходимостью участия в решении данного вопроса различных ведомств рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии, обеспечивающей координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по решению вопросов формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи, а также связанных с проблемой сохранения здоровья детей школьного возраста.
Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации предложено:
1. С учетом действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. внесение соответствующих изменений в Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" с продлением срока ее действия до 2020 г., в том числе предусмотрев осуществление в ближайшие 2 - 3 года системы мер, направленных на разработку отечественного инвентаря и оборудования, конкурентоспособных с зарубежными аналогами.
2. Включить в Федеральную целевую программу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг. таких программ, как межотраслевая комплексная программа "Спорт с настроением", и других программ, направленных на развитие массового спорта, подготовку и повышение квалифицированных тренерских кадров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры и тренеров по месту жительства.
3. Разработать систему мониторинга доступности и качества спортивных учреждений, доступности и качества услуг, оказываемых учреждениями спортивно-досуговой сферы, а также общеобразовательными учреждениями в сфере организации досуга детей и молодежи.
4. Совместно с региональными общественными палатами провести мониторинг доступности и качества услуг, предоставляемых учреждениями спортивно-досуговой сферы. Принять меры по сохранению доступности объектов инфраструктуры спорта для детей и молодежи.
5. Рассмотреть вопрос об использовании площадок фитнес-центров (клубов) для организации досуга детей и субсидировании школьных абонементов для занятий в фитнес-центрах, в том числе для детей, достигших успехов в различных сферах, а также из социально незащищенных семей, за счет средств бюджетов различного уровня.
Предложения Общественной палаты Российской Федерации, безусловно, заслуживают внимания и могли бы стать ориентиром в выработке предложений, предполагающих законодательное закрепление единого подхода к организации, обеспечению доступности и качества услуг для населения в сфере массового спорта, установление таких мер, которые гарантировали бы гражданам реализацию конституционного права на занятие массовым любительским спортом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.