Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ: СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.А. ВИНОКУРОВ
Ведомственные награды в Российской Федерации, включающие ведомственные награды РФ (федеральные ведомственные награды) и ведомственные награды субъектов РФ, рассматривались автором настоящей работы <1>. В процессе исследования автором было предложено следующее определение федеральных ведомственных наград: "Ведомственные награды Российской Федерации - это награды, учреждаемые федеральными органами исполнительной власти, а также федеральными государственными органами, не обладающими статусом органов государственной власти, для награждения неопределенного числа лиц (граждан и организаций) за заслуги перед государством в определенной сфере деятельности".
--------------------------------
<1> См.: Винокуров В.А. Государственное ведомственное поощрение в Российской Федерации // Сборник научных трудов (по материалам научной конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга) / Под ред. М.Г. Лазара. СПб., 2003. Ч. 1. С. 61.
Основанием для приведенного выше определения послужили особенности ведомственных наград, которые были выявлены автором в работах, посвященных как наградам государства вообще <2>, так и ведомственным наградам в частности. Итак, ведомственные награды характеризуются следующими признаками:
--------------------------------
<2> В современном Российском государстве, наряду с государственными наградами РФ, существуют и иные награды государства, в числе которых президентские, парламентские, правительственные и ведомственные награды, а также награды органов судебной системы. См. подробнее: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М., 2008.
- награждаемыми субъектами ведомственных наград являются не все лица, а, как правило, только те граждане РФ и - довольно редко - иностранные граждане, которые работают в соответствующей сфере государственного управления или по определенной специальности. Лица без гражданства не включаются в число награждаемых субъектов федеральными ведомственными наградами;
- в отдельных случаях к числу награждаемых субъектов относят организации или коллективы (в основном коллективы творческие);
- основанием к награждению ведомственными наградами, равно как и наградами государственными, являются заслуги перед государством (в нашем случае - в лице соответствующих государственных органов), а также вклад человека или коллектива в укрепление или развитие какой-либо отрасли или сферы деятельности, в оказание помощи и содействия государственному органу (который можно рассматривать как вид заслуги);
- право на учреждение федеральных ведомственных наград предоставляется положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Но вопросы учреждения ведомственных наград и награждения ими решаются по-разному в зависимости от статуса федеральных органов исполнительной власти <3>.
--------------------------------
<3> Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" определены три группы федеральных органов исполнительной власти: 1) министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ; 2) министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственные этим министерствам службы и агентства; 3) службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
На наш взгляд, ограничения по награждаемым субъектам в части иностранных граждан и лиц без гражданства допустимы, поскольку такое основание для награждения ведомственными наградами, как заслуга перед государством в какой-либо отрасли или определенной сфере деятельности, напрямую связано с трудовой деятельностью. А в отношении иностранцев и лиц без гражданства законодательно предусмотрена возможность устанавливать ограничения <4>.
--------------------------------
<4> См.: ст. 11 Трудового кодекса РФ; ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
Стремление награждать ведомственными наградами юридические лица и коллективы в ряде случаев оправдано. Но такая возможность должна устанавливаться только при понимании того, что заслуга перед государством рассматривается как добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата <5>, которые осуществлены организацией или коллективом в целом.
--------------------------------
<5> Данное определение заслуги предложено профессором А.В. Малько. См.: Малько А.В. Льготная и поощрительная политика. СПб., 2004. С. 197.
Основная проблема при издании нормативного правового акта, которым учреждается награда (ведомственная, государственная и др.), заключается в определении заслуги или ее степени. Учреждая государственные награды РФ законодатель, как правило, использует либо общее понятие без какой-либо расшифровки - "за заслуги", либо уточняет степень самой заслуги - "за особые заслуги", "за выдающиеся заслуги" и т.п. Таким же образом действуют федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, не являющиеся органами государственной власти, при учреждении своих ведомственных наград. Лишь сфера заслуг очерчена рамками соответствующего ведомства или определенного вида деятельности.
Что касается полномочий по учреждению ведомственных наград, то следует отметить, что законодательно право федеральных органов исполнительной власти и государственных органов, не являющихся органами государственной власти, на подобные действия не закреплено. В то же время в федеральных законах, регулирующих деятельность отдельных государственных органов, не являющихся органами государственной власти, установлены некоторые виды ведомственных наград. Так, в соответствии со ст. 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники могут быть награждены нагрудными знаками "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" <6>. В ст. 27 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" представлен более широкий перечень ведомственных наград, предусмотренных для награждения сотрудников Следственного комитета. Восемь медалей ("За верность служебному долгу", "Доблесть и отвага", "За заслуги", "За отличие", "За безупречную службу", "Ветеран следственных органов", "За содействие", "За усердие в службе") и один нагрудный знак ("Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации") составляют основу ведомственных наград данного федерального государственного органа, поскольку названный Федеральный закон предоставляет право Председателю Следственного комитета РФ учреждать и иные медали данного ведомства <7>. При этом ведомственные награды включены в общий перечень поощрений, применяемых к работникам (сотрудникам) соответствующего государственного органа, что, по сути, равняет их с обычными поощрениями (благодарность, грамота, премия и т.п.), предусмотренными трудовым законодательством.
