Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СООТНОШЕНИИ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
О.Ю. БАКАЕВА, Н.А. ПОГОДИНА
Формирование полноценных взаимоотношений личности и государства невозможно без согласования их интересов, выступающих мотивом поведения, действий или бездействия. Каждый индивид или группа представляют свои интересы, которые могут быть связаны с общественными интересами, существовать параллельно с ними, противоречить им. А интересы государства, выраженные в его политике, как правило, обусловлены интересами граждан и их объединений. Многообразие взаимосвязей государства и личности предопределяет и разносторонность соотношения их интересов.
Вырабатываемые государством публичные интересы выступают фундаментом для создания и функционирования государственных и общественных институтов. Частные интересы отражают потребности граждан и организаций и являются главным фактором их деятельности. Необходимость учета частного и публичного интереса характеризует современное взаимодействие личности, общества и государства. Их оптимальное соотношение возможно при уважении интересов друг друга, при их взаимной ответственности и только в государстве с высокоразвитыми демократическими институтами, стабильной экономикой, сформировавшейся политической системой.
Приоритет права в регулировании вопросов обеспечения баланса личного и общественного обусловлен его назначением, поскольку именно оно есть первооснова для разграничения частных и публичных интересов, сталкивающихся между собой, конфликтующих и противоречащих друг другу. В идеале право должно обеспечить их разумное соотношение, минимизировать дисбаланс, найти способы преодоления коллизий. Особенно важно достижение такого равновесия для современной России, где противоречия интересов личности и государства неблагоприятно сказываются на функционировании общественных отношений, подрывают авторитет закона, отражают кризис доверия власти, снижают уровень правосознания и даже ведут к правовому нигилизму.
Начавшиеся с переходом к рыночной экономике реформы, с одной стороны, расширили спектр свобод граждан (например, свобода экономической деятельности), а с другой - привели к ограничению их интересов (необоснованное вмешательство государства в хозяйственную деятельность, усиление налогового бремени, снижение уровня благосостояния граждан). При этом гипертрофированное внимание к публичным интересам неминуемо ущемляет частные, не позволяет им динамично развиваться и в полной мере реализовываться. Недовольство проводимой государственной политикой усиливает противостояние власти и населения, при котором адекватное соотношение частных и публичных интересов становится невозможным.
В настоящее время концепция соотношения частных и публичных интересов не получила должной разработки в законодательстве, хотя именно стремление к балансу таких интересов должно служить предпосылкой его реформирования. Между тем в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ не раз обращалось внимание на данную проблему. Так, в 1996 г. отмечалось, что "только демократия дает возможность искать и находить динамический баланс интересов, тонко реагировать на особенности страны и постоянно меняющиеся запросы социально-экономического и культурного развития" <1>. В 2009 г. Президент РФ указал на обязанность государства следовать законным интересам и учитывать мнение всех граждан России независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений <2>. В Послании 2010 г. отмечено: "Надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей" <3>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 февраля 1996 г.
<2> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.
<3> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.
В науке наиболее обстоятельное исследование категорий "публичное право", "публичные интересы" проводится Ю.А. Тихомировым <4>. Встречаются и самостоятельные работы, посвященные изучению данного вопроса в отдельных отраслях (например, в налоговом, гражданском, семейном праве, а также в сферах правового регулирования предпринимательской деятельности, рекламы, банкротства юридических лиц) <5>.
--------------------------------
<4> См., например: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5; Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12; Публичные и частные интересы в российском законодательстве: Сб. по матер. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2005; Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008.
<5> См., например: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001; Соловьев В.А. Частные и публичные интересы субъектов налоговых правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. 2-е изд. СПб., 2005; Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Хавкин В.И. Публично-правовые начала гражданского законодательства современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Борисенкова Т.В. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании банкротства юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Дзгоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Свою оценку реализации частных и публичных интересов в нашей стране дает Конституционный Суд РФ. Однако отсутствие в российском законодательстве и судебной практике каких-либо правил для определения оптимального соотношения частных и публичных интересов подчеркивает сложность и многоаспектность исследуемого вопроса. В связи с этим значимость решений высших органов судебной власти, и в первую очередь КС РФ, в которых излагается правовая позиция по поводу пределов реализации интересов, трудно переоценить. Так, например, КС РФ указал на обязанность законодателя соблюдать баланс частных и публичных интересов при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление КС РФ от 30 января 2009 г. N 1-П.
