Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В.В. СЕМЕНИХИН
Глава 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) под названием "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" структурно расположена в Особенной части данного документа. Она закрепляет несколько самостоятельных составов правонарушений, непосредственно посягающих на общественные отношения в области налогообложения и направленных на уход от него. Безусловно, данные правонарушения не несут в себе ярко выраженной общественной опасности, однако наказание за них является своеобразной превенцией развития и трансформации их в уголовно наказуемые деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Статья 15.3 КоАП РФ регламентирует административную ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
Объективную сторону правонарушений, закрепленных в этой статье, составляют:
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
Согласно ст. 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции имеет ряд особенностей и определяется гл. 26.4 части второй НК РФ. Статья 346.41 "Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений" этой главы документа гласит, что заявление о постановке на учет в налоговом органе в этом случае подается в налоговые органы в течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу. Форма такого заявления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. приложение N 1 к Приказу МНС России от 17 марта 2004 г. N САЭ-3-09/207 "Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения").
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации) датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Примечание к ст. 15.3 КоАП РФ касается субъектов данного правонарушения и носит общий характер, применимый к ряду статей КоАП РФ.
В соответствии с ним административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в названной статье, ст. ст. 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ (некоторые из них мы охарактеризуем позже), применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Примечание носит выраженный отсылочный характер к содержанию другой нормы КоАП РФ, однако даже если не обращаться к ст. 2.4 КоАП РФ, из санкции рассматриваемой нами статьи усматривается, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 июня 2003 г. N А13-8987/02-05).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом КоАП РФ понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, устанавливающей обязанности налогоплательщиков, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо иных обязанностей, предусмотренных данной статьей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов). Сделать они это обязаны в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности. Форму такого сообщения смотрите в приложении N 1 к Приказу ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".
Также согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. приложение N 1 к Приказу ФНС России от 10 августа 2006 г. N САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации").
Статья 15.4 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
Это правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Определение объективной стороны данного правонарушения во многом повторяет диспозицию ст. 118 НК РФ, которая устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение предусмотренного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке. Однако диспозиция ст. 15.4 КоАП РФ шире диспозиции ст. 118 НК РФ. Так, в ст. 118 НК РФ говорится исключительно о банковских счетах организации, а в ст. 15.4 КоАП РФ - о несвоевременном представлении информации об открытии или закрытии счетов в банке или иной кредитной организации.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Отмечаем, бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (форму квитанции см. в приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с Административным регламентом ФНС России, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 года N 9н").
Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации (см. Приказ МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").
Обратите внимание, налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Эти сроки могут различаться по видам обязательных налоговых платежей.
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета квалифицируется по ст. 15.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Внимание, такое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" КоАП РФ закрепляет правонарушения, объективную сторону которых составляют:
- непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ч. 1). Смотрите ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, устанавливающие порядок истребования документов при проведении налоговой проверки и порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретной сделке соответственно. Рекомендуем также ознакомиться с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 499-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зори Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";
- непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ч. 2). Смотрите ст. 85 НК РФ, определяющую обязанность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с этими нормами руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ выступают нотариусы и должностные лица органов, не являющиеся участниками налоговых правоотношений, но в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.
Субъективная сторона наказуемых действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.
Статья 15.11 КоАП РФ регламентирует ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Примечание к данной норме раскрывает понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под ним понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Субъектом рассматриваемого правонарушения выступает руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности. Индивидуальный предприниматель и организация как юридическое лицо несут налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета изложены в гл. 2 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (см. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.).
В заключение рассмотрим норму ст. 15.13 КоАП РФ. Она является в определенной степени специальной, так как относится к отдельной группе налогоплательщиков.
Указанная норма закрепляет административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2007 г. по делу N А60-698/07-С9).
Санкция этой статьи предусматривает административный штраф, который может быть наложен как на должностных лиц, так и на юридических лиц.
Согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" такие декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение 3 месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.
Рекомендуем также ознакомиться с положениями ст. 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Приказом ФНС России от 15 августа 2006 г. N ММ-3-07/528@ "Об утверждении Порядка представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.