--------------------------------
<6> См.: СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<7> См.: СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
Исходя из норм Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", нормативно-правовое регулирование по всем вопросам собственной сферы деятельности должно осуществляться федеральным министерством. Как исключение из этого правила нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности может осуществляться федеральной службой или федеральным агентством, но по смыслу названного Указа только в случае, когда руководство деятельностью федеральной службой или федеральным агентством непосредственно осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ. Несмотря на это, в большинство положений о федеральных органах исполнительной власти включены нормы, позволяющие практически всем федеральным службам и федеральным агентствам самостоятельно учреждать собственные награды <8>. Формулировки таких норм различны. В положениях о федеральных органах исполнительной власти, утвержденных главой государства, используются словосочетания "ведомственные награды" или "ведомственные знаки различия"; в положениях о федеральных органах исполнительной власти, утвержденных высшим исполнительным органом государства - "знаки отличия", "ведомственные награды" или "знаки отличия и ведомственные награды", то есть наблюдается несогласованность в наименованиях данного вида наград государства.
--------------------------------
<8> Исключение, в частности, составляют Россотрудничество, подведомственное МИДу России; Росархив, находящиеся в ведении Минкультуры России. См.: Положение о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденное Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1315; Положение о Федеральном архивном агентстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // СЗ РФ. 2008. N 37. Ст. 4181.
Кроме того, в одних случаях право на учреждение ведомственных наград (знаков отличия) имеет федеральный орган исполнительной власти, а в других - руководитель федерального органа исполнительной власти. На наш взгляд, следует придерживаться статуса того или иного федерального органа исполнительной власти, которые могут быть единоначальными или коллегиальными. Если федеральный орган исполнительной власти по своему статусу является единоначальным (к каким относятся, в частности, все федеральные министерства), то право на учреждение ведомственных наград должно быть зафиксировано в полномочиях его руководителя. В случае наделения федерального органа исполнительной власти (федеральной службы, федерального агентства) статусом коллегиального органа, то право на учреждение ведомственных наград должно быть закреплено в полномочиях этого органа <9>.
--------------------------------
<9> Следует отметить, что статусом коллегиального органа не наделены ни одна федеральная служба, ни одно федеральное агентство.
Неразбериха и путаница существуют и в наименованиях ведомственных наград. Исходя из анализа актов, которыми учреждены различные федеральные ведомственные награды, их можно сгруппировать следующим образом: 1) ведомственные медали; 2) ведомственные звания (ведомственные почетные звания); 3) ведомственные знаки и значки; 4) грамоты, дипломы, благодарности, свидетельства; 5) ведомственные премии; 6) наградное оружие. Кроме выделенных видов ведомственных наград, существуют также немногочисленные награды, отражающие особенности того или иного федерального государственного органа (например, занесение на доску почета, в книгу почета, призы, вымпелы и др.), которые можно объединить в группу иных федеральных ведомственных наград.
Лидером по установлению ведомственных медалей является Министерство обороны РФ, у которого насчитывается 23 медали, из которых одна медаль имеет три степени и одна медаль - две степени. Гораздо меньшее число медалей учреждено федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или правоохранительная служба <10>.
--------------------------------
<10> Например, в МВД России учреждено 8 ведомственных медалей, в МЧС России - 4, в ФСИН России - 6, в ФССП России - 6, в ГФС России - 5, в ФСБ России - 4.
Ведомственные звания (ведомственные почетные звания) менее распространены, но при этом не менее значимы. Значимость ведомственных званий заключается не только в том, что для их присвоения требуется установленный стаж работы по специальности или в отрасли, составляющий, как правило, 10 - 15 лет, но и в том, что награждаемый получает максимальное число атрибутов этого вида награды: ему присваивается собственно ведомственное звание, вручается удостоверение к нему и в большинстве случаев - нагрудный знак, а в отдельных случаях он может получить ценный подарок или премию <11>. Ведомственные почетные звания являются основной группой ведомственных наград в таких федеральных органах исполнительной власти, как Министерство промышленности и торговли РФ (10 почетных званий), Министерство энергетики РФ (8 почетных званий) и Министерство образования и науки РФ (5 почетных званий).