Конституционный Суд РФ стоит на страже баланса интересов, но не всегда оценивает его как соблюдение равновесия публичных и частных интересов. Несмотря на то, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой характер, КС РФ отмечал, что при регулировании налоговых отношений необходим баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей <7>. Суды не уполномочены проверять целесообразность решений налоговых органов (их должностных лиц), которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, однако необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений.
--------------------------------
<7> См.: Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П.
Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов в праве и ведущая роль в ее разработке правовой науки осознаются и отечественными, и зарубежными правоведами. Так, ученые отмечают, что основное назначение государства состоит в построении такой системы права, где учитывались бы интересы всех участников общественных отношений <8>. Таким образом, для обеспечения необходимой организации возникающих общественных правоотношений необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов.
--------------------------------
<8> См., например: Винник О.М. Системный подход к разрешению проблемы гармонизации публичных и частных интересов в хозяйственной деятельности // Социальная роль права: история и перспективы: Мат. межд. конф. / Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 2003. С. 90.
В современных условиях представляется важным разработать единое системное учение, нацеленное на формулирование необходимого понятийно-категориального аппарата, установление основных начал соотношения частных и публичных интересов, отражение данного принципа в законодательных нормах Российского государства. Изучение динамики соотношения частных и публичных интересов в различных отраслях права и законодательства, поиск способов преодоления противоречий между ними, научное осмысление проблем их оптимизации позволят высоко оценить роль права в современной России. Наличие четко сформулированных наукой и практикой принципов (основополагающих начал) соотношения частного и публичного интересов позволило бы избежать массы трудностей и ошибок при разрешении споров, в которых сталкиваются интересы, охраняемые правом. Озабоченность данными вопросами высказывают и ученые, и практические работники, занятые в области юриспруденции.
Категория "интерес" (от лат. interest - имеет значение, важно) употребляется в различных отраслях научных знаний: философии, истории, психологии, управлении, педагогике, юриспруденции.
Толковый словарь русского языка трактует слово "интерес" и как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; и как нужды, потребности лиц; и даже как выгоду или корысть <9>. В. Даль определял интерес как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому(чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым <10>. С помощью интереса раскрывается связь между объективными закономерностями и действиями людей. Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения.
--------------------------------
<9> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд. М., 1995. С. 244.
<10> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 699.
Роль интересов в жизни общества была отмечена издавна. Первыми исследователями, обратившимися в свое время к анализу сущности понятия "интерес", стали французские материалисты XVIII в. К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. Например, П. Гольбах делал акцент на том, что "интерес - это, попросту говоря, то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья. Отсюда следует, что ни один смертный не бывает полностью лишен интересов" <11>. Одно из первых философских определений понятия интереса дано К.А. Гельвецием: "Интерес - могущественный и всеобщий стимул, который движет людьми, увлекая их то к пороку, то к добродетели" <12>. Таким образом, интерес неразрывно связан с сознанием людей и их волей, однако его направленность может носить как позитивный, так и негативный характер. Но, по мнению К. Маркса, ограниченность теории интереса французских просветителей заключается в том, что она лишена положительного экономического содержания <13>. Возможно, ученые того времени и не учли всех аспектов данного учения, однако ими были предопределены верные подходы к уяснению его содержания.
--------------------------------
<11> Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 311.
<12> Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 343.
<13> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 412.
И. Кант, рассматривая проблему интереса преимущественно в связи с практическим разумом, отмечал: "Интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения" <14>. Таким образом, ученый указал на осознание субъектом своей мысли, на выражение конкретной воли, определенного стремления.
--------------------------------
<14> Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 306.
Напротив, известный советский философ Г.Е. Глезерман трактовал интерес как явление, связанное исключительно с бытием предмета, не сводящееся к сознанию и воле. Он отмечал, что в понимании интереса надо различать, прежде всего, три основных момента:
формирование интереса как объективного явления;
отражение интересов в сознании людей;
реализацию интересов в практической деятельности людей <15>.
--------------------------------
<15> См.: Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория. М., 1973. С. 51, 65.
Такая позиция отводит личности весьма пассивное место, хотя исследователь и признает, что интерес может быть реализован. Нельзя не учитывать, что любая реализация требует от лица активных действий, выражающихся в его поведении.
