Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРДИНАРНАЯ И ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ ДУХОВНО-ВОЕННАЯ СЛУЖБА В 1900 - 1917 ГГ.
И.А. ВАСИЛЬЕВ
В российских Вооруженных Силах проводится эксперимент по причислению лиц православного духовного сана к штату воинских частей с целью создания при них приходов и исполнения духовной службы. Для оптимального функционирования возрождаемого церковно-государственного института следует учесть богатый опыт духовно-военной службы в завершающий период существования Российской империи.
В 1900 - 1917 гг. содержание правового института духовно-военной службы не было однородным. Юридически закреплялось существование как "ординарной духовно-военной службы", так и "экстраординарной духовно-военной службы". В юридико-техническом аспекте это фиксировалось отчасти четко и ясно, отчасти - в латентной форме. Однако важно отметить, что уровень законодательной техники нормативных правовых актов Российской империи, регулировавших духовно-военную службу, не позволяет использовать легальные определения указанных выше понятий: они отсутствовали.
Система подготовки кадров для духовно-военной службы в поздней Российской империи была связана преимущественно с функционированием духовных семинарий <1>. От лиц духовного чина, поступающих на ординарную духовно-военную службу, требовалось только иметь определенный уровень образования. Семинарское образование признавалось достаточным, тем не менее часто данные служащие имели и высшее образование. Так, на 1 января 1902 г. из 462 ординарных духовно-военных служащих духовную академию окончили 24 <2>. Для кандидатов в эсктраординарные духовно-военные служащие устанавливался дополнительный ценз благонадежности <3>.
--------------------------------
<1> Боголюбов А.А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 г. СПб., 1901. С. 12.
<2> Добротворский С. Сравнительная статистика военного духовенства за период времени 1888 - 1902 гг. // Вестник военного духовенства. СПб., 1902. N 6. С. 188; Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии (XVIII - начало XX в.). Историко-педагогический анализ: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 210.
<3> Положение об управлении церквями и духовенством Военного и Морского ведомств. СПб., 1890. Глава I. Ст. ст. 1, 2, 3; Глава II. Ст. ст. 8, 9, 10.
Основываясь на нашем исследовании духовной службы <4> православного духовенства, ординарную духовно-военную службу мы можем определить как осуществляемую по уполномочию государства деятельность по исполнению лицами духовного сана обрядов <5> Русской православной церкви в армии и на флоте. К ординарной духовно-военной службе следует отнести не только служение при сухопутных войсках и на флоте, но и гражданскую службу при различных воинских формированиях. Законодательное основание для причисления последней к ординарной духовно-военной службе дают Свод военных постановлений <6> и Свод морских постановлений <7>, установившие для находившихся на гражданской службе при различных воинских формированиях лиц правовой статус, аналогичный статусу военнослужащего. Главным юридическим признаком института ординарной духовно-военной службы являлось включение таких служащих исключительно в реестр лиц, числящихся на государственной службе по Военному или Морскому ведомству, наряду со светскими чиновниками.
--------------------------------
<4> О государственной службе православного духовенства подробнее см.: Васильев И.А. Государственная духовная служба в Российской империи: к постановке проблемы // История государства и права. 2009. N 10.
<5> В церковном употреблении слово обряд заменяется понятием "духовная треба". См.: Митрохин Л.Н. Христианство: словарь. М., 1994. С. 472.
<6> Свод военных постановлений. Ч. 2. СПб.,1907.
<7> Свод морских постановлений. Кн. VIII. СПб., 1910.
Остановимся на двух наиболее важных категориях священнослужительских должностей ординарной духовно-военной службы.
Первая категория - священнослужители при церквях госпиталей. Священник военного госпиталя назначался главным священником армии и флота вместе с окружным инспектором госпиталей на основании представления начальника соответствующего госпиталя. Важная особенность правового статуса священника госпиталя заключалась в его подчинении исключительно главному священнику армии и флота <8>. Основные обязанности священника военного госпиталя законодательство определяло лаконично и недвусмысленно: приличное содержание церкви и ее имущества. Таким образом, священник заведовал церковной собственностью, а также вел документацию об использовании церковного имущества <9>. Свои полномочия в области хозяйственной деятельности священник осуществлял под контролем со стороны назначаемого госпитальным комитетом старосты церкви при лечебном заведении. Если при военном госпитале не было собственного храма, то духовные требы <10> исполнялись священниками ближайших полков, а при их отсутствии - приходскими священниками по назначению начальника дивизии <11>. О необходимости замены священника госпитальный комитет сообщал начальнику госпиталя, а последний обращался к окружному инспектору госпиталей <12>.
