Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПРЕБЫВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
Е.Л. ЗЕЛЕНСКАЯ
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" <1> (далее - Закон о ВИЧ) "дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации".
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Российская газета. 1995. 12 апреля.
Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1158 <2>. Отметим, что сертификат действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1158 "Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4800.
Проанализируем возможные последствия реализации данной нормы на практике. Право на въезд предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства, который прошел обследование максимум три месяца назад и если анализ проведен в период, когда возможны "ложноотрицательные" тесты на ВИЧ (стадия "серонегативного окна") <3>, наличие сертификата фактически не гарантирует отсутствие ВИЧ-инфекции у данного лица. Однако, несомненно, данная мера способствует ограничению допуска на территорию Российской Федерации ВИЧ-инфицированных.
--------------------------------
<3> Стадия серонегативного окна - это период с момента заражения до появления антител, который продолжается, как правило, от двух недель до трех месяцев // Серонегативное окно при ВИЧ-инфекции. URL: http://www.u-hiv.ru.
В связи с вышеизложенным предлагаем рассмотреть возможность сокращения сроков:
- действительности сертификата - до одного месяца;
- пребывания на территории Российской Федерации, когда необходимо предоставление сертификата, - до одного месяца. То есть сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции будет требоваться при получении служебных и обыкновенных виз (учебных, деловых, частных, рабочих), на туристических и транзитных визах предлагаемые нововведения не отразятся <4>.
--------------------------------
<4> См. также: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" // Российская газета. 2003. 17 июня.
Предложенные изменения позволят получить более реальные данные о количестве ВИЧ-инфицированных, пересекающих границу Российской Федерации, и оценить влияние миграционных процессов на состояние заболеваемости ВИЧ/СПИД в России.
На практике неоднократно фиксировались случаи выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан во время пребывания их на территории Российской Федерации. Последствия в данной ситуации определяются п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ: в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данное положение стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. По мнению заявителя (гражданина Украины Х.), п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ, п. 13 ст. 7 и п. 13 ст. 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5> не соответствуют Конституции Российской Федерации <6>, ее статьям 2, 7, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41 и ч. ч. 2 и 3 ст. 55, поскольку нарушают его права проживать совместно с семьей, заботиться о ребенке и воспитывать его, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливают дискриминационные правила, нарушающие баланс прав и свобод человека и допустимых в демократическом обществе ограничений <7>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 31 июля.
<6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
<7> Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 155-О "По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 <8> болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 апреля.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, законодательство Российской Федерации рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания (п. 3.2 Определения). Однако меры государственного принуждения, применяемые к гражданину Украины Х., затрагивают права не только самого заявителя, но и членов его семьи.
В связи с вышеизложенным представляется справедливым следующий вывод Конституционного Суда Российской Федерации: положения, содержащиеся в п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ и п. 13 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации".
Депортацию ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, несомненно, можно отнести к мерам административного принуждения, но присутствует ли в рассматриваемых правоотношениях "медицинский компонент"?
Непосредственно депортацию осуществляют Федеральная миграционная служба Российской Федерации и ее территориальные органы во взаимодействии с Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
А.С. Лукьянов упоминает о таком специфическом методе административно-правового регулирования, как институт нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации. Его основное отличие от депортации и административного выдворения в том, что на принятие такого решения не влияет сам факт нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Его основанием является сама возможность (угроза) въезда и пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации. Депортация является лишь обеспечительной мерой воздействия по отношению к исполнению решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<9> Лукьянов А.С. Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России // Российская юстиция. 2009. N 4. С. 42.
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации <10> Минздравсоцразвития России относилось к таким уполномоченным органам. С 25 декабря 2009 г. (со дня вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1002 <11>) уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) <12>.
--------------------------------
<10> См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 11 апреля.
<11> См.: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1002 "О внесении изменений в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"// Российская газета. 2009. 18 декабря.
<12> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Российская газета. 2004. 8 июля.
Несмотря на то что ВИЧ-инфекция ежемесячно выявляется у лиц, прибывающих на территории Омской области <13>, УФМС по Омской области редко применяются соответствующие меры к иностранным гражданам и лицам без гражданства (из выявленных за 11 месяцев 2009 г. 221 иностранцев: отказано в выдаче разрешения на временное проживание - 2, аннулировано разрешение на временное проживание - 3), что можно объяснить отсутствием четкого алгоритма взаимодействия между УФМС и Минздравсоцразвития РФ. Появление Роспотребнадзора в вышеуказанном Перечне позволит более эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие между службами.
--------------------------------
<13> По данным Управления Роспотребнадзора по Омской области, на 1 декабря 2010 г. выявлено 3572 случая ВИЧ-инфекции, т.е. в среднем - 103 случая в месяц, из них в среднем в 20 случаях ВИЧ выявляется у иностранцев // URL: http://55.rospotrebnadzor.ru
В судебном порядке вопрос о выдаче разрешения на временное проживание рассматривался в 2009 г. один раз <14>. В последнем случае суд, рассмотрев заявление гражданина Украины, проживающего в Омской области с 2007 г. и имеющего беременную жену и дочь 2005 г. рождения (обе они здоровы), признал отказ УФМС по Омской области незаконным и обязал УФМС выдать иностранному гражданину разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Суд вынес решение на основании указанного выше Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 155-О, однако, по нашему мнению, суду следовало:
--------------------------------
<14> Решение Таврического районного суда Омской области от 15 июля 2009 г.
- во-первых, указать, что соответствующим правоприменительным органом не учтены все "исключительные и заслуживающие внимания обстоятельства" дела;
- во-вторых, не признавать незаконным, а отменить решение УФМС (исходя из "гуманитарных соображений") и обязать выдать разрешение на временное проживание.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, а также то, что обследование на ВИЧ-инфекцию предполагает использование специальных методов и знаний, можно сделать заключение об административно-медицинском характере рассмотренной меры административного принуждения, применяемой по отношению к ВИЧ-инфицированным иностранцам и лицам без гражданства.
По нашему мнению, необходимо дополнить ст. 11 Закона о ВИЧ пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Решение о депортации ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства может быть обжаловано в суд при наличии следующих обстоятельств:
- если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет на иждивении несовершеннолетних и (или) нетрудоспособных членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Для целей настоящего Закона ими признаются: супруг, родители, дети (если происхождение ребенка установлено в предусмотренном законом порядке);
- если иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае депортации будут лишены необходимой медицинской помощи, что приведет к значительному ухудшению состояния его здоровья. Указанное обстоятельство должно быть подтверждено заключением специализированного государственного учреждения здравоохранения о нуждаемости ВИЧ-инфицированного в медико-социальной помощи (с учетом клинической стадии заболевания). Правила оформления указанного заключения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. При наличии обстоятельств, указанных в п. 3 настоящей статьи судом рассматривается вопрос о выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации".
В заключение отметим, что рассмотрение вопроса об отмене норм, ограничивающих въезд и пребывание на территории Российской Федерации ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, невозможно без объективного анализа влияния миграционных процессов на эпидемиологическую обстановку в стране.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.