Понятие интересов занимает одно из центральных мест в традиционной (марксистской) политической экономии, в которой интересам предписывается классовый смысл и антагонистический характер. В неоклассических теориях определение интереса отсутствует, смысл термина считается самоочевидным. Также по умолчанию он используется и в институциональной теории.
Существенный вклад в разработку категории интереса внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они подчеркивали исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности. К. Маркс в "Дебатах о свободе печати" отмечал, что "все то, за что человек борется, связано с его интересом" <16>. В "Святом семействе" оба мыслителя указывают на интерес как на силу, которая "сцепляет друг с другом членов гражданского общества" <17>. Итак, развивая теорию, исследователи отмечают, что интерес порождает взаимоотношения, связи между людьми, посредством которых впоследствии и реализуется.
--------------------------------
<16> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 72.
<17> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 134.
В работе "Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности" А.М. Гендин указывает на интерес как на важное звено "в цепи детерминации человеческой деятельности, в котором совершается начальный этап отражения потребности и ее преобразование в активный побудительный фактор" <18>.
--------------------------------
<18> Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии и научного коммунизма / Под ред. В.А. Гженцак. Красноярск, 1971. С. 94.
Наиболее точное определение рассматриваемой категории с позиций экономики принадлежит А. Генкину: "Интерес мы определяем как реальный, обусловленный отношениями собственности, принципом экономической выгоды, мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем индивидуальных потребностей" <19>.
--------------------------------
<19> Генкин А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. N 6. С. 148.
Проблема интереса исследуется и в современной педагогике и психологии. До настоящего времени не выработано единого определения этого понятия, которое разделяли бы все ученые в области психологии. Прежде всего, существует точка зрения, согласно которой интерес понимается как побуждение. Например, в одном из психологических словарей интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности <20>. Также существует подход к определению понятия интереса, основанный на понимании интереса как отношения. Так, Г.И. Щукина полагает, что интерес - это особое избирательное отношение к окружающему миру <21>. Наиболее распространено понимание интереса через призму определенной направленности. Например, Э.Ф. Зеер полагает, что интерес - это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности <22>.
--------------------------------
<20> См.: Психологический словарь. Краткое введение в психологию // URL: http:// psiwebzone.ru/ st/ 085000.htm.
<21> См.: Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 6.
<22> См.: Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск, 1990. С. 54.
Таким образом, следует констатировать отсутствие единой психолого-педагогической концепции интереса, что, однако, не препятствует общему пониманию большинством исследователей его основных характеристик, выражающихся в наличии интеллектуальных, эмоциональных, волевых, осознанных проявлениях личности.
Несмотря на то, что понятие интереса является достаточно сложным и не предполагает возможности единственно верного толкования, несомненна трактовка интереса как формы потребности. Интерес возникает в связи с потребностью, причем такая потребность должна быть осознанной и выражаться в нацеленности на осуществление конкретной деятельности.
Между тем следует отметить недопустимость с точки зрения юридического подхода полного отождествления понятий "потребность" и "интерес". Потребность отражает то, в чем данный субъект нуждается, тогда как интерес в первую очередь предполагает наличие определенных способов удовлетворения соответствующих потребностей. Именно способы удовлетворения потребностей становятся предметом правовой регламентации и в конечном счете находят свое отражение в норме права в виде указания на субъективные права (меру возможного, дозволенного поведения) и обязанности (меру должного, необходимого поведения).
Основным и единственным носителем интереса в окружающем нас мире является человек. Однако в силу объективных причин он имеет разнообразные интересы. Последние из-за своей направленности на различные предметы могут вступать между собой в противоречие, разрешение которого также становится для человека жизненно необходимым. Впоследствии рождается личность как форма разрешения внутреннего конфликта, основанного на противоречии имеющихся у человека и актуальных на данный момент интересов.
В юридической науке роль интереса впервые была отмечена немецким ученым XIX в. Р. Иерингом. Им была разработана юридическая теория интересов, где приоритет оставался за жизненными ценностями и реальными интересами людей. Именно Р. Иеринг высказывал идею, что интерес есть материальное основание права, а основным его предназначением считал уравнивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними <23>.
