Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Ж.А. ГУКОВА
Предваряя рассмотрение темы, следует дать понятие государственной службы, трактуемое различными авторами, и важно заметить, что в 90-х годах XX в. институт государственной службы привлекал особое внимание. Обусловлено это тем, что именно в этот период начинает развиваться законодательство о государственной службе <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 1996; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2009.
Г.В. Атаманчук говорит о том, что "государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах". В определении Г.В. Атаманчука наиболее четко и последовательно выражена органическая взаимосвязь трех элементов: государства, государственного органа и государственной должности, а также логика правовых связей между ними. Подчеркивается направленность лица, находящегося на государственной должности в государственном органе, на осуществление функций и достижение целей государства. Указание на институт исполнения государственных должностей означает, что речь идет об использовании полномочий для реализации установленных функций государственного органа, решения общественных проблем, регулирования поведения и деятельности людей, обслуживания их интересов.
В.С. Груздев отмечает, что государственная служба как социально-правовой институт состоит из двух крупных элементов:
а) из системы правовых, организационных и процессуальных институтов (норм, правил, стандартов, процедур, требований), определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и осуществления государственной власти (правовая составляющая);
б) из граждан, профессионально подготовленных и практически участвующих во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (социальная составляющая) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Груздев В.С. Правовой статус госслужащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 25; Атаманчук Г.В. Конституционные основы государственной службы и кадровой политики. М., 1997.
Такое единство двух элементов придает государственной службе качество публичного социально-правового института, который занимает особое, самостоятельное место среди государственных, общественных и правовых институтов.
В системе исходных начал организации и прохождения государственной службы важное место принадлежит принципам. Принципы есть основные руководящие положения, идеи, которые пронизывают всю государственно-служебную деятельность и выполняют в ней направляющую и руководящую роль. Таким образом, государственная служба организуется и функционирует на определенных принципах, которые закреплены в законодательстве <3>. В содержании принципов государственной службы получают наиболее четкое воплощение природа и сущность государственной службы как фундаментальной категории государственного управления.
--------------------------------
<3> См.: Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России. М., 2003. С. 435.
В связи с этим в целях дальнейшего совершенствования государственно-служебных отношений, а также предупреждения и пресечения коррупции в ее системе представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов государственной службы, а также определение той роли, которую они играют в процессе организационного построения государственной службы.
Нельзя не выделить и то, что государственным гражданским служащим в части правового регулирования прохождения ими службы и установления их правового статуса повезло больше, чем государственным служащим государственной военной и государственной правоохранительной служб. Это связано с тем, что по государственной гражданской службе принят Федеральный закон об этом виде службы, а также реестр должностей государственных гражданских служащих. Вместе с тем многое из того, что нашло свое закрепление в законодательстве относительно правового положения (статуса) государственного гражданского служащего, нуждается в научном осмыслении и дальнейшем совершенствовании.
Во многом успех развития государственной службы возможен только на пути ее прочного нормативно-правового обеспечения. Совершенствование правового обеспечения государственной гражданской службы представляет собой одну из важных и крупных задач современной теории и практики государственной службы, административного права, решение которой определяется потребностями политического и социально-экономического развития страны.
Эффективность государственной службы и успех профессиональной деятельности государственных служащих во многом зависят от глубины теоретического осмысления закономерностей в рассматриваемой сфере, закрепления адекватного возложенным на государственного служащего задачам их административно-правового положения или статуса.
Выполняя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего. В этом качестве он предстает как важнейшая единица системы государственной службы.
Однако следует заметить, что реформы и преобразования государственной службы не принесут желаемых результатов, пока не будет сформирован государственный аппарат современного типа, способный успешно работать в новых условиях, пока не будет юридически закреплен, апробирован и подтвержден на практике административно-правовой статус гражданского служащего, отвечающий всем современным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, можно выстроить ряд теоретических выводов и предложений по совершенствованию административно-правового статуса государственных гражданских служащих:
1. Государственная гражданская служба как социально-правовой институт органически связана с государством, его местом и ролью в жизни общества и призвана обслуживать объективные потребности человека, общества и государства. Государственная гражданская служба рассматривается как важнейший источник и инструментарий профессионального решения многих общественных и государственных проблем. В деятельности государственных гражданских служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции государства.
2. На основе анализа понятия "государственный гражданский служащий" в правовой доктрине и законодательстве закономерным является вывод о том, что российский законодатель пошел по пути нормативного закрепления узкого подхода в определении понятия государственного гражданского служащего как лица, осуществляющего задачи и функции государства только в органах государственной власти. Вместе с тем следовало бы уточнить законодательное определение данного понятия, сформулировав его в следующей редакции: государственный гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в реализации задач и функций государства посредством исполнения государственной должности государственной службы, учрежденной в государственном органе.
3. Исследование вопросов административно-правового закрепления требований к государственным гражданским служащим позволяет сделать вывод о том, что квалификационные требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим, зависят от места, занимаемого государственным органом в системе госаппарата, а также характера исполняемых ими по должности обязанностей. Они во многом определяют направления и содержание административно-правового статуса государственного гражданского служащего.
4. Административно-правовой статус выражает наиболее существенные и необходимые связи государственного гражданского служащего с органами, осуществляющими публичное управление в Российской Федерации. Поэтому административно-правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации не только составляет базу для становления и реализации прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, но и непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший составной части.
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в обобщенной трактовке - это система предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя систему гарантий реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного гражданского служащего. Кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также нарушение запретов, связанных с государственной службой.
5. Запреты и ограничения, предусмотренные для государственных гражданских служащих Российской Федерации, являются важной и необходимой мерой, направленной на обеспечение законных интересов личности и государства. Они могут быть подразделены на три группы, в зависимости от сферы, в которой применяются:
а) запреты, относящиеся к сфере политической деятельности;
б) запреты, которые имеют целью оптимальное распределение рабочего времени государственного служащего и предотвращение различного рода злоупотреблений;
в) ограничения, касающиеся действий, которые могут быть использованы государственным гражданским служащим в личных целях, как имущественных, так и неимущественных.
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.
Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:
- необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РФ;
- обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;
- осуществление правовой реформы;
- проведение экономической и хозяйственной реформы;
- укрепление органов федеральной государственной власти;
- укрепление органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- создание государственного и муниципального аппарата в субъектах РФ;
- необходимость выработки концепции и практическое осуществление новой государственной кадровой политики;
- участие в проведении организационно-правовых мероприятий в федеральных и региональных органах государственной власти.
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления государства. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.