Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ, ЧТО ЭКСПЛУАТИРУЕМ
Н. КУПРИНА
Причинами техногенных катастроф и различных происшествий с техническими средствами, ставших, к сожалению, неотъемлемой трагической частью современной жизни, зачастую является не только человеческий фактор, но и недостатки регулирования процессов производства и эксплуатации таких устройств.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установил, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества различных собственников, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Ранее действующие редакции Закона N 184-ФЗ предусматривали, что технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления его в силу, то есть до 01.07.2010. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не приняты, прекращают действие по его истечении.
Но Федеральный закон от 30.12.2009 N 385-ФЗ внес изменения в п. 7 ст. 46 Закона N 184-ФЗ, согласно которым предельный срок принятия технических регламентов исключен и предусмотрено, что указанные в п. 1 ст. 46 обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Видимо, законодатель исходил из тех же опасений, которые высказаны д.ю.н., профессором Татьяной Гусевой <1>: в отечественной практике "добровольность" понимается как необязательность. В связи с чем отменить обязательные требования к продукции в случае непринятия соответствующих технических регламентов к 1 июля 2010 года законодатель оказался не готов.
--------------------------------
<1> Гусева Т., Некрасов А. Разница интерпретации добровольной стандартизации // ЭЖ-Юрист. 2011. N 8. С. 6.
Пункт 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ устанавливает, что со дня вступления в силу указанного Закона и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к процессам проектирования (включая изыскания), производства и т.д., определенные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, установленным Законом N 184-ФЗ.
То есть до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании <2>.
--------------------------------
<2> Определение ВС РФ от 14.01.2009 N 5-Г08-105.
Соблюдение обязательных требований обеспечивается наличием ответственности за их нарушение. Частью 1 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции. Таким образом, ответственность предусмотрена только за нарушение обязательных требований государственных стандартов, направленных на защиту жизни или здоровья граждан, имущества независимо от собственника, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечение энергетической эффективности.
Разберемся с терминами. В статье 13 Закона N 184-ФЗ предусмотрены в качестве документов в области стандартизации, используемых на территории РФ, национальные стандарты; международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом РФ по стандартизации.
Согласно Постановлению Госстандарта от 30.01.2004 N 4 в качестве национальных стандартов со дня вступления в силу Закона N 184-ФЗ признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года.
Кроме того, понятие государственных и межгосударственных стандартов раскрывается в недействующем государственном стандарте ГОСТ Р 1.0-92, а также в принятом взамен его стандарте ГОСТ Р 1.0-2004.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России).
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены", введенный в действие с 01.01.1999, определяет, что межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных (государственных) стандартов в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами.
При этом применение межгосударственных стандартов, как правило, осуществляется непосредственно, без переоформления в национальные (государственные) стандарты. Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 1.8-2004 после поступления из Бюро по стандартам зарегистрированного межгосударственного стандарта национальный орган РФ по стандартизации готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в РФ.
Таким образом, в качестве национальных стандартов в Российской Федерации применяются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, но административная ответственность по ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена только за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Национальные же стандарты, изданные и переизданные после 1 июля 2003 года с обозначением "Национальный стандарт", применяются полностью на добровольной основе, и административная ответственность за их нарушение не предусмотрена.
Итак, налицо необходимость приведения терминологии в области стандартизации и технического регулирования в единую систему, чтобы каждый термин однозначно трактовался в законах, подзаконных актах, иных нормативных и технических документах, в целях обеспечения качества и безопасности выпускаемой продукции и в необходимых случаях для возможности привлечения к ответственности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.