--------------------------------
<23> См.: Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
Рассуждая о роли интересов в законодательстве, Т.Я. Хабриева и Ю.А. Тихомиров не только отмечают недостаточность их научного исследования, но и подчеркивают, что они оживляют и одухотворяют правовые процессы и нормы и их гармонизация в контексте обеспечения национальных интересов весьма актуальна <24>.
--------------------------------
<24> Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 17.
Категорию "законные интересы" в научный оборот одним из первых ввел Г.Ф. Шершеневич, по словам которого "члены одного общества выработали в себе привычку отстаивать всеми законными средствами свои права, восставать против малейшего нарушения их законных интересов, относиться недоброжелательно к нарушителям правового порядка, как к общим врагам, а соответственно тому и сами стараются не выходить из пределов своего права" <25>.
--------------------------------
<25> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 293.
Несмотря на то, что термин "законный интерес" часто используется в нормативных актах различного уровня <26>, легальная дефиниция данного термина отсутствует. Более того, ни в одном нормативном акте не приводятся конкретные примеры законного интереса.
--------------------------------
<26> См., например: АПК РФ; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; Указ Президента РФ от 12 июля 2005 г. N 796 "О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых в совершении преступлений"; Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями".
В науке под законным интересом понимают "стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла" <27>. В данном определении отражен основной смысл исследуемой категории, заключающийся в желании лица удовлетворить свои потребности, непротиворечии такого желания правовым предписаниям, а также возможности защиты собственных интересов в установленном законом порядке. В этом смысле законный интерес означает "гарантированную государством возможность реализации субъективного интереса, закрепленную в норме права или вытекающую из ее смысла" <28>.
--------------------------------
<27> Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 87 - 88.
<28> Дзгоева Б.О. Указ. соч. С. 16.
Не все интересы опосредуются субъективными правами: существуют также интересы, лежащие в основе общих дозволений. В последнем случае, когда защита интереса по инициативе его носителя возможна лишь строго определенными законом способами, и возникает понятие "законный интерес".
Субъективное право и законный интерес - это различные пути удовлетворения запросов и потребностей граждан. В отличие от субъективного права, являющегося основным путем удовлетворения запросов и потребностей, законный интерес - хотя и не основной, но подчас не менее важный путь. Субъективное право и законный интерес являются различными формами правового опосредствования интересов. Субъективное право - это более высокий уровень и более совершенная форма такого опосредствования <29>.
--------------------------------
<29> См.: Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 1998. N 4. С. 65.
То, что понятие "интерес" используется законодателем именно в объективном смысле, подтверждается, в частности, анализом законодательства. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц. В данном случае налицо рассмотрение интереса именно в качестве объекта правовой охраны, то есть в объективном смысле.
По справедливому замечанию А.Я. Курбатова, "...нужно признать, что охрана интересов общества, коллективов (групп) и граждан не может быть поставлена в зависимость от правильности и степени их осознания либо носителем интереса, либо субъектом, ущемляющим эти интересы... интерес как явление сознания людей (субъективный интерес) не является и не может быть объектом правовой охраны" <30>.
--------------------------------
<30> Курбатов А.Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2001. N 1. С. 46.
Различая частный и публичный интересы, следует исходить из того, что частный интерес служит цели удовлетворения потребностей личности, тогда как публичный интерес служит цели обеспечения существования общества как единого целого. Иными словами, частный интерес - это охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам <31>, тогда как публичный интерес - это признанный государством и обеспеченный правом общественный интерес <32>.
--------------------------------
<31> Там же.
<32> См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.
Вопросы соотношения интересов в публичном и частном праве рассматривались в первую очередь в трудах ученых - теоретиков права, а впоследствии и в работах специалистов различных отраслей права <33>.
--------------------------------
<33> См., например: Соловьев В.А. Указ. соч.; Карабанов И.И. Взаимодействие гражданско-правовых средств регулирования и налогового законодательства. Волгоград, 2006; Хавкин В.И. Указ. соч.
Прилагательное "публичный" имеет много значений. Оно означает и "общественный", и "всенародный", "открытый для публики", "гласный", а также употребляется в значении, обратном словам "частный", "личный", "индивидуальный", "не общественный", "не государственный". Именно на последнем противопоставлении базируется традиционное деление права на частное и публичное. Интересы отражаются в публичном и частном праве по-разному: то взаимодействуя, то противореча друг другу, то согласуясь между собой.