--------------------------------
<11> См., напр.: Положение о звании "Почетный сотрудник ФСТЭК России", утвержденное Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14 октября 2005 г. N 398, в соответствии с которым работникам ФСТЭК России, удостоенным звания "Почетный сотрудник ФСТЭК России", вручаются нагрудный знак, удостоверение установленного образца и выплачивается единовременное денежное поощрение в размере трех должностных окладов // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46.
Ведомственные знаки и значки составляют самую большую по объему часть ведомственных наград. По состоянию на 1 января 2011 г. насчитывается 153 ведомственных знака и один значок - "Почетный радист" <12>. Ведомственные знаки при учреждении именуются как просто знаками, так и знаками отличия, нагрудными, почетными, памятными, юбилейными знаками, включая всевозможные вариации (например, "ведомственный почетный знак", "нагрудный знак отличия", "юбилейный нагрудный знак", "памятный нагрудный знак"). Для награждения ведомственным знаком в ряде случаев также требуется наличие стажа работы по специальности или в отрасли. При этом в случае награждения лица знаком, в имени собственном которого имеется словосочетание "почетный работник", это лицо использует рядом со своим именем наименование ведомственного знака как ведомственного звания, то есть именует себя не лицом, удостоенным такого-то нагрудного знака, а именно почетным работником в соответствующей области или сфере деятельности.
--------------------------------
<12> Российский значок "Почетный связист" был учрежден Министерством связи РФ на основании распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 1992 г. N 1647-р // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 11. Ст. 883. В дальнейшем, учитывая многочисленные реорганизации федерального органа исполнительной власти в области связи, Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 41 "О нагрудном значке "Почетный радист" было принято к сведению, что нагрудный значок "Почетный радист" учрежден Министерством связи и массовых коммуникаций РФ // СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 653.
Лицам, удостоенным как ведомственного звания, так и награжденным ведомственным знаком, вручается не только соответствующее удостоверение, но и нагрудный знак (причем в ряде случаев нагрудные знаки выпускаются в двух формах: для ношения на форменной одежде и для ношения на лацкане гражданского костюма <13>).
--------------------------------
<13> См., напр.: Приказ Минюста России от 26 сентября 2001 г. N 275 "Об учреждении памятного знака Министерства юстиции Российской Федерации", которым утверждены описания данного памятного знака вообще и памятного знака для ношения на лацкане гражданского костюма // Бюллетень Минюста России. 2001. N 11.
Таким образом, провести четкое различие между ведомственными званиями и ведомственными знаками на основании актов федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми учреждаются ведомственные звания и ведомственные знаки, не представляется возможным. Принимая во внимание толкование в современном русском языке термина "звание" и понятия "знак" как "знак отличия" <14>, предлагается при учреждении ведомственных наград придерживаться следующего:
--------------------------------
<14> Звание - официально присваиваемое наименование, определяющееся степенью заслуг, квалификацией в области какой-нибудь деятельности; знаки (знаки отличия) - нагрудные знаки, которыми награждаются. См., напр.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 230 - 236.
- наименование ведомственных званий должно быть таким, чтобы его можно было использовать одновременно с именем удостоенного этого звания ("почетный работник", "отличный сотрудник" и т.п.), т.е. так, как это применяется при учреждении почетных званий РФ;
- в имени собственном ведомственных знаков стоит использовать такие выражения, как "за заслуги", "за безупречную службу", "за отличие", "за развитие (чего-либо)", "участнику (действий или событий)" или "за содействие" и т.п., чтобы их не путали с ведомственными званиями;
- стаж работы по специальности (в отрасли) учитывать как основное условие при присвоении ведомственных званий, а для ведомственных знаков использовать другие критерии заслуг перед государством;
- официально ввести для лиц, удостоенных ведомственных званий, возможность использовать наименования этих званий одновременно с именем награжденного.
Что касается грамот, дипломов и благодарностей, то следует отметить их традиционность, за исключением благодарности, которая перестала быть устным видом поощрения, а стала оформляться, как грамоты и дипломы: на картоне или бумаге, иногда в рамке. Грамоты учреждаются в виде почетных грамот, похвальных грамот и благодарственных грамот <15>; дипломы бывают почетными; благодарности предусмотрены в виде благодарности федерального органа исполнительной власти и в виде благодарности руководителя федерального органа исполнительной власти; в обиход введены также благодарственные письма и почетные свидетельства.