--------------------------------
<8> Свод военных постановлений. СПб., 1910. Кн. XVI. Разд. I. Ст. 221.
<9> Там же. Ст. 222.
<10> Молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и т.д. // Митрохин Л.Н. Христианство: Словарь. М., 1994. С. 472.
<11> Свод военных постановлений. Кн. XVI. Разд. I. Ст. 225.
<12> Там же. Ст. 226.
Вторая категория священнослужительских должностей ординарной духовно-военной службы - служба при церквях военно-исправительных тюрем. Священник военно-исправительного заведения назначался приказом главного начальника военного округа с учетом мнения главного священника армии и флота <13>. В обязанности священника военно-исправительного заведения входило исполнение треб, а также просветительские функции: наставлять "арестантов в религии"; навещать их "сколь можно чаще"; обращать внимание на их нравственность; обучать арестантов грамоте <14>. Среди широкого круга полномочий священника военно-исправительного заведения необходимо отметить интересное и важное правомочие - заявлять ротному комитету о смягчении наказания тем арестантам, которые "по степени нравственности исправления будут того достойны" <15>.
--------------------------------
<13> Свод военных постановлений. СПб., 1910. Кн. XVII. Разд. I. Ст. 21.
<14> Там же. Ст. 22.
<15> Там же.
Правовой институт экстраординарной духовно-военной службы заключался в осуществлении по уполномочию государства деятельности по административному управлению <16> штатом служащих ординарной духовно-военной службы. Нормативное регулирование экстраординарной духовно-военной службы закреплялось в Положении об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств 1890 г. <17> и оставалось неизменным до 1917 г.
--------------------------------
<16> Административное управление штатом здесь определяется как правомочия по назначению, увольнению, поощрению, равно как и контрольные полномочия.
<17> См.: Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств. СПб., 1890.
Во главе иерархии духовенства Военного и Морского ведомств находилось духовное лицо - протопресвитер <18> военного и морского духовенства, назначаемый Святейшим Синодом. Управление осуществлялось на принципах, близких к министерской организации: помимо пресвитера, в административных целях учреждалось правление, три члена которого назначались из "подведомственных ему и имеющих пребывание в Санкт-Петербурге благонадежных <19> протоиереев и священников" и увольнялись Святейшим Синодом по представлению протопресвитера <20>.
--------------------------------
<18> Высшая должность русского белого духовенства, соответствующая чину "протоиерей" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т XXV. СПб., 1898. С. 559.
<19> Обязательное наличие качества "благонадежности" у кандидата в члены правления чрезвычайно показательно. Однако в законодательстве Российской империи 1906 - 1917 гг. отсутствуют признаки данного понятия и тем более его нормативное определение. Таким образом, мы можем отметить существенный пробел в законодательстве, который к тому же не был преодолен при помощи правоприменительной практики.
<20> Положение об управлении церквями и духовенством Военного и Морского ведомств. Глава II. Ст. ст. 8, 9, 10.
В числе полномочий протопресвитера отметим два основных <21>: во-первых, назначение служащих ординарной духовно-военной службы соответствующей епархии из кандидатов, обладавших духовным саном и чином; во-вторых, представление епархиальному архиерею лиц, еще не имевших духовного сана и чина, для посвящения в него. Таким образом, в подчинении протопресвитера Морского и Военного ведомства находились ординарные духовно-военные служащие армии и флота - церковнослужители. Отдельную категорию экстраординарных духовно- военных служащих составляют благочинные <22> армии и флота <23>. Их деятельность заключалась в осуществлении контрольных и надзорных правомочий над осуществлением полномочий ординарными духовно-военными служащими.
--------------------------------
<21> Там же. Глава III. Ст. 31.
<22> Административно-судебное должностное лицо православного духовенства // Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. I. С. 233.
<23> Инструкция армейским благочинным. СПб., 1890. С. 8.
Юридическое закрепление института духовно-военной службы в законодательстве Российской империи 1900 - 1917 гг. характеризовалось детальным регулированием и, за редким исключением, отсутствием пробелов в соответствующих нормативных правовых актах. Продуманность и взаимосвязь иерархии ординарной и экстраординарной духовно-военной службы позволили создать эффективную и жизнеспособную систему удовлетворения религиозных потребностей личного состава армии и флота и духовно-нравственного воспитания военнослужащих.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.