Для публичного и частного права единой целью согласно ст. 2 Конституции РФ является человек, его интересы, его права и свободы. Публичное и частное право - не цель, а разные средства ее достижения. И именно поэтому они должны применяться параллельно. Основной задачей частного и публичного права является создание условий для наиболее полной реализации интересов общества, отдельных индивидов и удовлетворения их государством. Дополнительные цели формируются и реализуются на практике посредством функций, которые представляют собой необходимые однородные, целесообразные направления частного и публичного права, вызванные необходимостью удовлетворения государством объективных потребностей общества, отдельных индивидов.
Публичное право должно обеспечивать реализацию частного права, не деформируя его. Вместе с тем без публичного права частное право недостаточно эффективно, если не сказать больше: вообще неэффективно.
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялись непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью. С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию. Наука не исключает в отдельных случаях вполне оправданного применения императивных норм для регулирования частных отношений и диспозитивных - для публичных.
Несмотря на свою общественную значимость, публичные интересы неоднородны. Вполне реальной является ситуация, при которой публичный интерес на муниципальном уровне может отличаться от такового на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне. Так, изменения в налоговой системе, обоснованные, целесообразные и оптимальные с точки зрения одного из указанных публично-правовых субъектов, могут оказаться нежелательными по тем или иным причинам для других. Подобная ситуация, очевидно, должна явиться основанием не для конфронтации, но для проведения комплекса согласительных мероприятий (например, в рамках законотворческого процесса), позволяющих обеспечить баланс публичных интересов различного уровня.
Учеными установлено, что публичный интерес - это "признанная государством и обеспеченная правом потребность социальной общности, удовлетворение которой является условием и гарантией ее существования и развития" <34>. Он обусловлен потребностями общества. Частный интерес - охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам. Таким образом, он принадлежит частным субъектам.
--------------------------------
<34> Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3.
Не вызывает сомнения целесообразность выделения в рамках частных интересов наряду с интересами физических лиц также интересов юридических лиц. Несмотря на дискуссионность вопроса о включении в правовой статус юридического лица такого элемента, как интересы, трудно отрицать формирование воли юридического лица в конечном счете теми или иными физическими лицами. А следовательно, к юридическим лицам вполне применимо и понятие интереса.
Категория публичного интереса определяет границы реализации компетенции государственных органов и иных лиц. Во-первых, публичные права всегда имеют в основании воплощение в жизнь общественного интереса. Во-вторых, поскольку целеполагание имеет своей основой реализацию интереса, то государство, будучи юридическим проявлением общества, призвано к осуществлению его интересов. Таким образом, границы вмешательства государства в частные правоотношения, а значит, в процесс реализации частных интересов объективно ограничены интересами общества (публичными интересами).
Наконец, следует затронуть вопрос о степени антагонистичности частных и публичных интересов. Казалось бы (и это мнение разделяют многие исследователи), частные и публичные интересы в большинстве случаев не должны совпадать <35>, однако в правовом государстве, по нашему убеждению, должен господствовать принцип координации и гармонизации частных и публичных интересов. Наличие сформулированных теорией и судебной практикой принципов обеспечения баланса частного и публичного интересов позволило бы избежать множества трудностей, ошибок и противоречий при разрешении споров, в которых сталкиваются интересы, охраняемые в частном и публичном порядке. С одной стороны, публичные интересы неизбежно должны в конечном счете служить средством удовлетворения интересов каждого члена общества. С другой стороны, на уровне отдельного индивида вряд ли можно допустить существование интереса антиобщественного, т.е. явно противоречащего интересам государства и общества в целом. Через индивидуальное сознание рождаются интересы, составляющие как личное, так и общее благо, удовлетворение как частных, так и публичных интересов индивидов. В любом случае в результате реализации как частных, так и публичных интересов пользу получают конкретные люди: от реализации частного интереса пользу получает определенный гражданин, а от реализации публичного интереса - все члены общества. Примечательно, что термин "принцип баланса частных и публичных интересов" используется не только юридической наукой, но и находит свое отражение, в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ <36>.
