Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВИДЫ СРОКОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Л.Ю. ЗУЕВА
В ст. 24.1 КоАП РФ законодатель определил основные задачи производства по делам об административных правонарушениях. К ним отнесены: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Сущность своевременности видится в обеспечении временной упорядоченности действий участников административно-юрисдикционного процесса, максимально подчиненной решению задач, вытекающих из содержания ст. 24.1 КоАП РФ.
Представляется, что обеспечение своевременности требует углубленного изучения вопросов о правовой природе и видах сроков.
В словаре административного права сроки характеризуются как "определенные временные промежутки, в течение которых предусмотрено осуществление тех или иных юридических действий" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Словарь административного права / Кол. авт. М., 1999. С. 288.
Д.Н. Бахрах предложил следующую дефиницию: "Юридический срок - это определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 458.
Более внимательное отношение в ряде работ встречается к процессуальным срокам, раскрывается их содержание, роль и место в системе правовых отношений.
По мнению И.В. Пановой, "процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях - период (промежуток) времени, предусмотренный законодательством или назначенный юрисдикционным органом (должностным лицом), в течение которого должно или может быть совершено отдельное процессуальное действие" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Панова И.В. Производство по делам об административных правонарушениях: Монография. Саратов, 1999. С. 104.
Определение сроков дал А.С. Дугенец: "Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях - это урегулированные нормами административного права и направленные на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях временные промежутки, в пределах которых должны быть совершены в строго определенной последовательности соответствующие процессуальные действия" <4>.
--------------------------------
<4> См.: Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 18.
В большинстве приведенных определений сроки отождествляются с временными промежутками, отрезками времени, периодом времени. Это не случайно. Само по себе время не подлежит правовому регулированию, так как оно объективно и течение его безвозвратно. В качестве средства воздействия на поведение людей с учетом течения времени используется не философская категория "время", а срок, сочетающий в себе как объективные, так и субъективные начала.
Объективным основанием срока, считает Г.П. Бужинскас, является время, получившее отражение в субъективной категории, установленной людьми в целях использования объективного течения времени для воздействия на человеческое поведение. Таким образом, срок как способ измерения времени воздействует не сам на себя, а на поведение человека, и поэтому как субъективный измеритель объективного движения времени он может приостановиться (т.е. распространять действие после перерыва) <5>.
--------------------------------
<5> См.: Бужинскас Г.П. Процессуальные сроки в советском гражданском судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 41.
В научных работах можно найти указание на необходимость "особо тщательного подхода к решению вопросов о сроках привлечения к административной ответственности и процессуальных сроках рассмотрения дела, о моменте вступления в силу постановлений о наложении административных взысканий, о сроках обжалования постановлений и иных действий, совершаемых в административно-юрисдикционном производстве" <6>.
--------------------------------
<6> См.: Соловьева А.К. Производство по делам об административных правонарушениях и административное судопроизводство: соотношение понятий // Административная ответственность. М.: ИГП РАН, 2001. С. 59.
Из приведенного указания и вышеприведенных дефиниций можно сделать вывод о существовании различных видах правовых сроков. Однако приходится констатировать, что в научных трудах вопросам собственно классификации сроков уделено незначительное внимание.
Классификация представляет собой научный прием познания окружающего мира, который позволяет упорядочить знания об изучаемых явлениях на основе их группировки по определенным признакам. В ходе такой группировки выделяются наиболее устойчивые, типичные свойства исследуемых объектов, которые и обусловливают сходство их определенных сторон.
Например, Д.Н. Бахрах и Э.Н. Ренов полагают, что существует три вида сроков: процессуальные (закрепляющие отрезки времени, в рамках которых граждане, уполномоченные должностные лица и органы обязаны осуществить процессуальные действия), давностные (устанавливающие основания для прекращения производства по делу) и сроки принудительного воздействия (определяющие время осуществления мер административного принуждения, включая меры взыскания) <7>.
--------------------------------
<7> См.: Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989. С. 21 - 22; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008. С. 459 - 460.
Несколько иной точки зрения придерживается Л.В. Коваль, считающий, что сроки бывают двух видов: процессуальных действий и давности. Первые - это периоды времени, точно определенные в законе, в течение которых участники административно-деликтного отношения вправе или обязаны совершить процессуальные действия по рассмотрению дела, по исполнению постановления на принесение жалобы и т.д. Второй вид - это установленные законом сроки, после окончания которых исключается возможность привлечения виновного лица к ответственности или применение к нему назначенного наказания <8>.
--------------------------------
<8> См.: Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. С. 175, 179.
Анализ приведенных классификаций показывает, что авторы выделяют различные виды сроков. Однако указания о том, что послужило основанием подобного деления, нет. В связи с тем, что в рамках административного права материальное административное право и административно-процессуальное право органично связаны между собой, то процессуальные сроки устанавливаются не только процессуальными нормами. Например, сроки давности (ст. 4.5): срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6) и сроки административных наказаний (ст. 3.8, 3.9, 3.11, 3.12 КоАП РФ) - устанавливаются материальными нормами.
Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях <9>. Эти меры применяются в целях:
--------------------------------
<9> См.: Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2004. С. 182.
- пресечения административного правонарушения;
- установления личности нарушителя;
- составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями.
Некоторые из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями. Это, с одной стороны, административное задержание (краткосрочное ограничение свободы физического лица), а с другой - административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) и наказание - возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Однако, несмотря на внешнюю схожесть и близость в названиях, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административные наказания отличны по своему назначению, по порядку осуществления (исполнения), по последствиям, по срокам. В предлагаемой классификации они отличаются еще и видами норм, их установившими.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем классифицировать административно-правовые сроки по признаку установления их различными видами правовых норм: материальными и процессуальными.
К срокам, установленным материальными нормами, следует, на наш взгляд, отнести: сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5), срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6), и сроки административных наказаний (ст. 3.8, 3.9, 3.11, 3.12 КоАП РФ). К срокам, установленным процессуальными нормами: сроки, регулирующие производство по делу об административном правонарушении, и сроки мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.