--------------------------------
<15> В Министерстве внутренних дел РФ, кроме благодарности Министра, учреждена также благодарность заместителей Министра внутренних дел РФ, однако различия между ними не установлены. См.: Положение о благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел РФ, утвержденное Приказом МВД России от 11 июня 2002 г. N 555 // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).
Группа ведомственных премий немногочисленна и насчитывает всего 12 наименований. Ведомственные премии присуждаются, как правило, за успехи в научной деятельности (МВД России, МЧС России, Минкультуры России), за создание произведений литературы и искусства (МВД России, Минкультуры России), успехи и достижения в соответствующей отрасли (Минздравсоцразвития России, Минприроды России <16>, Минкомсвязи России, Росводресурсы).
--------------------------------
<16> Особенностью ежегодной премии "Русский лес", установленной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 июля 2005 г. N 191, является то, что данная премия за достижения в области лесного хозяйства и лесной промышленности (в 20 номинациях) не является премией в прямом смысле этого слова, то есть денежная составляющая при ее присуждении не предусмотрена; лауреатам вручаются лишь диплом, статуэтка по соответствующей номинации, нагрудный знак и удостоверение к нагрудному знаку // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).
В число ведомственных премий, по нашему мнению, следует отнести и премии для поддержки талантливой молодежи, а также денежное поощрение лучших учителей, несмотря на то, что данные виды наград учреждены главой государства. Основанием к такому выводу послужили нормы актов Президента РФ и изданные в их развитие акты Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ <17>, по которым в конечном итоге присуждение указанных премий и утверждение списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями производится приказами Минобрнауки России.
--------------------------------
<17> 1. Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи"; Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи"; Правила присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядок выплаты указанных премий, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 28 февраля 2008 г. N 74 // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1583; N 23. Ст. 2503.
2. Указ Президента РФ от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей"; Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2010 г. N 64 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям"; Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 26 марта 2010 г. N 217 // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 501.
Наградное оружие предусмотрено Федеральным законом "Об оружии" <18>, ст. 20.1 которого установлено, что наградным оружием является гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами РФ в качестве награды на основании указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций. Таким образом, формально наградное оружие относится и к числу президентских и правительственных наград, однако в основном это награда ведомственная.
--------------------------------
<18> См.: СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
Несмотря на отмечавшиеся ранее автором недостатки в организации системы ведомственных наград, сохранились и отсутствие упорядоченности в вопросах их учреждения и определения субъектов награждения, и путаница в наименованиях и во вручаемых атрибутах, и нечеткость формулировок заслуг перед государством. Таким образом, можно констатировать, что за последние несколько лет ситуация с ведомственными наградами нисколько не улучшилась, до настоящего времени место ведомственных наград в наградной системе не определено, возросло лишь их число. Не осуществлено регулирование вопросов, связанных с федеральными ведомственными наградами, ни на законодательном уровне (за исключением половинчатого решения вопроса для работников прокуратуры РФ и сотрудников Следственного комитета России), ни на уровне главы государства (для федеральных государственных органов, не являющихся органами государственной власти, и подведомственных федеральных органов исполнительной власти), ни на правительственном уровне (для подведомственных органов исполнительной власти).
Следует отметить неконтролируемое увеличение числа федеральных ведомственных наград, наличие различных подходов к определению как награждающих, так и награждаемых субъектов, определения заслуг перед государством и иных условий для награждения, а также иных организационных вопросов, связанных с данным видом наград государства. Подобное развитие событий требует принятия единого акта, определяющего общие принципы и правила учреждения ведомственных наград, включая право лиц на награду и отказ от нее, а также установление единых правил награждения. Необходимо также упорядочить виды федеральных ведомственных наград (медали, знаки, премии), одновременно установив право федеральных государственных органов на учреждение ведомственных наград определенных видов, отграничив их от видов поощрения, применяемых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе.
При подготовке подобного акта можно использовать также разработанный автором проект Федерального закона "О государственных наградах Российской Федерации и наградах в Российской Федерации", опубликованный в виде приложения в монографии, посвященной наградам государства как атрибутам российской государственности <19>.
--------------------------------
<19> См.: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М., 2008. С. 574.
Следует отметить, что своевременное нормативное урегулирование вопросов, связанных с федеральными ведомственными наградами, с одной стороны, позволит упорядочить правила учреждения этого вида наград государства федеральными государственными органами, зафиксировать их виды, четко определить награждаемых субъектов и их конкретные заслуги перед государством, установить порядок награждения ими, а с другой стороны, даст возможность гражданам правильно понимать назначение ведомственных наград для страны и грамотно их использовать в целях укрепления экономического роста и могущества Российского государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.