--------------------------------
<35> См., например: Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4. С. 4 - 6; Биктасов О.Г., Щербаковский Г.З. Взаимодействие государства и гражданского общества в условиях интеграции в международную правовую систему: некоторые вопросы истории и теории // История государства и права. 2006. N 6. С. 3 - 6; Ласкина С.О. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании конкурсных отношений // Финансовое право. 2008. N 12. С. 6 - 10; Алиев Т.Т. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сочетании баланса частных и публичных интересов в России // Современное право. 2010. N 4. С. 63 - 67.
<36> См., например: Постановления КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П, от 23 января 2007 г. N 1-П.
Интересы общества в целом и интересы каждой отдельной личности неразрывно связаны и определяют друг друга. Следовательно, основополагающие общественные интересы, являющиеся объектом правовой защиты, и истинные интересы каждого отдельного субъекта общественных отношений составляют единое целое.
Впрочем, нельзя также забывать о том, что неоднородность частных и публичных интересов предполагает возникновение противоречий не только между этими интересами, но и между отдельными их разновидностями. На практике это находит свое отражение в спорах между двумя субъектами частного права либо в противоречиях между Федерацией и ее субъектом <37>. Например, выделение в Конституции РФ предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72) обусловлено тем, что по этим вопросам обязательно проведение процедуры учета и согласования их интересов. В случае совпадения интересов представляется возможным говорить об их близости, схожести, солидарности. В противоречивых ситуациях, как правило, возникает конфликт интересов, а право есть инструмент, позволяющий достигнуть оптимального баланса частных и публичных интересов в регулировании общественных отношений.
--------------------------------
<37> См.: Даньков А.А. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности // Проблемы местного самоуправления (электронный журнал). N 16. URL: http:// www.samoupravlenie.ru/ 16-05.htm.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в настоящее время баланс публичных и частных интересов признается одним из основополагающих конституционных принципов, на котором должно быть основано правовое регулирование отношений с участием государства <38>. Оптимальна такая модель установления баланса интересов, при которой "общественные интересы, формируясь из системы частных мотивов и являясь их составной частью, лежат в основе государственных" <39>.
--------------------------------
<38> См.: Козлов А.Ю. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе возмездного отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.
<39> Логачева Н.Ю. Баланс частных и публичных интересов при построении экономических отношений как условие формирования демократического правового государства и гражданского общества // Юридические записки. Вып. 20. Гражданское общество и государство в России: обеспечение демократии и правомерности / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2006. С. 92.
Таким образом, при исследовании интереса необходимо различать интерес общества (публичный интерес) и интерес личности и различных социальных групп (частный интерес). Частный интерес есть мера (способ) удовлетворения потребностей личности. Публичный же интерес есть способ обеспечения существования общества как единого целого.
Итак, публичные и частные интересы - это юридически признанные интересы государства, общества, индивидов, находящиеся под защитой государства. Их выделение, закрепление и обеспечение являются одной из актуальных задач. Назрела необходимость обеспечения баланса между публичными и частными интересами, где публичные интересы должны включать в себя те потребности, от которых зависит существование и развитие общества в целом, где частные интересы признаны и гарантированы государством. Преобладание любого из этих интересов будет одинаково пагубным как для России, так и для любого другого государства.
Современный уровень развития российского общества и правосознания предполагает необходимость осуществления как минимум одного из принципов - соблюдения государством разумного баланса публичного и частного интересов. При этом необходимо учитывать, что без наличия частных интересов и выражения волеизъявления к их реализации никакие публичные интересы не могут быть достигнуты.
Общим признаком частных и публичных интересов является, во-первых, то, что их формирование осуществляется вполне личностно. Через индивидуальное осознание рождаются интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо. Во-вторых, их удовлетворение происходит через удовлетворение интересов индивидов. В любом случае в результате реализации интересов пользу ощущают конкретные люди.
Различия публичных и частных интересов состоят в следующем.
1. Частный интерес касается отдельных лиц, а потому имеет всегда значение блага, принадлежащего исключительно этому лицу. Публичный же интерес принадлежит не отдельным лицам, а обществу.
2. Публичные интересы могут быть реализованы только сообща. Часто это потребности, которые объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке. Или, как выразился В. Остром, общественные блага, которые не могут быть легко "расфасованы"; которые "не могут продаваться только тем лицам, которые готовы за них платить" <40>.
--------------------------------
<40> Остром В. Смысл американск
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.